Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Важность фокусировки в макросъемке

Дата публикации: 29.12.2008

Два слова о фокусе

Важность фокусировки в макросъемке
Орхидея Cymbidium lowianum © Иосиф Кауров

Нет такого человека, который, занимаясь фотографией, не сталкивался бы с подобной ситуацией: разбираешь фотографии со съемки и обнаруживаешь, что часть кадров получилась нерезкой. Особенно обидно, если нерезким оказался самый интересный в сюжетном или композиционном плане снимок.

Нерезким кадр может получиться по нескольким причинам. Одна из самых распространенных — сдвиг камеры либо объекта во время экспозиции, так называемая «шевеленка». Избежать «шевеленки» можно, используя устойчивый штатив и сокращая время выдержки для подвижных объектов, что может подразумевать и работу со вспышками. Вторая причина нерезкости — неверный фокус во время съемки, именно об этом и пойдет речь в данной статье.

Всем известно, что фокусировка, она же наводка на резкость, бывает ручная и автоматическая. 99% имеющихся сейчас в широкой продаже фотоаппаратов обладают автоматическим фокусом, то есть фотограф лишь указывает, где нужно сфокусироваться, и камера делает наводку на резкость самостоятельно. Пожалуй, здесь не стоит вдаваться в тонкости технологии, достаточно сказать, что к настоящему моменту эти механизмы достигли высокой степени совершенства, а автофокусная техника плотно обосновалась практически во всех областях фотографии. Ведь это быстро, удобно и, в принципе, надежно. Если только речь не идет о макросъемке: в случае крупномасштабной съемки автофокус современных объективов неплохо справляется даже в масштабе 1:4 (то есть при съемке общим планом бабочек, стрекоз, цветов и других «крупных» для макро объектов), но чем меньше объект съемки, тем больше появляется сложностей…

Комар-долгоножка в росе © Иосиф Кауров
Комар-долгоножка в росе © Иосиф Кауров
Паук каемчатый охотник, поедающий личинку пилильщика © Иосиф Кауров
Паук каемчатый охотник, поедающий личинку пилильщика © Иосиф Кауров

В погоне за большим масштабом

Дело в том, что чем ближе к поверхности линзы находится снимаемый объект, тем больше требуется смещаться внутренним линзам, чтобы изображение стало резким. В итоге при съемке в большом масштабе фокусировка замедляется, и самое незначительное перемещение аппарата смещает плоскость резкости. К тому же фокусировка современных объективов производится на открытой диафрагме, при совершенно ничтожной глубине резкости, следствием чего и являются частые сбои. Помимо этого следует учесть, что расположение фокусировочных точек при съемке незначительных по размеру объектов не всегда совпадает с положением сюжетно важной детали в кадре. Перемещение же аппарата после фокусировки — практически гарантированная потеря резкости.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: чем больше масштаб съемки, тем более беспомощным и бесполезным оказывается автофокус. Но не стоит недооценивать возможности фокуса ручного: при съемке объектов в масштабе 1:1 ручная наводка гораздо быстрее и удобнее, особенно при появлении такой полезной для «макрушника» функции, как Live View.

Live View дает возможность производить фокусировку (ручную, а на последних моделях и автоматическую) по экрану зеркальной цифровой камеры, не заглядывая в видоискатель, ориентируясь только на дисплей фотокамеры. При этом выбранный фрагмент можно существенно увеличить, дабы получить большую точность наводки. Для съемки неподвижных объектов точность и удобство такого способа превосходят традиционные.

Стрекоза стрелка sp. © Иосиф Кауров
Стрекоза стрелка sp. © Иосиф Кауров
Спаривающиеся жуки (долгоносики) © Иосиф Кауров
Спаривающиеся жуки (долгоносики) © Иосиф Кауров

Если гора не идет к Магомету…

Снимая в масштабе, равном или превышающем масштаб 1:1, нужно помнить, что при вращении фокусировочного кольца объектива меняется не только резкость, но и весь масштаб съемки — площадь пространства, попадающего в кадр. Как следствие, с очень большой вероятностью, добившись резкого изображения, вы вдруг обнаружите, что объект не помещается в кадре или, наоборот, по краям кадра остается слишком много пустого пространства. Поэтому в макросъемке зачастую гораздо удобнее наводить на резкость, перемещая саму камеру с объективом, а не вращая фокусировочное кольцо. Для удобства такой наводки существует специальное приспособление — штативная головка с салазками. Они позволяют плавно перемещать закрепленный аппарат, сохраняя выбранный масштаб изображения. Если вы специализируетесь на съемке мелких объектов, салазки — удобное, а иногда просто необходимое приспособление. Это же фокусировочное решение подходит и для работы с моноподом: слегка наклоняя опору, можно наводить резкость на ту или иную деталь.

Жук-долгоносик. Портрет © Иосиф Кауров
Жук-долгоносик. Портрет © Иосиф Кауров
Комар-долгоножка © Иосиф Кауров
Комар-долгоножка © Иосиф Кауров

Резкость в движении

Все вышесказанное относилось к неподвижным объектам: как вариант, если снимать растения, грибы или неодушевленные предметы. Но вот среди животных далеко не все настолько сговорчивы и вряд ли станут дожидаться, покуда фотограф установит свой штатив, покрутит фокусировочное кольцо… Как же сделать снимок, скажем, пугливого и юркого жука? Здесь нужно сразу посмотреть правде в глаза, признав, что никакая современная техника не сможет сфокусироваться на летящей бабочке или мухе. Поэтому для получения подобных кадров, где участвуют представители живой и подвижной натуры, существуют свои хитрости и технические приспособления.

Во-первых, макрофотографы недаром предпочитают для съемки ранние утренние часы. Этот выбор обусловлен не только тем, что мягкий рассеянный свет благоприятствует получению красивых кадров: в это время гораздо больше шансов спокойно сфотографировать встреченное насекомое. Чем ниже температура воздуха, тем менее активна и пуглива мелкая живность. На рассвете можно устанавливать аппарат вплотную к покрытым росой стрекозам, сидящим на травинках, ловить в объектив еще не проснувшихся мотыльков и бабочек. Единственный недостаток съемок в это время суток — необходимость вставать затемно.

Во-вторых, даже летящее насекомое не всегда движется быстро и прямолинейно. Мухи-журчалки, мухи-жужжалы и бабочки-бражники любят зависать над цветами. При этом насекомое, пребывающее в полете, секунду-другую находится едва ли не в полной неподвижности, что дает шанс успеть навести на резкость и сделать снимок.

В-третьих, поведение насекомых достаточно предсказуемо. Если пчела обследует куст чертополоха, она, скорее всего, посетит каждый цветок. Ползущая по травинке божья коровка доползет до верхушки и взлетит. Если вы хотите снять сосущего кровь комара, можно быть почти уверенным, что он сядет именно на ту руку, в которой вы держите фотоаппарат…

Клавикорона крыночковидная, или коробчатая © Иосиф Кауров
Клавикорона крыночковидная, или коробчатая © Иосиф Кауров
Паук каемчатый охотник на шляпке гриба © Иосиф Кауров
Паук каемчатый охотник на шляпке гриба © Иосиф Кауров

Предварительная фокусировка

Прогнозируя появление насекомого в данной точке, можно заранее, еще до встречи с ним, подготовиться к съемке и навести на резкость. Это называется методом предварительной фокусировки. При съемке вам обязательно пригодится знание биологии — науки о всяческих проявлениях жизни, структуре, функциях и поведении живых существ. Так, крупные стрекозы территориальны. Самцы ревностно охраняют свой участок, облетая его по периметру и бросаясь на конкурентов своего вида. У каждой особи на участке есть несколько любимых локаций — веточек или травинок, которые насекомое регулярно посещает. Понаблюдав некоторое время за поведением насекомого, можно выбрать нужный ракурс, отталкиваясь от его привычек, и затем уже начинать караулить в полной боевой готовности.

Другой, более сложный, вариант с предварительной наводкой на резкость подразумевает использование фотоловушек — инфракрасных датчиков, срабатывающих при пересечении луча объектом. Система фотоловушек в сочетании со специальными вспышками позволяет получать невероятные крупноплановые снимки летящих стрекоз, прыгающих блох и других насекомых в движении.

Ну а в заключение хочется напомнить, что техника съемки, какой бы она ни была, — не самоцель, а всего лишь средство решения стоящей перед фотографом задачи. Хочется надеяться, что описанные в этой статье приспособления и варианты фокусировки в различных условиях принесут вам не один резкий кадр!

Лядвенец рогатый, соцветие в инее © Иосиф Кауров
Лядвенец рогатый, соцветие в инее © Иосиф Кауров
Дата публикации: 29.12.2008
Комментировать
User
Иосиф Кауров

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus