Вверх
  • Учимся композиции в портретной фотографии
  • Как использовать контровой свет в фотографии
  • Как обесцветить фотографию в Фотошопе: превращаем цветной снимок в черно-белый
  • Что такое экспозамер: выбор точки экспозамера в кадре
  • Nikon D600: выбор свадебного фотографа
  • Технология съемки современного портрета. Работа в студии с моделью
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Что такое экспозамер: выбор точки экспозамера в кадре

Обсудить

Современные фотокамеры могут замерять яркость сюжета разными способами, и в зависимости от этого режимы замера экспозиции носят разные названия и по-разному оценивают количество света, проникающего в камеру. Главная же цель экспозамера — не дать сюжету пересветиться или провалиться в черноту. Но что делать в случае с контрастным сюжетом? Давайте разберемся, какими бывают режимы экспозамера, и как их правильно использовать.

Существует четыре типа экспозамера. В разных камерах они могут появляться в разном количестве и сочетании. Точечный, частичный, центро-взвешенный, и матричный.

Точечный экспозамер своим названием говорит за себя: замер яркости в нем происходит по точке. По умолчанию — это центральная точка фокусировки, но можно выставить настройки так, что эта точка будет совпадать с любой другой выбранной точкой фокусировки. Освещенность остального поля кадра в этом случае вообще не учитывается. Этот вид замера удобен, например, когда яркость главного объекта сильно отличается от яркости фона: тогда приходится жертвовать вторым и заставлять камеру оценивать и прорабатывать освещенность только нужной фотографу зоны.

Что такое экспозамер: выбор точки экспозамера в кадре

Частичный экспозамер похож на точечный, только зона оценки освещенности при нем чуть больше: если в точечном это 3-5% от кадра, то в частичном она уже около 15-17%. Чтобы представить себе эту зону, обратите внимание на кружок в видоискателе. Экспонометр учитывает яркость всего, что попадает в этот кружок. При сильных перепадах яркостей, когда есть, например, риск, что очень яркий фон «перебьет» детали затененного объекта, нужно выставлять точечный или частичный режим замера – в зависимости от того, насколько велика та зона, яркость которой для вас принципиально важна.

Что такое экспозамер: выбор точки экспозамера в кадре
Что такое экспозамер: выбор точки экспозамера в кадре

Третий тип замера, центро-взвешенный, предполагает, что камера, как и в частичном замере, в первую очередь ориентируется на освещенность объектов, попавших в центральный кружок, но принимает во внимание и зону вокруг него. Представьте себе солнышко с лучами. А теперь посмотрите в видоискатель. Тот самый кружок, который мы уже знаем — и есть это солнышко, а вокруг него мысленно дорисуйте лучи. Примерно так работает центро-взвешенный режим экспозамера : учитывает середину сюжета и ее окрестности, игнорируя углы. Если нужно снять портрет (или какой-нибудь объект) на фоне, который не очень важен, но все-таки имеет значение для сюжета, стоит использовать центро-взвешенный экспозамер. Чаще всего он стоит в камере по умолчанию, так как хорошо подходит для большинства сюжетов.

Что такое экспозамер: выбор точки экспозамера в кадре
Что такое экспозамер: выбор точки экспозамера в кадре

Последний вид - матричный экспозамер, его еще называют мультисегментным или мультизонным, захватывает всю площадь кадра. Принцип его работы таков: все поле кадра разбивается на зоны (в современных камерах количество их больше тысячи), экспозиция каждой из которых оценивается отдельно, после чего все данные объединяются, выдавая фотографу «температуру в среднем по больнице», то есть, общую яркость сюжета, учитывая как середину, так и углы будущего кадра. Если вы собираетесь снять равномерный по яркости или малоконтрастный кадр, то матричный замер подходит больше всего.

Что такое экспозамер: выбор точки экспозамера в кадре
Что такое экспозамер: выбор точки экспозамера в кадре

Какой экспозамер лучше для съемки?

Для того, чтобы решить, какой тип замера подойдет вам в каждой конкретной ситуации, давайте рассмотрим этот пример: в центре кадра стоит темный будильник, за ним — очень яркий фон.

Точечный: учитывается только центральная точка. Она самая темная, поэтому кадр сильно осветлился, зато центральная точка идеально проэкспонирована и далека как от провала в темноту, так и от пересвета.

Что такое экспозамер: выбор точки экспозамера в кадре

Частичный: здесь в зону замера вошел почти весь циферблат. Так как на нем есть и светлые зоны, то камера сделала вывод, что настолько сильно, как в предыдущем варианте, осветлять кадр не нужно.

Что такое экспозамер: выбор точки экспозамера в кадре

Центро-взвешенный: будильник учитывается в первую очередь, но и зона вокруг него также важна. А она очень светлая, поэтому, в попытке найти золотую середину, камера сделала кадр еще темнее, проработав фон.

Что такое экспозамер: выбор точки экспозамера в кадре

Матричный замер просчитал, помимо центра, все углы, насчитал три темных, и сделал кадр чуть светлее, чем в предыдущем варианте.

Что такое экспозамер: выбор точки экспозамера в кадре

Попробуйте потренироваться на аналогичном сюжете, и принцип работы режимов экспозамера станет ясен.

Опубликовано: 30.07.2013

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Анна Март
Опубликовано 30.07.2013
Сергей, 2013-11-21T01:55:12

В статье перепутаны "яркость" и "освещенность", а выражения "падающий свет" и "отраженный свет" - вообще не встречаются. Жаль, что здесь эти понятия отменены (???), поэтому "...принцип работы режимов экспозамера НЕ СТАНЕТ ЯСЕН, а просто придет привычка: если сделаю так, то будет вот так, а если по-другому, то иначе...
Пример 1: "Точечный экспозамер своим названием говорит за себя: замер ЯРКОСТИ в нем происходит по точке."
Пример 2: Частичный экспозамер похож на точечный, только зона оценки ОСВЕЩЕННОСТИ при нем чуть больше:..."
Две разные физических величины при оценке одного события - без пояснений! Начнем с того, что камеры не меряют освещенность, ибо им нельзя смотреть на источники света, а оперируют только понятиями яркости объекта, его отражающей способности. Даже, если мы снимаем солнце! Между этими двумя понятиями есть немалая разница. Яркость - отраженный свет - измеряется в канделах, а, освещенность - падающий свет - в люксах. И неплохо бы читателям на том же примере с точечным замером яркости циферблата объяснить, что именно меряет камера. А именно - ЯРКОСТЬ объекта. Но не освещенность. Ибо будь циферблатик не такой белый, его отражающая способность к падающему свету была бы значительно меньше, и яркость его значительно уменьшилась бы. Если такую подробность однажды понять, то тогда всё понимание принципа экспозамера приходит в норму. А так... Ну, хорошо. Скажем так: автор статьи знает практику, но не понимает теорию этого дела. В этой статье много общих слов без пояснений. Просвещать, так просвещать!

B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd