Вверх
  • Компьютер: pro et contra
  • Что такое пикториальная фотография
  • 11 вопросов о печати цифровых фотографий (часть вторая)
  • Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина
  • Евгений Медведев: "Современный художник и фотография"
  • Как это снято: серия «Маленькая Золушка»
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина

Обсудить
Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина

Сегодня речь пойдет о кнопке. Кнопка — это мой имидж, с которым я работаю уже много лет.

Как-то раз я совершенно случайно зашел к знакомым в Дом офицеров, когда там разгоняли фотолабораторию. Я тогда нашел довольно большое количество негативов на стекле и понял, что с ними нельзя просто так расстаться — попросил разрешения и увез их с собой. Просматривая стекла, я обнаружил много репродукций. Репродукция в те времена делалась так: фотография прикреплялась кнопками к деревянной поверхности и просто переснималась, так как сканеров еще не было. Именно на этих негативах я и увидел впервые совершенно фантастические кнопки, расположенные по периметру снимков. Меня даже не столько заинтересовали сами фотографии, сколько кнопки.

Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина
Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина

Тогда же мне подарили старинный альбомчик для семейных снимков, и я решил сделать первый «Альбом для кнопок», в нем были представлены портреты кнопок — как некая иллюзия визитных портретов конца XIX — начала XX веков. Это был 1994 год. Потом я стал использовать чужие негативы, в основном любительские. Тогда еще на помойках часто можно было их найти. Какие-то материалы мне дарили, отдавали просто так, а сейчас в комиссионных магазинах можно даже встретить фотоаппараты, которые продаются вместе с пленкой.

Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина
Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина

Многие боятся, что я кнопки прямо в лица втыкаю. Это, конечно, не так, кнопки — это маски: я при печати лицо закрываю монеткой, а потом впечатываю на ее место изображение кнопки. Каждая фотография получается уникальной: во-первых, экспозиция всегда разная, засвечивается по-другому; во-вторых, кнопки впечатываются неодинаково и поворачиваются по настроению. Повторить в точности все нюансы невозможно.

Я очень люблю свою коллекцию чужих любительских снимков. Самое интересное — это смотреть пленку целиком, еще не разрезанную по кадрам, именно то, как человек снимал. Я теперь и свои пленки перестал резать, храню в рулонах.

Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина
Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина

Конечно, я никогда не печатаю с пленки все подряд, выбираю самые интересные кадры, которые я сам уже не смог бы снять. Я пытался фотографировать как любитель, но у меня не получается — любитель совсем иначе думает и делает. Впрочем, может, я и лукавлю — смог бы, если бы захотел. Однако мне проще пользоваться старыми снимками, к тому же это история, куда мне уже никак не вернуться — я же родился в 1960 году, осознанно фотографировать начал в 1982-м, к кнопкам пришел в 1994-м, а в коллекции есть негативы послевоенных лет.

Многие говорят, что использование чужих негативов сродни воровству, но, по моим ощущениям, совершенно неважно, что я помещаю в увеличитель, сам я снял этот негатив или не сам, важно, что я с ним делаю дальше и что получаю на выходе. Среди материалов есть картинки моего отца, например. Я же привношу некое свое видение пространства — и получается совершенно другое произведение.

Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина
Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина

Предположим, вы смотрите семейный альбом с фотографиями того плана, что я использую как основу своих произведений. Если вы знаете человека на снимке, вы его разглядываете, если нет — пролистываете дальше. Для меня в этом проекте была важна ситуация — независимо от того, кто изображен на фотографии, кнопка-маска все унифицирует, люди унифицируются, и из-за этого основное внимание приходится на фотографию саму по себе. Вот «Альбом для кнопок — 2» — это такой альбом альбомов, общий любительский альбом всей России, потому что все унифицировано. В нем снимки где-то с 1945-го по 1985 год — более ранние уже сложно было найти. Проект ограничился 1985 годом, здесь мне было интересно именно то старое, доперестроечное время, в которое я родился и вырос. Потом все очень сильно изменилось.

Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина
Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина

В принципе, все непрофессиональные семейные снимки похожи и по своему содержанию, и некой небрежностью, и, может быть, неумением, но только посмотрите на эту обаятельную асимметрию — ведь это гораздо интереснее работ профессионалов, где все выверено, правильно и четко. Конечно, порой попадаются и такие фотографии, которые делал какой-то более или менее подкованный любитель. Но для меня важнее всего фактура этого старого снимка, которую нельзя натурально воспроизвести в первозданном виде и которую я с удовольствием использую в своих произведениях. Я даже печатаю на старой советской черно-белой фотобумаге, порой очень плохого качества. Занимаюсь тонированием, стилизацией, обрабатываю в намеренно плохих растворах, чтобы и с точки зрения печати фотография выглядела аутентично любительской. В этой серии никогда ничего не ретуширую, оставляю все пятнышки и царапины, порой чем их больше, тем лучше.

Мне кажется, сейчас этот проект особенно интересен, а в эпоху Интернета, когда кто только и как только не использует чужие изображения, все выдвигаемые в мой адрес обвинения совершенно неуместны. Я совсем не мучаюсь по поводу того, что это не мои фотографии, ведь как только я их напечатал таким способом, они стали моими. Да, в принципе, получается постмодернизм, но я никогда это и не отрицал.

Все фотографии Андрея Чежина.

Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина
Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина

Содержание:

    Опубликовано: 18.12.2009

    Обсудить
    User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
    Андрей Чежин
    Опубликовано 18.12.2009

    Участник художественного объединения «Фoтpostscriptum». Член Союза фотохудожников России. Член Петербургского гуманитарного фонда «Свободная культура». Член Международной федерации художников.

    Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
    comments powered by Disqus
    B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd