Вверх
  • Как снимать в городе ночью? Вечерняя съёмка с уличным освещением
  • Макросъёмка с ручной фокусировкой
  • Осенние туманы в кадре
  • Фотографируем в горах
  • Обрабатываем портретную фотографию в Nikon Capture NX-D. Базовые приёмы
  • Обрабатываем пейзаж в Nikon Capture NX-D
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Фотографируем в горах

Обсудить

Горы – совершенно уникальный вид ландшафта со своими особенностями, правилами и законами. Там всё по-другому, и это чувствует каждый, оказавшийся на высоте. Фотографу горы могут дать необычные пейзажи и уникальные условия съёмки, но при этом они поставят перед ним множество сложных задач. Цель этой статьи – вдохновить читателя на съёмку и творчество, помочь ему спланировать и провести съёмку поближе к облакам.

Фотографируем в горах

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Особенности съёмки в горах

  • Высота и складчатость рельефа

Если у вас есть опыт съёмки пейзажей на равнине (в Подмосковье, допустим), то вам будет знакома эта проблема: всё плоское, а взгляд постоянно упирается либо в рядом стоящий дом, либо в близлежащий лес. В таких условиях приходится искать хоть какие-то возвышенности, чтобы найти более-менее выразительный вид или взять ракурс поинтереснее. Поэтому часто равнинные пейзажи снимают, например, на крутых берегах рек, с крыш домов. Горы решают эту проблему: благодаря большой высоте вы можете смотреть очень далеко, а между горами можно ловить уникальную игру света и тени. Высокие горы смогут стать и отличным фоном для ваших кадров.

Фотографируем в горах

Nikon D600 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

  • Переменчивость погоды

Погода в горах может быть очень непостоянной. Это несёт фотографу одновременно и ряд выгод, и ряд сложностей. Выгода заключается в том, что вы легко за одни сутки сможете поснимать и дождь, и грозу, и туман, и яркое солнце, и снег с инеем. За короткое время природа покажет множество своих состояний.

Фотографируем в горах

Эти кадры сделаны с временным промежутком около трёх минут.

Фотографируем в горах

Как видите, погода и видимость сильно изменились за это время.

Те, кто говорит, что пейзажная фотография не знает спешки и не требует от фотографа скорости работы, скорее всего, ни разу не снимали в горах. Чтобы застать интересное состояние погоды и освещения, порой требуется действовать так же быстро и слаженно, как и при съёмке репортажа. В этом заключается основная сложность: порой в нужный момент приходится бежать сломя голову на место съёмки, прихватив с собой штатив и светофильтры, чтобы, скажем, успеть снять внезапно открывшийся просвет в облаках, в котором показалась красивая скала. В бытовом плане переменчивая погода вынуждает фотографа быть готовым к любым условиям: иметь защиту и от дождя, и от холода.

  • Необыкновенная природа

Горная природа сильно отличается от равнинной: на высоте растут другие деревья, цветут другие цветы и колосятся другие травы. То же во многом справедливо и для животного мира. Интересно, что в зависимости от высоты природа может сильно меняться. Представители горной флоры и фауны вполне могут стать основными объектами ваших фотографий!

Фотографируем в горах

Nikon D810 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor
Крокус прекрасный растёт в горах и цветёт осенью.

  • В горах можно встретить интересных людей

Вместо того чтобы снимать очередную модель на фоне кирпичных стен, сходите в горы: познакомьтесь с путешественниками или местными жителями. Как правило, они представляют реальный интерес для съёмки, ведь у каждого из них есть своя харизма, своя история…

Фотографируем в горах

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Пожилая жительница черногорской деревни Питомине, находящейся у подножия горного массива Дурмитор

Подходы к организации и планированию съёмок в горах

Горы не были бы горами, если туда попасть было бы так же легко, как сходить в магазин. В горы надо как-то забраться, чтобы там фотографировать. Рассмотрим основные варианты, так сказать, с точки зрения транспорта и организации процесса.

  • Посещение общедоступных туристических мест.

Самый простой способ оказаться в горах – просто устремиться за основным туристическим потоком на близлежащую канатную дорогу или к какой-то доступной горной достопримечательности. Такой вариант не потребует от вас никаких особых усилий и навыков. Но вы не окажетесь среди девственной горной природы: вы будете хоть и в горах, но по-прежнему среди обычных людей.

Фотографируем в горах

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Съёмка на одной из смотровых площадок горы Ловчен в Черногории. Ловчен — одна из главных достопримечательностей черногорского приморья. На вершине горы расположен мавзолей местного правителя Петра Негоша, который активно посещается туристами примерно с мая по октябрь (в остальное время он закрыт, ведь на горе лежит снег и дороги к нему нет).

  • Поездка на транспорте.

Имея автомобиль (личный или взятый в прокат), вы сможете ехать туда, куда захотите! Наметьте на карте несколько точек, куда можно добраться на авто. На машине вы сможете заехать довольно далеко, зачастую в очень интересные и глухие места. Но помните, что дороги в горах не всегда имеют хорошее покрытие, а зачастую даже опасны. Выбирая машину для таких путешествий, лучше отдать предпочтение автомобилям с полным приводом или хотя бы с высоким дорожным просветом. Обеспеченные фотографы могут организовать доставку себя в нужное место и другими видами транспорта: начиная от лошадей и заканчивая вертолётом.

  • Автономное путешествие.

Пока не изобретено транспорта более удобного в горах, чем ноги. До большинства интересных горных мест можно добраться только пешком (или на лошадях). Именно поэтому многие фотографы, снимающие в горах, являются ещё и специалистами по горному туризму. Если вы можете пройти пешком больше пары километров и не боитесь ночёвки в палатке, этот вариант для вас вполне приемлем. Однако, если у вас нет туристических навыков, ходить в поход, конечно, лучше в компании более опытных туристов. Оптимальной будет группа, состоящая из любителей фотографии, чтобы все были объединены общими интересами. Ваши собратья-фотографы поймут вас, если вы «зацепитесь» на полчаса за какой-нибудь красивый цветочек или перебудите всех в 5 утра, собираясь снимать рассвет. К тому же фотопутешествия требуют особого расписания похода (чтобы можно было снимать в режимное время) и специфического планирования маршрута, ведь места ночёвок должны находиться там, где есть подходящие условия для съёмок. На рынке сейчас существует множество предложений с фототурами по горам. Если вы пока не можете сами организовать поход в интересующее вас место, можно воспользоваться услугами гидов.

Независимо от того, какой формат путешествия по горам вы выбрали, есть советы, которые помогут вам получить в горах много интересных кадров.

Ставьте перед собой конкретные цели. Чётко определитесь, в каком жанре вы будете снимать, какие сюжеты вас интересуют. От этого будет сильно зависеть и ваш маршрут, и набор фототехники, которую с собой придётся взять. А вариантов здесь много: в горах можно снимать и пейзажи, и портреты, и какие-то этнографические проекты, и макро, заниматься астрофотосъёмкой. Тут всё просто: либо вы, как «турист», снимаете всё подряд (и всё одинаково плохо), либо концентрируетесь на чём-то конкретном и делаете качественные, продуманные кадры.

Разрабатывайте точный маршрут. Вне зависимости от того, каким образом вы путешествуете, маршрут должен быть обязательно. Отметьте на нём ключевые точки для съёмки. Ими могут стать места с красивым видом, какие-то интересующие вас объекты или поселения. Если вы идёте в горы с ночёвкой, обязательно продумайте место для неё. Желательно, чтобы близко к нему был источник воды, при этом вы должны быть как можно ближе к намеченному месту съёмки. Это позволит плодотворно работать в режимное время: рано утром и вечером.

Фотографируем в горах

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Что взять с собой?

Разумеется, в горы придётся брать не только фотокамеру, но ещё и подходящее для гор снаряжение: начиная с удобной обуви и заканчивая едой и водой. О походном снаряжении написано множество статей на туристических сайтах. Мы же сосредоточимся на вопросах фототехники. Надо иметь в виду, что в горах вы будете ощущать каждый лишний грамм, взятый с собой. Те, кто ходил по горам с камерой, и уж тем более любители походов меня поймут. Поэтому брать весь возможный фотоарсенал не имеет никакого смысла – вы просто надорвёте себе спину. Правильнее будет взять лишь самое необходимое. Как уже было сказано, определиться с набором необходимой в горах фототехники помогут чётко поставленные съёмочные цели.

Фотоаппарат – ваш основной инструмент. Разумеется, для серьёзного фотографа оптимальным выбором будет зеркальный фотоаппарат. Почему? Потому что при своём солидном весе он позволяет получать достаточно качественное изображение, имеет ручные настройки и сменную оптику. Многие современные зеркалки имеют относительно небольшие вес и габариты: например, доступный Nikon D3300 весит всего 430 грамм. А продвинутая полнокадровая камера, специально разработанная с расчётом на путешествия – Nikon D750 – 840 грамм. Но не торопитесь возражать, что беззеркальные аппараты ещё легче. Почему? Потому что основной вес оборудования серьёзного фотографа всё равно придётся на оптику. И неважно, зеркалка у него или беззеркалка – оптика весит примерно одинаково. Кроме того, беззеркалка работает от батареи гораздо меньшее время, а значит её малый вес вы просто компенсируете большим числом сменных аккумуляторов, которые придётся нести с собой. Ещё один минус беззеркалки – её маленький корпус со множеством мелких кнопочек сложно держать в руках, будучи в перчатках. В горах частенько бывает холодно, так что съёмки в перчатках – обычное дело.

Фотографируем в горах

Фотоаппарат Nikon D750

Объектив не менее (а может, и более) важен, чем фотокамера. Именно он позволит получить резкую или не очень картинку, даст нужный угол обзора. Если вы собрались снимать пейзажи, то угол обзора для вас принципиально важен. Ведь весь простор открывающихся видов нужно как-то уместить в одном кадре. Среди широкоугольных объективов можно выделить модель Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor (для кропа). Я же для полнокадровой камеры использую лёгкий и удобный Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Он является моим основным объективом, на который я делаю порядка 75% кадров. Также в моей фотосумке обычно лежит «полтинник» Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor на случай съёмки портретов или не очень «широкоугольных» пейзажей. И в качестве телевика – Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor или Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor. Почему вместо трёх объективов я не беру один, но универсальный, ведь все эти фокусные расстояния вполне можно покрыть одной линзой с фокусным расстоянием 18-200 мм? Этому есть две основные причины. Первая – качество изображения. В это понятие я вкладываю как резкость, так и отсутствие аберраций, дисторсий, бликов при съёмке в контровом свете. Вторая – светосила. Благодаря наличию в моём комплекте как минимум светосильного «полтинника», я обеспечен объективом, которым можно снимать с рук при недостаточном освещении, красиво размывать фон при съёмке портретов или крупных планов.

Фотографируем в горах

Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor — широкоугольный объектив для кропа

Фотографируем в горах

Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor — широкоугольный объектив для полнокадровых аппаратов

Штатив в горах вызывает изумление у всех, несвязанных с фотографией людей. Дескать, «зачем ты притащил с собой эту тяжеленную треногу?!». Тем не менее опытный фотограф знает, что без штатива немыслима серьёзная съёмка пейзажей. Именно штатив позволит сделать резкие и качественные снимки на восходе, на закате и даже ночью. Главное, выставить подходящие параметры на фотокамере. Штатив поможет снимать на закрытой диафрагме, добиваясь максимальной глубины резкости, чтобы всё в кадре было резким, от переднего плана до фона. Он же поможет снимать кадры с брекетингом экспозиции для создания HDR-изображений. Ясное дело, для съёмки в горах хочется выбрать штатив полегче и покомпактнее. Но важно найти компромисс между лёгкостью штатива и его устойчивостью, надёжностью: хлипкий штатив просто не будет выполнять своих функций.

Светофильтры – спорный предмет экипировки современного фотографа. Кто-то здесь «исповедует» полный отказ от их использования, объясняя это тем, что всего можно добиться при компьютерной обработке и таскать с собой лишние стекляшки не имеет смысла. Кто-то берёт с собой только поляризационный фильтр для увеличения контраста изображения, уменьшения лишних бликов. Но поляризационный фильтр плохо сочетается с широкоугольной оптикой: на ней он может давать пятна, неравномерное затемнение в кадре. Разумеется, дорогие и качественные фильтры работают в этом плане лучше дешёвых и плохих, но общая закономерность именно такая. Поэтому я не использую поляризационные фильтры вообще.

Фотографируем в горах

Поляризационный фильтр, объектив с фокусным расстоянием 18 мм. Видно затемнение на небе с левой стороны.

Зато я беру с собой на съёмку градиентные светофильтры. Они нужны для выравнивания яркости неба и земли. Согласитесь, ведь не хочется получить на фото белёсый пересвет вместо заката. Правильный выбор градиентного фильтра позволит самым естественным образом сохранить все детали на фото, и вам не придётся прибегать к склейке HDR и прочим ухищрениям. Единственное «но»: имеет смысл использование только системных градиентных фильтров (Cokin, Lee, Singh-Ray). Кстати, фирма Lee выпускает специальную систему крепления фильтров на объективы, лишённые резьбы под светофильтр. К примеру, возможности использовать обычные светофильтры не имеет топовый сверхширокоугольник Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED. Но благодаря данной системе на него (как и на ряд других объективов) можно установить светофильтры Lee серии SW150.

Градиентные фильтры в обычной круглой оправе я считаю бесполезными, ведь вы не можете регулировать область затемнения в кадре, а значит, затемнён окажется наверняка совсем не тот участок, который необходимо было затемнить. К примеру, вы можете получить небо с затемнением вверху, но очень яркое ближе к горизонту.

Фотографируем в горах

Системный светофильтр в держателе. Двигая его вверх-вниз и наклоняя вправо-влево, я могу установить фильтр таким образом, чтобы он затемнял только необходимую мне область.

Фотографируем в горах

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Кадр, сделанный с использованием градиентного фильтра

Ещё один тип фильтров, которые можно взять с собой – нейтрально-серые. Они позволят удлинить выдержку, тем самым смазав предметы, находящиеся в движении. Самый простой пример – съёмка воды. Благодаря длинной выдержке можно размыть поток водопада. Впрочем, надобность в искусственном удлинении выдержки отпадёт с приходом сумерек, ведь в условиях слабого освещения вы и без фильтров можно снимать на длинной выдержке.

Фотографируем в горах

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Водопад, снятый на выдержке в 15 секунд

Аккумуляторы. Помните, что без такой простой вещи, как батарея, ваша камера превратится в очень дорогой кирпич. При планировании съёмки в горах (особенно многодневной!) рассчитайте примерное количество нужных вам батарей. Помните, что на холоде батареи садятся быстрее. Кроме того, много энергии потребляет режим Live View, для экономии заряда можно отказаться от съёмки в нём.

Фотосумка – вещь, призванная защитить вашу аппаратуру от внешних воздействий и обеспечить удобную её транспортировку. В горах это очень важно, я настоятельно не рекомендую носить аппарат в авоське или дамской сумочке. Разумеется, у каждого фотографа свои предпочтения относительно фотосумок, но общие рекомендации мы дать попробуем.

Если вы совершаете небольшую однодневную прогулку в горы или путешествуете на машине, оптимальным выбором станет фоторюкзак: в него поместится и фототехника, и перекус, и вода, и тёплая одежда. А правильный рюкзак позволяет прикрепить к себе ещё и штатив. А вот сумки с ремнём через плечо, особенно крупные (рассчитанные на камеру с несколькими объективами), могут стать помехой: мало того, что они сильно давят на плечо, так ещё и раскачиваются туда-сюда, мешая идти и преодолевать препятствия. Особенно сложен выбор правильной сумки для многодневных автономных выходов, ведь за спиной у вас уже есть рюкзак с походным снаряжением. Я в таком случае размещаю небольшую фотосумку спереди, крепя её на лямках большого рюкзака. Таким образом обеспечивается быстрый и удобный доступ к технике, а в случае необходимости её всегда можно убрать в большой рюкзак. Какой бы тип фотосумки вы ни выбрали, важно, чтобы она оснащалась всепогодным непромокаемым чехлом. Он защитит ваше оборудование от дождя.

Заключение

«В жизни стоит попробовать всё» – эта фраза обычно используется для оправдания каких-то сомнительных поступков. А ведь попробовать можно и действительно интересные вещи. Попробуйте сходить в горы! Весь риск и страх окупятся сторицей в виде ярких впечатлений и отличных фотографий!

Опубликовано: 24.10.2015

Серия статей "Как снимать пейзаж?"

Обсудить
71ad474e f694 4d59 8c9a 56e5bb337e7c
Константин Воронов
Опубликовано 24.10.2015
Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd