«Проект NikonPro»
Съёмка грудничков — занятие непростое. Родители очень трепетно относятся к детям в этот период, ведь в нашем обществе до сих пор существует множество предрассудков: кто-то боится сглаза, кто-то верит в различные приметы. Отваживается на такую съёмку далеко не каждая семья. И часто фотосессию планируют, только если между родителями и фотографом уже сложились доверительные отношения. Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз — один из тех фотографов, которым доверяют снимать самых маленьких моделей. Некоторым из них нет даже месяца.
В России существует множество поверий. Например: ребёнка в первые дни могут видеть только близкие родные. Кроме того, сразу после родов женщине, как правило, совсем не до фотосессий. Малышу требуется много внимания, хочется привести себя в форму. Поэтому обычно фотографа приглашают, когда ребёнку уже 1–3 месяца.
Сейчас в тренде кадры, на которых малыши умилительно сворачиваются калачиком во время сна. Идеальный возраст для таких фотографий — 2–3 недели. Часто при съёмке детей младше трёх недель их укладывают в специальные корзиночки для новорождённых, заворачивают в пелёнки или распашонки, украшают повязками с цветами. Во время фотосессии младенец примеряет несколько разных образов, за которыми не видно его самого. После трёхнедельного возраста дети уже не спят так крепко, их не удастся положить в такие позы. Однако при съёмке малышей от 1 до 3 месяцев фотографии получаются более интересными: малыши начинают реагировать на звуки, улыбаться маме, держать игрушку в руке и дольше бодрствовать, а значит, появляется чуть больше сюжетов для съёмки. Основная часть клиентов обращается к фотографу, когда новорождённые начинают самостоятельно держать головку.
Встречается ещё один предрассудок. Он пришёл из викторианской эпохи. Тогда младенцы часто умирали буквально через несколько дней или недель после рождения, и родители не успевали сфотографировать ребёнка при жизни, поэтому делались посмертные фото как будто бы спящих детей. Отсюда взялось поверье, что снимать ребёнка во сне нельзя. И поэтому многим родителям больше по душе кадры, на которых запечатлены моменты кормления ребёнка или игры с ним.
Маленьких участников фотосессий я снимаю на макрообъектив AF-S VR Micro-NIKKOR 105mm f/2.8. Он прорисовывает буквально каждую ресничку и позволяет создавать очень чёткие снимки. С его помощью можно делать красивые фотографии ножек или ручек малыша, запечатлеть крупным планом ротик или глазик с пушистыми ресницами. И впоследствии из этих фотографий можно составить чудесный коллаж.
Второй объектив, который мне необходим при таких съёмках, — AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G. Он хорош для средних планов. Несколько кадров я делаю широкоугольной линзой, чтобы запечатлеть первую комнату малыша, его кроватку или сделать общий портрет.
Чёткая прорисовка деталей — одна из основных особенностей оптики NIKKOR. Вкупе с камерой Nikon D800 снимки на объектив AF-S VR Micro-NIKKOR 105mm f/2.8 получаются порой настолько детализированными, что можно рассмотреть, например, структуру косметики на женской коже. Такая оптика отлично подходит для съёмки детей любого возраста, особенно новорождённых, когда нужно прорисовать мельчайшие волосики и тончайшие реснички ребёнка. Объектив фокусируется с небольшого расстояния, не даёт искажений при съёмке портретов и аккуратно прорабатывает детали при правильном освещении.
снимаю исключительно при естественном свете. С такими малышами подойти к источнику света — к окну — не является проблемой. Оптика NIKKOR отлично справляется с любой поставленной задачей. Например, светосильный объектив AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G позволяет вытягивать кадр по свету даже в самых непростых условиях. Кроме того, это стекло — одно из самых резких и одно из самых недорогих одновременно, что делает его уникальным в своём классе. Что касается AF-S VR Micro-NIKKOR 105mm f/2.8, то у него при использовании мягкого естественного освещения качество картинки лучше, чем у некоторых классических портретников. И это несмотря на то, что макрооптика не особенно подходит для портретной фотографии. Всё дело в сверхмалой глубине резкости и фокусировке с более длинного расстояния, которого в маленьких квартирах просто не хватает.
Естественные фотографии всегда смотрятся более живыми в отличие от постановочных. К тому же именно такие реальные моменты из жизни представляют настоящую ценность для семейного фотоальбома. Не нужно зацикливаться на постановочных кадрах. Кормление грудью, первая игрушка, первое платье и прогулки — вот что точно хорошо приживётся в вашем альбоме. Совсем не обязательно делать фотографии с новорождёнными «а-ля натюрморт». Иногда сюжет находится совершенно спонтанно. Например, на фото с голубым пледом малыш просто спит, и даже не пришлось прибегать ни к каким специальным ухищрениям.
Обработка фотографий может быть естественной и художественной. Всевозможные проблемы с кожей, связанные с покраснениями, аллергией, легко убираются при естественной обработке цветокоррекцией и лёгкой ретушью. При художественной обработке делается тонировка, убираются все излишества, несовершенства — фотография доводится до идеала.
В основном я снимаю на камеры Nikon D800 и D810. Они отлично подходят для студийной и интерьерной съёмки. D810 — новая, усовершенствованная модель с большим количеством пикселей, она позволяет создавать огромные снимки отличного качества. Благодаря процессору Expeed 4 Nikon D810 может сделать на треть больше снимков (1200 по стандарту CIPA), чем D800. Отдельно стоит отметить, что D810 имеет и более быстрый автофокус (такой же, как в Nikon D4s). У D800 есть один незначительный недостаток, порой усложняющий фотографам жизнь: точки фокусировки имеют очень маленький размер, и иногда камера фокусируется на фон, а не на объект съёмки. Разработчики решили проблему тем, что добавили в камеру D810, как и в D4s, режим Group Area Autofocus. В этом режиме фокусировка производится по пяти точкам: точке, выбранной фотографом, и четырём соседним. Причём они необязательно должны быть расположены по центру видоискателя.
Помимо упомянутых выше моделей Nikon D800 и D810, я пользуюсь Nikon D4 и D3s. В Nikon D800 нельзя поставить высокий ISO, но эта возможность есть, например, у репортажной D4. Зато когда я снимаю летом при большом количестве света, на D800 кадр получается огромный и в хорошем качестве, такие не снимешь на D4. И даже несмотря на то, что я не могу без появления шумов выставить высокий ISO у D800 и D810, картинка всё равно получается огромная — намного больше, чем при съёмке на Nikon D4s.
Если уменьшить кадр, сделанный на Nikon D800, до размера кадра, доступного D4, то шумов не будет видно. Иногда я специально выставляю на D800 высокие значения ISO: 2500, 3000, иногда 4000. В результате при уменьшении размеров шумы уходят. И потом, такие проблемы возникают только при недостаточном освещении. Весной или летом я получаю огромную картинку отличного качества с лучшей детализацией.
Кроме того, я участвую в конкурсах и отправляю туда портретные фотографии. Качественную картинку с чёткой детализацией, прорисовкой до мельчайших деталей даёт мне только D800 и D810.
Отдельно стоит отметить, что, несмотря на выход усовершенствованной модели Nikon D4s, камера D4 не потеряла своей актуальности. По-прежнему одной из отличительных способностей D4 является чуть большее количество пикселей, чем у модели D4s — 16,2 мегапикселей против 16, и глубина цвета — 24,7 против 24,4. Также у D4s значительно снизился уровень шумов при съёмке с высоким уровнем ISO.
Безусловно, техника имеет первостепенное значение при фотосъёмке. Однако ещё одним очень важным моментом является способность фотографа чутко улавливать настроение малышей и уделять внимание к мельчайшим деталям. В этом может помочь собственный опыт родительства. Ведь фотографы и сами снимают своих детей буквально с первых дней жизни и понимают ценность уникальных моментов из семейных хроник, которые со временем будут вспоминать все члены семьи, просматривая фотоальбом. Если ваши кадры первенца понравятся родителям, они, скорее всего, станут вашими постоянными клиентами и вернутся снова, как только в их семье произойдёт пополнение.
Подробнее об Ляле Гарбуз можно прочитать на сайте NikonPro.ru