Вверх
  • Фотографируем на концертах и в клубах
  • Как фотографировать пейзаж: выбор объектива и настройки фотоаппарата
  • Ночная съемка: как получить удачный кадр
  • Световая кисть в фотографии
  • Как фотографировать в путешествиях
  • Инфракрасная фотография: теория и практика
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Световая кисть в фотографии

Обсудить
Световая кисть в фотографии

Фрукты в корзинке. Световая кисть. © Genna B

Как известно, слово «фотография» означает «рисование светом». Световая кисть придает этому слову буквальное значение.

Световой кистью называется инструмент и техника фотографии, в которой этот инструмент используется. Инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч. Техника съемки состоит в том, что каждый объект освещается отдельно, «прорисовываясь» на фотографии движущейся световой кистью. В результате получается уникальный световой рисунок, который невозможно воспроизвести другими способами.

Профессиональная световая кисть обладает постоянной цветовой температурой около 5500 К и позволяет использовать различные насадки и фильтры. Свет строго заданной цветовой температуры, соответствующий дневному свету или свету вспышки, позволяет снимать с такой световой кистью на пленку без цветокорректирующих фильтров. Насадки расширяют возможности инструмента, давая фотографу дополнительные изобразительные возможности.

Но профессиональная световая кисть — дорогой прибор. При съемке на цифровую камеру цветовая температура не имеет принципиального значения, да и насадки не всегда бывают полезны. Поэтому в качестве световой кисти для ознакомительных и учебных целей вполне можно использовать простой фонарик. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно света не будет слишком широким, и вы сможете точно высвечивать мелкие объекты. Лучше всего использовать фонарик с белым светодиодом в качестве источника света. Его свет практически точно соответствует дневному по цветовой температуре, и он очень экономно расходует энергию батареек.

Что необходимо

Съемка со световой кистью не так сложна, как может показаться. Если у вас нет навыков такой съемки, то вам потребуется цифровая камера. Она даст вам возможность сразу же просматривать результат и корректировать свои действия. Очень важно внимательно просматривать каждый кадр сразу же после съемки, пока вы еще точно помните порядок своих действий со световой кистью. Маленького дисплея камеры недостаточно для изучения всех деталей фотографии, поэтому желательно подсоединить камеру к компьютеру и фотографировать с автоматическим отображением снятого кадра на мониторе. Все цифровые зеркалки и многие компактные цифровые камеры имеют такую возможность. Для этого требуется наличие на фотоаппарате разъема для подсоединения к компьютеру (обычно это USB, иногда FireWire) и специальной программы, которая чаще всего прилагается в комплекте. Если у вас нет такой возможности, то рекомендуется снимать небольшими сериями с контролем по дисплею фотоаппарата, а затем переносить их в компьютер для более детального изучения.

z
Световая кисть в фотографии

ISO 50, 20 с, f/22, 100мм (использован фонарик с лампой накаливания, цветовой баланс для дневного света). © Фото Максима Кривошеева

z

Если у вас нет спускового тросика (пульта) для камеры, то используйте режим спуска с задержкой по таймеру. Если есть, то установите режим ручного контроля выдержки (Bulb), а на пульте используйте блокировку кнопки спуска на время выдержки. Бывают пульты с собственным таймером (например, Canon TC-80N3), которые позволяют выставить время длительной выдержки и отрабатывают ее автоматически.

Что делать, если максимальная выдержка вашей камеры недостаточна для воплощения замысла, спускового тросика нет и в программе, управляющей съемкой с компьютера, нет возможности выставить нужную выдержку? В этом случае можно отснять фотографию в несколько экспозиций, а затем совместить кадры в один при помощи графического редактора.

Установите камеру на штатив, включите ручной режим съемки. Наведите и сфокусируйте объектив. Если вы использовали автофокус, отключите его. Выключите яркий свет. Оставьте лишь приглушенный, достаточный для того, чтобы четко видеть объект, который фотографируете. Если вы снимаете объект с гладкой блестящей поверхностью, например стеклянный или металлический, то постарайтесь убрать или прикрыть все предметы с бликующими поверхностями, находящиеся поблизости, — на них может попасть свет от световой кисти, и вы получите их отражения на фотографии.

z
Световая кисть в фотографии

2 мин, f/8, 100 ISO, 50мм, галогеновый фонарик, баланс для
ламп накаливания, ослабление контраста и цветов в Photoshop. © Фото Максима Кривошеева

z

Техника съемки световой кистью

При работе со световой кистью экспозицию приходится подбирать экспериментально. Установите диафрагму исходя из необходимой вам глубины резкости. Выдержки длительностью 1 минуту будет достаточно на освещение небольшого предмета или композиции из нескольких предметов. Чтобы избежать шумов на такой длинной выдержке, используйте низкую чувствительность, например 100 ISO. Если в процессе съемки вы обнаружите, что выдержки не хватает для создания задуманного светового рисунка, или, наоборот, она слишком длинна — скорректируйте ее так, как вам требуется.

Принцип создания освещения прост. Сначала необходимо высветить нужные фрагменты объекта. То, что хотите сделать ярче, освещайте дольше. Если вам требуется яркое пятно света с небольшими размерами и резкими границами, то держите световую кисть ближе к объекту. Напротив, если требуется размытое неяркое пятно, то держите световую кисть дальше. В конце экспозиции дайте немного заполняющего света — поводите по воображаемой полусфере над объектом на таком расстоянии, чтобы весь объект попадал в пятно света. Можете просто подержать световую кисть на таком расстоянии неподвижно — тогда получатся тени. Еще можно создать контровый свет — осветить объект с тыльной стороны, тогда светом будут четко обрисованы контуры.

z
Световая кисть в фотографии

Приборы. Световая кисть. © Genna B

Световая кисть в фотографии

Шишки. Световая кисть. © Genna B

z

Особо следует заметить, что прежде чем открывать затвор камеры, необходимо четко представить себе будущую фотографию. Это вообще полезная привычка, а при съемке со световой кистью просто необходимая. Вы должны решить, что и как вы хотите осветить, и представлять, каким образом это сделать. Для удобства можно набросать эскиз будущей фотографии и обозначить на нем схему движения световой кисти с длительностью освещения на каждом участке. При съемке вам будет намного легче точно отрабатывать все движения по этой схеме и с секундомером в руках, чем по памяти и руководствуясь внутренним чувством времени. Кроме того, вы ничего не забудете и сделаете меньше дублей.

Хитрости и эффекты съемки

Интересный эффект дает использование двух разных фонариков: светодиодного и с лампой накаливания. Лампа накаливания дает свет с низкой цветовой температурой (проще говоря, желтый).Бывают фонарики с галогенной лампочкой, их свет имеет более высокую цветовую температуру (такие фонарики выпускаются под известными марками Phillips, Energizer и т.д.). Свет фонарика на белом светодиоде практически неотличим от дневного света. Если установить баланс белого на камере (или для уже готового снимка, в графическом редакторе) в промежуточное значение между светом лампы накаливания (примерно 2800 К) и дневным светом (5500 К), то на снимке вы получите световой рисунок с сочетанием желтого и голубого цветов. Такое сочетание выглядит красиво, потому что голубой и желтый являются дополняющими цветами.

z
Световая кисть в фотографии

ISO 50, 20 с, f/22, 100мм (использован фонарик с лампой накаливания, цветовой баланс смещен для создания эффекта). © Фото Максима Кривошеева

Световая кисть в фотографии

ISO 100, 20 с, f/16, 100мм (использован фонарик с белым светодиодом, цветовой баланс для дневного света). © Фото Максима Кривошеева

z

Вместо фонариков с разными типами источников света можно просто использовать светофильтры. Тогда вы не будете ограничены только желтым и голубым цветами, а сможете выбирать практически любые цветовые сочетания.

В качестве светофильтров можно использовать цветные фильтры для объективов. Например, красный, оранжевый, зеленый и другие. Можно использовать цветную полимерную пленку. Такая пленка применяется в качестве светофильтра для студийных источников освещения, а также в оформительских целях. Можно поискать ее в магазинах художественных материалов, канцелярских магазинах и отделах упаковки. Кусок незасвеченной и проявленной цветной фотопленки тоже может быть использован в качестве цветного фильтра, создающего свет приятного янтарного цвета.

Отдельно стоит упомянуть съемку предметов с бликующими поверхностями. На фотографиях таких объектов блики должны быть обязательно, ведь иначе их поверхность потеряет свою форму и будет безжизненно черной. Но блики легко дают пересветы на снимке. Чтобы избежать этого, освещайте блестящие поверхности, проводя по ним лучом световой кисти без остановки. Чтобы отражение источника света попало на снимок, помните, что угол падения луча на поверхность равен углу отражения. Для упрощения задачи можно воспользоваться описанным выше приемом — снимать блики отдельной экспозицией и совмещать кадры в графическом редакторе.

Съемка со световой кистью — сложный и увлекательный процесс. Не все будет получаться сразу. Запаситесь терпением — первые несколько кадров почти наверняка будут неудачными. Внимательно рассматривая каждый кадр, постарайтесь понять причину ошибок и старайтесь исправить их при следующей попытке. В итоге результат будет все лучше и лучше.

Опубликовано: 10.12.2007

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Максим Кривошеев
Опубликовано 10.12.2007
Alex320, 2017-04-03T19:41:05

Это просто шикарно. Обязательно на выходных попробую, спасибо!

Dmitry, 2010-12-15T17:19:29

В статье написанно ,что все зеркалки поддерживают функцию съемки с отображениеем готового кадра на мониторе.Имею в наличии камеру sony a 230,и она зараза никак не хочет отображать кадр на мониторе,и даже снимать отказывается.Пк распознает ее всего лишь как флэшку.На диске из комплекта камеры только редактор фотографий.Поддерживает ли вообще моя камера такую ф-цию ?

Катюша, 2009-03-17T16:30:40

Даа, очень интересные моменты...сейчас же пойду пробовать!

Medushka, 2008-04-05T16:41:24

http://www.fotostil.de/cate... создание световой кисти
http://www.fotostil.de/cate... кисть в действии

Egor, 2008-03-25T15:53:47

Я не совсем понял,т.к. новичек в этом.
Т.е. вначале освещаем один объект - фотографируем
Длаеее второй - - фотографируем
и потом совмещаем всё это в фотошопе?
Так?

Yagor, 2008-03-06T19:40:09

Очень хорошо написано. У меня вопрос про инструменты. Какими Вы пользуетесь? Есть ли кисти работающие от сети? Нужен ли специальный костюм для съемок человека?

baseband, 2008-01-27T06:42:33

а еще есть такие фонарики, которые позволяют расширять и сужать луч, я видел такие только с лампами накаливания, но возможно есть и другие. так вот, постепенно расширяющийся луч может давать эффект свечения предмета изнутри, причем при съемке таким методом не теряется деталей в отличие от отработки этой техники в фотошопе.

вадим, 2008-01-12T00:50:04

Очень понравилась статья,поучительно.

Alena Lawyer, 2008-01-11T21:03:22

узкий источник света...занимательно, обязательно попробую на практике...это интересно и открывает новые возможности. Это полезная инфа. Спасибо

Наталья Ефарова, 2007-12-22T06:29:27

Спасибо, Максим! Очень интересная статья.

Максим Кривошеев, 2007-12-17T18:58:57

KALIN, очень хорошее замечание, иправляюсь. Экспозицию можно рассчитать таким образом. Вначале нужно решить как Вы будете освещать композицию и определить самый тёмный и самый светлый участок. Затем определить диапазон длительностей освещения отдельных участков, исходя из фотошироты плёнки или матрицы Вашей камеры, установленной чувствительности, и мощности световой кисти. Рекомендую использовать самую низкую чувствительность, при этом фотоширота будет максимальная. Допустим, у Вас цифровая камера с фотоширотой (по прямолинейному участку, то есть по диапазону тональностей, которые камера передаёт без существенных искажений) 1.5D, что соответствует 5 ступеням экспозиции. Это вполне реальная величина, но можете измерить поточнее. Найдите экспериментально максимальную длительность освещения данной световой кистью при данной чувствительности, например, нейтрально серой поверхности. Светите в одну точку с того расстояния от объекта, на котором Вы будете держать световую кисть во время съёмки, и камерой или экспонометром определяйте экспозицию. У Вас получится отправная величина, от которой Вы сможете рассчитать минимальную длительность освещения (-5 ступеней), и остальные длительности в диапазоне от максимальной до минимальной для создания светового рисунка в соответствии с Вашим замыслом. Для поверхностей с яркостью, отличающейся от яркости тестовой поверхности (нейтрально серой в нашем примере), нужно будет учитывать поправку как обычно. Кроме того, надо также учитывать поправку на изменение расстояния световой кисти до объекта по сравнению с тестовым - яркость пятна света пропорциональна квадрату расстояния до источника. Для освещения движущейся световой кистью можно вычислить скорость движения по необходимой экспозиции, а из скорости и длины участка композиции - общую длительность освещения этого участка (при равномерном движении).
В общем, методика очень похожа на используемую при студийной съёмке на плёнку, только надо учитывать движение источника света. При съёмке на цифровую камеру, можно немного сократить процедуру, совместив пробные снимки с определением длительностей освещения участков. Тогда сразу можно увидеть световую картину и проверить диапазон яркостей.

Михаил, 2007-12-14T05:06:37

"А свет фонариков с галогенной лампочкой (на белом светодиоде)" Ну уж нет... галогенная лампочка это одно, а светодиод совсем другое... Тем более белый.

KALIN, 2007-12-13T17:41:47

Мне кажется было бы полезно упомянуть способ расчета экспозиции для съёмки световой кистью

0f0ee5ae ac5d 40f5 983e e30e749fa116