Вверх
  • Как связаны фотография и мультимедийные технологии
  • Уроки съемки для экспедиционного фотографа
  • Фотопортрет. Психология съемки
  • Советы по съемке диких животных
  • Фотография как способ мыслить
  • Портрет сквозь призму панорамы
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Советы по съемке диких животных

Обсудить

Ну что ж… Наконец-то появилась камера… Самой последней модели, между прочим! Стабилизатор незыблем, словно египетские пирамиды, автофокус быстр и точен, будто стрела английского лучника, а мегапикселей что жителей в небольшой европейской стране. Следовательно, зададим жару Нику Брандту, заставим трепетать Мицуаки Иваго, да и Стиву Блуму пора бы уж и честь знать… Короче, полку фотографов дикой природы прибыло!

Смешались в кучу кони, люди…

Не так давно на одном из интернет-ресурсов, посвященных этому жанру фотографии, В.Н. Мосейкин, признанный авторитет в области фотоанималистики, сформулировал «сферу влияния» wildlife-фото таким образом: «Это фотографирование животного в естественной среде обитания». И главным в этой фразе, на мой взгляд, является словосочетание «естественная среда». А уж что в ней будет находиться — животное, растение или элемент неживой природы, — не так важно. Кстати, именно поэтому очень часто пейзажную фотографию и wildlife объединяют под общим названием: фотонатуралистика.

Следовательно, предлагаю договориться: фотографировать мы собираемся все, что относится к дикой природе. Если это пейзаж — то нерукотворный, если растение или животное — то не домашнее, а если дикое — то не в вазе и не в зоопарке. Хотя… из всего бывают исключения, порой даже очень важные… Сами сможете убедиться немного погодя.

Советы по съемке диких животных
© Денис Богомолов

Что было, что будет, чем сердце успокоится…

Что было? Было мое персональное приобщение к миру фотографии природы. Через чтение специальной литературы: разнообразной иностранной и немногочисленной отечественной. Были разговоры с мастерами и авторитетами, которые, увы, заканчивались практически одним и тем же: «Лучше, чем камера А, для фотоохоты еще не придумали, использовать нужно исключительно объектив В, а снимать животных нужно только в национальном парке С страны D». Все это вызывало у меня внутренний протест: да с чего вы взяли, будто все должно быть именно так? Да, тернист путь к знанию!

Что будет? Будет простой разговор. Надеюсь, по душам. Я предлагаю вам свое видение специфики фотографии дикой природы, делюсь своими идеями, мыслями, приемами, но в свою «веру» не обращаю, поскольку уверен: люди, читающие этот материал, вполне вменяемы и самостоятельны в оценках, суждениях и выборе.

Чем сердце успокоится? Хочу надеяться, что мои рассуждения и советы помогут вам, уважаемые читатели, сделать лучший кадр всех времен и народов в жанре wildlife-фото! Вот так, ни больше ни меньше! А пока…

Думайте сами, решайте сами

Каждый обладатель фотокамеры как минимум потенциальный фотограф-натуралист. В любом фотоархиве найдется с десяток снимков-экспериментов, снимков-попыток приобщиться к фотографии дикой природы. Но обычно дальше бледно-желтого пятнышка на грязно-сером фоне (синичка у зимней кормушки) дело не идет: уж больно мудреной оказывается такая съемка. Но мы-то с вами твердо решили стать настоящими фотоохотниками, настоящими профи wildlife-фотографии и поэтому трудностей не боимся. Однако… с чего же начать?

А начать-то как раз нужно с самого простого: аккуратно уложите камеру в чехол, чехол поместите в фирменную коробку и… уберите свою покупку с глаз долой. Подождите хотя бы несколько дней, а еще лучше недель; в это время внимательно следите за своими ощущениями и эмоциями. Неужели желание стать фотоохотником не пропало? Если нет — вы, похоже, действительно хотите снимать дикую природу!

Тогда еще один принципиально важный момент. Предельно честно и откровенно ответьте себе на такой вопрос: «А хватит ли у меня времени и терпения, чтобы стать фотоохотником?» И того, и другого у вас должно быть с избытком. Особенно терпения.

Советы по съемке диких животных
© Денис Богомолов

Дикая природа абсолютно непредсказуема. Вы можете распланировать процесс до мельчайших подробностей, сотню раз прокрутить в голове всю последовательность съемки, но достаточно неуловимого дуновения ветерка, и все ваши планы и идеи так и останутся планами и идеями. Вот тут-то самое время вспомнить бессмертные слова Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!» Именно спокойствие, терпение и здравый смысл — ваши верные помощники во время фотоохоты. Я, кстати, уверен, что из Карлсона получился бы идеальный фотограф-натуралист: представляете, какие возможности для съемки открываются при использовании пропеллера? Пройдет не один год, будет отснята не одна сотня кадров, вы успеете сменить несколько камер, прежде чем у вас получится что-нибудь достойное высокого звания настоящей фотографии дикой природы. И это совершенно нормально! Просто будьте готовы к этому.

Хотите ускорить процесс? Тогда снимайте как можно больше, выезжайте (выходите) на съемки как можно чаще, поскольку опыт — не только лучший учитель, но и самый короткий путь к совершенству. Хотя что это я скатился к прописным истинам? Об этом и так всем известно.

А еще хочу поделиться вот каким наблюдением: я заметил, что во время съемок дикой природы человек меняется настолько, что вновь становится… человеком. Вмиг пропадают агрессия и беспокойство, зато проявляются те качества, о которых в суете городов мы напрочь забываем. Порой это приводит к необратимым последствиям, поэтому должен предупредить: wildlife-фотография может принести пользу вашему физическому и психическому здоровью! А вы к этому готовы?

А что у вас, ребята, в рюкзаках?

…а также в сумках, кофрах и чехлах? В смысле, чем собираемся снимать дикую природу? Угадать совсем не сложно: у вас либо цифрокомпакт, либо так называемая просъюмерская камера (их часто называют полупрофессиональными, что, на самом деле, не совсем корректно), либо цифровая зеркалка. По моему глубокому убеждению, для начинающего фотоохотника тип камеры особого значения не имеет. Зато принципиально важно вот что: ваша прямая обязанность — досконально изучить все ее возможности. Вы должны научиться буквально на ощупь, на лету приводить аппарат в рабочее положение, вслепую устанавливать необходимые настройки и выбирать режимы. И это принципиально важно, поскольку фотография дикой природы — это один-единственный миг, который нужно не только уловить глазом, но еще и быть готовым запечатлеть его с помощью включенной, а также соответствующим образом настроенной камеры.

Советы по съемке диких животных
© Денис Богомолов

А знаете ли вы, что в любой (даже самой простецкой) камере среднестатистический фотограф-любитель использует только 40% ее реальных возможностей? Что же тогда говорить о сложных системах цифровых зеркальных аппаратов? Но вы-то не желаете быть тем самым среднестатистическим, поскольку среди фотографов-анималистов cреднестатистической серости быть не может! Следовательно — изучать, изучать и еще раз изучать все доступные опции вашей камеры. И не только изучать, но еще и использовать их, причем не бездумно. Иногда в обзорах камер (особенно в тестах цифровых компактов) можно прочитать примерно следующее: «У данной модели несколько запутанное управление». В таких случаях я всегда вступаю в мысленный диалог с автором: «А чего же вы хотели-то?! Это же плата за размер!» Чем меньше камера, тем сложнее выставить правильные настройки: порой даже в спокойной ситуации путаешься в том, сколько раз нужно нажать на малюсенькую кнопочку, чтобы добраться до нужной опции. А делать то же самое в условиях дикой природы?

Советы по съемке диких животных
© Денис Богомолов

В нашем великом и могучем языке есть замечательное слово: приноровиться. Как мне кажется, стоит немного помучиться, почувствовать «норов» камеры, зато потом работать с ней, что называется, на одном дыхании: все-таки фотоаппарат — не модный аксессуар, а рабочий инструмент, призванный четко и безотказно выполнять определенную работу. Как-то раз один уважаемый фотомастер спросил меня: «А сколько раз в день ты берешь в руки аппарат?» «Ну… я делаю около сотни кадров в сутки!» — с гордостью ответил я. «Нет, ты не понял, — пожилой фотограф покачал головой, — сколько раз в день ты берешь его, просто чтобы подержать в руках, почувствовать вес, форму?» Я удивился: «А это важно?» Мастер ответил: «Это необходимо, потому что только с камерой в руках ты фотограф. А все остальное время — простой владелец фотоаппарата». Полагаю, тут комментарии совершенно излишни.

Советы по съемке диких животных
© Денис Богомолов

Заросли черемухи душистой…

Расхожее утверждение «снимает не камера, а фотограф» верно лишь отчасти, а применительно к съемкам дикой природы подчас не верно совсем. От камеры на самом деле зависит очень многое. Однако даже самая крутая профессиональная зеркалка с легкостью способна выдавать совершенно бездарные кадры. Следовательно, человек в этом деле — не самое последнее звено. И вот тут могу посоветовать всем без исключения начинающим фотографам дикой природы: учитесь фотографическому восприятию действительности. Представьте, что вы гуляете по осеннему парку (кстати, из него можно не выходить, поскольку именно туда мы скоро вернемся, но уже с камерой в руках). Под ногами разноцветный ковер кленовых листьев, воздух прозрачен и наполнен тонкими осенними ароматами, а высоко-высоко, в бездонном синем небе, медленно плывут похожие на белые перины облака… Представили? Отлично! А теперь усложняем задачу: представьте, что вы глядите на это осеннее великолепие через видоискатель камеры. Ну как? Ничего не изменилось? Изменилось! Да еще как! Причем далеко не в лучшую сторону. Так вот: смысл фотографического восприятия сводится к тому, чтобы глядя на потенциальный объект съемки (ландшафт, животное или растение), заранее представлять себе, как он будет выглядеть в кадре, на фотографии. И исходя из этого рассчитывать и продумывать наиболее удачную компоновку, экспозицию, иные параметры съемки, а в некоторых случаях даже варианты постобработки.

Советы по съемке диких животных
© Денис Богомолов

Квинтэссенцией фотографического восприятия является «покадровое мышление»: это когда фотограф начинает воспринимать окружающий мир и анализировать его исключительно как череду удачных или неудачных кадров. Если такое состояние наступает (лично у меня оно наступает периодически, к сожалению), стоит отложить камеру и немного передохнуть, денька два-три. А для особо пытливых и увлеченных могу предложить максимально сложное как для осознания, так и для выполнения задание: попробуйте снять так, чтобы человек, рассматривающий фотографию, ощутил запах, который ощущали вы сами в момент съемки и на ее месте. Ну, например, все знают, как пахнет полынь. А вот заставить зрителя вспомнить этот запах в момент любования вашим степным пейзажем… Вот это — высший класс фотографа!

Советы по съемке диких животных
© Денис Богомолов
Советы по съемке диких животных

Поделись улыбкою своей… или яростью

Да как же так — иметь в руках современную камеру и не делать технически совершенных кадров? Нонсенс! Именно так. Определенно, нонсенс. Просто недопустимо! Только вот… что толку от безупречного кадра, если он пресный, неживой, неинтересный? Поглядите на работы признанных мастеров жанра: в них есть то, что цепляет, есть эмоции. И это, смею вас заверить, куда более важное качество фотографии, нежели резкость, идеальный баланс белого и соблюдение правила третей. Фотограф просто обязан дать возможность зрителю добавить к фотографии свои собственные эмоции, домыслить и дочувствовать ее. Ведь мы склонны передавать свои ощущения и переживания всему, что наблюдаем в данный момент. Да почему вы решили, что этот самец горной гориллы улыбается, а тот лемминг застыл от ужаса? Да потому что вам так кажется! Потому что вы переносите свои ощущения от увиденного в реальную ситуацию. И вам, на самом деле, совсем не обязательно знать, что самец гориллы своей «улыбкой» выражает крайнюю степень сексуального неудовлетворения, а лемминг, «застывший от ужаса», пугает другого лемминга.

Советы по съемке диких животных
© Денис Богомолов

Я очень часть использую свои фотографии на семинарах при обсуждении со студентами-биологами тех или иных аспектов поведения животных. Так вот, даже они, будущие специалисты, рано или поздно начинают воспринимать фотографии не с точки зрения профессионала, а как простые зрители, то есть эмоционально, и поэтому: «Ой, как классно этот зубр ухмыляется!» Но как наполнить изображение эмоциями? А вот это, пожалуй, самый сложный аспект фотографии дикой природы. Можно освоить все премудрости съемки, выдавать безупречные с точки зрения техники и композиции кадры, но… Однако если вы приобретете опыт, то сможете предугадывать развитие ситуации, оценивать изменения в состоянии объекта и на основании этого ловить эмоционально окрашенный кадр, который потом будет дополнен переживаниями и ощущениями зрителей. Если у вас есть чутье (а оно есть у всех, просто у большинства пребывает в состоянии глубокого анабиоза), вы очень скоро научитесь выхватывать из череды ничем не примечательных моментов тот самый, единственный. А еще по-настоящему классные фотографии дикой природы получаются в двух случаях:

— если фотографу сильно повезло;
— если фотограф заранее подготовился и узнал все что можно об объекте съемки.

Мы еще будем подробно об этом говорить. Однако уже сейчас могу вас заверить: настоящий фотограф дикой природы — это еще и великолепный натуралист. И, знаете ли, порой фотоохотники оказываются более квалифицированными специалистами, нежели биологи с университетскими дипломами.

Советы по съемке диких животных
© Денис Богомолов

Кто-то, прочитав данный материал, непременно пожмет плечами: «Ну и где здесь хоть слово о приемах фотоохоты?» Согласен, непосредственно к фотоохоте еще не приступали. Однако если бы мы сегодня не поговорили на эти темы, никакой фотоохоты вообще не получилось бы! Зато появились бы очередная бледно-желтая точка на грязно-сером фоне и разочарование. А чтобы этого не произошло…

Повторенье — мать ученья!

Итак, давайте подытожим: * вы должны обладать свободным временем, безграничным терпением и не унывать, если что-то не получается так, как хотелось бы;
* независимо от того, какой камерой вы снимаете, вы должны знать ее на «пять с плюсом», чувствовать и уметь управлять фотоаппаратом вслепую;
* даже ради интереса стоит попробовать воспринимать окружающую действительность фотографически, глядя на мир как бы через видоискатель;
* в сочетании «фотограф-натуралист» оба слова равноценны, а порой важнее быть натуралистом, чем фотографом;
* будьте готовы к тому, что фотография дикой природы круто изменит вашу жизнь.

Ну как, выдвигаемся в парк или остаемся дома?

Советы по съемке диких животных
© Денис Богомолов

Опубликовано: 11.09.2008

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Денис Богомолов
Опубликовано 11.09.2008
Сергей, 2010-08-30T12:43:21

А все тут ждут шедевральных рецептов? Не получится...

c0mp1ex, 2010-08-28T00:54:54

Не совсем понял - тут литературный клуб? Или школа фотографии?
В статье много воды, а по делу - ничего.
Аффтару незачет.

Вовс, 2009-03-26T02:01:47

Бесполезная статья

Вовс, 2009-03-26T01:58:31

Бесполезная статья

Вовс, 2009-03-26T01:57:47

Бесполезная статья

Вовс, 2009-03-26T01:56:35

Бесполезная статья

Катюша, 2009-03-17T14:26:05

животных фотографировать сложнее всего, они не могут замереть, как природа или позировать, как человек (хотя, некоторые и могут), но все же мне кажется, это высший класс

Jouris, 2009-02-10T03:33:00

Это отдельная тема для обсуждения, которую я тоже хотел поднять. Год снимаю птиц в ближнем подмосковье вокруг дачи. И хочу сказать, что если приглядеться - вокруг очень и очень много интересного! Те же лазоревки - отличный объект фотоохоты. Недавно через наши края пролетала целая стая дроздов-рябинников. Вот уж кого действительно интересно снимать!

Так что присоединяюсь к мнению многих фотографов, что фотоохоту лучше начинать с родных лесов и полей. Просто нужно быть чуть более внимательным.

Андрей Густов, 2009-02-10T02:46:29

А зачем куда-то ехать? Птичек можно даже в Москве поснимать.
В интернете есть сайт "птицы Марьино", там описываются птицы проживающие и пролетающие через этот район, так вот там разве, что глухарей нехватает, до полного счастья! Если не нравится снимать в шумном городе, можно это сделать в ближайшем подмосковье, в густо населённых районах птицы менее пугливы и поэтому их легко обнаружить без помощи всяких егерей.
К тому же, если вы занимаетесь фотоохотой ради спортивного интереса, то по моему фотографировать полуручных птиц какого-нибудь заказника, под руководством егеря - это как-то не очень спортивно...

P.S. Ещё хочется сказать пару слов про "нашу систему": я непонаслышке знаю, что самые главные браконьеры -это егеря и рыбинспекторы, поэтому там где есть эти "егеря" - снимать некого!!!

Сергей, 2009-02-09T21:09:40

Сохраняем для будущих... А смотрите, лесные опушки, леса изгажены настоящими иногда до полной неузнаваемости... Так что и "сохраним" - тоже блеф... Тот самый ранее упомянутый мой друг поседел, отстаивая право природы на наше невмешательство и нашу настоящую помощь. Где оно? Пока так многое идет наоборот!
Вот недавно разбился вертолет с какими-то гос.начальниками. Ай-ай-ай! Беда! Потом выясняется, что машина зацепила винтом склон горы, с которой эти начальники собирались забрать ими же расстрелянную с вертолета живность. Браконьеры! Наверху! Наверняка с егерями, коим было заплачено.
Тяжелая расплата за грехи.

Jouris, 2009-02-09T20:29:58

Валерий, кому, как не Вам, знать ситуацию изнутри! Описано все более чем точно.

Сам я делаю только первые шаги в фотоохоте. И столкнулся с реальной проблемой, что любителю "пофотографировать птичек" в нашей стране просто некуда поехать! Перед только что кончившимся недельным отпуском не один день потратил на поиски места для фотоохоты и, главное, тех людей, кто поможет на месте - егерей и т.п. Бесполезно! Лишь пара-тройка охотхозяйств предлагают поснимать весной глухарей. Пришлось посвятить отпуск другим развлечениям.

Что же, будем надеяться на развитие этого доходного при правильной организации бизнеса в нашей стране.

Валерий Мосейкин, 2009-02-09T20:21:19

Знания биологии ЛЮБОГО опытного фотографа дикой природы мало в чем уступают, а часто превосходят знания некоторых биологов. То же И.А.Мухин всю свою жизнь проработал в конструкторском бюро, но его знаниям природы могли позавидовать многие т.н. профессиональные биологи.

Как и проф. Преображенский я глубоко убежден в том, что наши сегодняшние проблемы не столько в кризисе, сколько в головах. По количеству природных парков и заповедников Россия скоро будет впереди планеты всей, но любителям природы в таких парках, подчас нечего делать. Диких животных там можно наблюдать и фотографировать разве что на безобразно намалеванных фанерных плакатах, расставленных буквально повсюду. Между тем, не только в развитых странах, но и в развивающихся - в странах Африки, а сегодня также и Азии (Индия, Китай), даже в самые трудные времена доходы от экотуризма являлись важной частью дохода и притока капитала. Почему это не происходит у нас? Рискую навлечь на себя гнев наших биологов, но считаю, что на них лежит немалый груз ответственности. Многие годы вместо того, что бы идти людям навстречу, в нашей стране реализовывалась политика "Не пущать"! Дескать, сохраним природу для будующих поколений. В результате, сменилось уже несколько этих самых "будущих" поколений, тогда как дикая природа в нашей стране оказалась в полной, извините за выражение - заднице. Более того, до сегодняшнего дня в нашей стране напрочь отсутствует научная школа специалистов, занятых вопросами оптимизации человека и диких животных. Другими словами, реализовывать подобные проекты в России, даже при наличии средств и инвестиций фактически некому. Что в подобной ситуации остается делать руководителям природных парков (т.е. чиновникам)? Только, что они знают и умеют - заказывать малярам-художникам уродливые плакаты, создавать на территориях парков горнолыжные треки, строить кафетерии, сауны и прочие сомнительные "заведения". А что прикажете делать - показывать в таких парках больше нечего, поскольку с животными там работать никто не умеет! Охрана природы, блин...

Сергей, 2009-02-09T20:10:36

Вот! Скачал эту книгу Мухина. Первые абзацы - приехал человек на природу и пошел к егерю на совет! Вряд ли в его фоторюкзаке был учебник биологии...
Книга в формате DJVU. Пришлось и эту программку так же найти в Рамблере и скачать. Она, как и книга, бесплатная.

Сергей, 2009-02-09T19:42:48

Уважаемый Валерий! Ваша фраза
"Ежегодно десятки миллионов (!) людей получают возможность фотографировать животных в специальных парках, где благодаря работе высококвалифицированных биологов созданы все условия для того, и т.д..." всё ставит на свои места.
И Ваш же итог: "Выход в такой ситуации только один - либо браться за учебники биологии, либо идти на поклон к специалистам" лично у меня вызывает реакцию: выход в такой ситуации только один - идти на поклон к специалистам - к тем, об одном из которых я здесь уже писал, глубоко сожалея, что он не фотограф. Второй (кстати, второй!) выход - браться за учебники биологии - это наше русское - чинить автомобили не в сервисе, к которому ещё и доверия нет, а прямо на дороге. Не верю!(Станиславский), что такой путь приведет фотографа к стабильному успеху. Фотограф лишь до некоторой степени - рыщущий в стае волк-одиночка, паппарацци. С подходом паппарацци к фотографированию животных массового успеха нам не видать. Каждый гламурный фотограф имеет свою студию. Лес, поле, природа - студия анималиста. И в этой студии не может быть того бардака поневоле (Нет! По воле людей), который Вы описали.
Но когда у нас что-то произойдет? Помните дурацкую фразу "Нам народ накормить надо, а потом культурой займемся"? Это ведь тоже наше, увы....

С уважением,
Сергей.
ИМХО-ИМХО.

PS: Беру на себя смелость (или наглость?) думать, что большой мастер И.А.Мухин был по рукам и ногам связан той системой, в которой мы жили. Некоторые его выводы продиктованы ощущением бесполезности ждать, (а то и желать...) чего-то лучшего для своего дела.
Опять же ИМХО...

PPS: А Денису Богомолову - безусловный респект!

Андрей Манкевич, 2009-02-09T19:39:05

Ну, видимо мы вкладываем в понятие "биология" разные смыслы. Как меня учили "биология" - общее понятие, включающее в себя и анатомию, и этологию, и экологию и еще много *логий того или иного вида. И с моей точки зрения - это не есть неточность. Может кто-нибудь из биологов еще зайдет - рассудит.
Хотя, давайте закончим, право слово, не тема для дискуссии...

Валерий Мосейкин, 2009-02-09T18:57:22

На данном форуме невозможно процитировать всю книгу И.А Мухина. Это фундаментальная работа мастера, посвященная такому специфическому искусству, как фотографирование живой природы. Поэтому лучше и полезнее всего ее прочитать сами: И.А.Мухин, 1985г. "Фотоохота" Изд. "Физкультура и спорт" М..288 стр. Замечу лишь, что поведение животного есть составная часть его биологии, которая в данном случае, понимается в более широком смысле.

И еще. Хочу обратить внимание на дну немаловажную деталь - с нашей стране есть десятки тысяч (!) очень грамотных фотографов, владеющих первоклассной фотоаппаратурой. И почти все они в той или иной степени желали бы фотографировать дикую природу. Между тем, квалифицированных фотографов дикой природы в нашей стране не более десятка. Как Вы думаете, почему? Смею предположить, что это происходит от ого, что наши фотографы люди не знают животных - не знают где, как и когда их можно снимать? Поэтому серьезные российские фотографы дикой природы пользуются помощью биологов или охотоведов, которые готовят им все условия для съемки. Стоит такое фотоисскуство очень дорого и позволить его себе могут лишь немногие.

За рубежом этот вопрос решается несколько иначе. Там любовь и интерес людей к дикой природе уже давно превратилась в целую индустрию. Ежегодно десятки миллионов (!) людей получают возможность фотографировать животных в специальных парках, где благодаря работе высококвалифицированных биологов созданы все условия для того, что бы в короткие сроки люди без особых для себя проблем, могли наблюдать и фотографировать самых разных диких животных. Тамошние сотрудники подвезут фотографа к нужному месту в нужное время и даже деликатно подскажут как лучше снимать то или иное животное. Но попробуйте фотографировать тех же самых львов и гепардов, но ВНЕ национальных парков! Или попробуйте поснимать их у нас в России, где вход в заповедники простому человеку запрещен и где животных подчас даже меньше, чем в соседних охотничьих хозяйствах. За месяц странствий по России и странам СНГ фотограф рискует не только ничего не снят, но возможно, даже ничего не увидеть! При том, что в ближайших окрестностях будет жить множество самых разных диких животных. Выход в такой ситуации только один - либо браться за учебники биологии, либо идти на поклон к специалистам, которые покажут не только синицу в руках, но и в самом буквальном смысле заставят журавлей плясать прямо перед объективом и в этом смысле я нисколько не шучу. За рубежом, где обслуживание фотографов уже давно поставлено на поток, такая работа стоит не очень дорого. С другой стороны, там и конкуренция высокая, поскольку подобного рода снимков в мире уже миллионы!

Сергей, 2009-02-09T17:57:34

Ну..., Андрей!
Цитирую уважаемого В.Мосейкина: "Совершенно очевидно, что без глубоких знаний биологии, экологии и поведения фотографируемых животных это вряд ли удасться сделать."
Про необходимость знания биологии у Мухина, кстати, не сказано... И очевидность этого не так уж заметна. Экология, психология, знание поведения, - пожалуй, вот с этим можно только согласиться.
И вообще погода такая, что ни с кем спорить не хочется. Полнолуние...
Вам, уважаемый Андрей, хотелось бы продолжать эту "глубокую" дискуссию?
Или просто хочется поспорить о чем-нибудь? Я заметил Вашу неточность, неполноту высказывания, и Вы с этим, кстати, согласились.
Принципиально говоря, про животных - не "моя" ветка. Здесь я дилетант. Но неточность речи везде будет заметна.
С уважением,
Сергей.

Андрей Манкевич, 2009-02-09T14:15:23

Ну вот и конец дискуссии. И добавить нечего.

Валерий Мосейкин, 2009-02-07T02:43:04

Вот что об этом пишет в своей книге замечательный мастер фотоанималистики И.А.Мухин: "Задача фотоохотника запечатлевать те моменты жизни животных, которые позволили бы с одного взгляда на снимок увидеть облик животного, понять его психологическое состояние. В идеале - создать образ, раскрывающий сущность вида". Совершенно очевидно, что без глубоких знаний биологии, экологии и поведения фотографируемых животных это вряд ли удасться сделать.

Андрей Манкевич, 2009-02-06T14:25:52

Возможно я был не совсем точен в терминах. Скорее, речь идет о знании биологии поведения (этологии), а не анатомии. Именно от возможности предсказать поведение объекта в той или иной ситуации зависит, какой снимок мы получим - констатирующий, допустим, "это птица, свиристель" или позволяющий наблюдать за жизнью животных, "свиристель, кормящий птенцов", что мне кажется не в пример более интересным...

B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd