Вверх
  • Взгляд и нечто. О фотографии в путешествии.
  • Магический узор: фотографии насекомых
  • Сканограмма — фотография без фотоаппарата
  • Что и чем фотографировать в путешествии
  • 11 вопросов о печати цифровых фотографий (часть первая)
  • Фильм о фильме. Фотография и кино.
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Что и чем фотографировать в путешествии

Обсудить
Что и чем фотографировать в путешествии

© muha

«Глаза Стерна были так устроены, что маленькие вещи часто виделись ему крупнее больших».
Вирджиния Вулф о «Сентиментальном путешествии по Франции и Италии» Лоренса Стерна.

Собираясь в путь

Что является приоритетным направлением вашей фотографической деятельности? Портреты? Пейзажи? Жанровые сцены? Дикие животные?
В каждом случае выбор аппаратуры должен быть свой. Нет смысла тащить с собой технику на все случаи жизни: нельзя объять необъятное, а вес взятого с собой будет постоянно давить вам на плечи, накапливая усталость и ухудшая мобильность. Когда вы много перемещаетесь и физические нагрузки велики, на первое место выходит ваша выносливость и способность концентрироваться на объекте съемки. Кому-то может показаться, что, скажем, пять объективов дают больше возможностей, чем два. Однако зачастую большое количество аппаратуры путает фотографа и не используется им в полной мере. Если наглядно — лучше мучиться выбором между двумя объективами, чем иметь с собой пять и, соответственно, тратить на это в пять раз больше времени и сил. Отсюда рекомендация: берите в путешествие только проверенную лично вами технику, с которой вы чувствуете себя комфортно; все необходимые тесты и эксперименты проведите заранее. Возвращаясь к вопросу о количестве аппаратуры: творческий выбор всегда интереснее технического! Разумеется, набор аппаратуры для автопутешествия может быть существенно тяжелее, чем для пешего похода по горам, однако общее правило при съемке путешествий такое: чем меньше вес, тем проворнее руки и глаз.

z

Вес и объем аппаратуры

Те, кто всерьез занят съемкой путешествий, склонны оптимизировать не только количество техники, но и ее вес и объем. Выбор системы — вопрос для отдельного исследования, но в отношении оптики доподлинно известно: зум-объективы почти всегда объемнее фикс-фокальных, кроме того, они обладают меньшей светосилой. У «фиксов» лучше и оптические характеристики (резкость, искажения и т. п.). На мой взгляд, сказанное является мощным аргументом в пользу «фиксов» для путешествий. Конечно, вам придется привыкнуть к «зуммированию ногами», но очень скоро вы раскроете весь спектр возможностей объектива и станете снимать с лучшим качеством в условиях недостаточной освещенности. Прибавьте к этому меньший вес, меньший объем и зачастую меньшую цену, и вы оцените преимущества «фиксов» для путешествий.

z

Светосильная оптика

Как известно, хорошего света много не бывает. В этом смысле бюджетные зумы с переменной диафрагмой 3.5–5.6 и даже профессиональные с постоянной диафрагмой 2.8 — не конкуренты «фиксам» с диафрагмой 1.4. Кроме самой картинки, разница будет видна в комфортности съемки в условиях низкой освещенности: вы сможете работать с более низким ISO и выиграть в качестве. Путешествие — это всегда неожиданные повороты и встречи. Очень часто вы будете перемещаться с яркого солнца в прохладный полумрак помещений и радоваться тем возможностям, которые дает вам ваш 50 мм или 35 мм с диафрагмой 1.4. Если говорить о длиннофокусной светосильной оптике — она обойдется дороже двух указанных объективов. А при работе с длиннофокусными, но не светосильными объективами на длинных выдержках помогут стабилизаторы изображения.

Штатив — за и против

На этот счет существует множество точек зрения, но готового решения нет. Кто-то принципиально за штатив, кто-то категорически против. Мои соображения: штатив хорош тем, что от его использования всегда можно отказаться. Рекомендация: не очень дорогой и не очень тяжелый, но достаточно устойчивый штатив. Такой штатив я обычно оставляю в отеле на дневное время, когда точно знаю, что он мне не понадобится, а забираю только в ранние утренние или вечерние/ночные часы, когда в нем возникает необходимость. На мой взгляд, такое решение вопроса более правильное, нежели выбор легкого портативного штатива, который болтается с вами постоянно, занимает место и давит на плечо, между тем недостаточно стабилен и, как правило, довольно дорог. Помните также, что в связи с требованиями безопасности при авиаперевозках штативы лучше сдавать в багаж. Если вы не сделали это, вас могут остановить непосредственно на личном досмотре, и тогда забот будет существенно больше

Куда это все сложить?

Аппаратуру можно носить в сумках (удобных и функциональных, на молнии и на карабинах), рюкзаках с лямками через одно или два плеча, а также в поясных сумках, навесных «карманах» и просто в чехольчиках, рассовав их по карманам верхней одежды. Во многом выбор — дело вкуса фотографа, но зависит это также от условий съемки и количества техники. Важные факторы, которые стоит учитывать: пыле-, влагозащищенность (самой ткани, стыков или молний
и т. п.), наличие специального «капюшона» на случай дождя, удобство ношения сумки или рюкзака в толпе, возможность быстро вынуть и убрать аппаратуру, сменить оптику. Безусловно, важна и специфика путешествий.
Для водных походов, например, сейчас предлагаются полностью герметичные сумки.

z

Полезные — и не мелочи

Сюда относятся бленды, фильтры, салфетки для чистки оптики, спусковые тросики для съемки со штатива, а также такая простая штука, как батарейки. О выборе всех этих вещиц написаны тома, и нам просто нужно не забыть прихватить их с собой. Для защиты аппаратуры в условиях крайне высокой влажности можно использовать силикагель. Для защиты от дождя и брызг в ряде случаев подойдут обычные чистые полиэтиленовые пакеты, но помните, что класть в них можно только сухую аппаратуру. Если на аппарат попала вода, надо предварительно его высушить, чтобы в пакете не случился парниковый эффект — очень некомфортная для техники среда.

Что и чем фотографировать в путешествии
z

Погода в месте съемки

Стоит учесть фактор погоды не только с точки зрения одежды, но и с точки зрения света (солнечно, туманно и т. п.).
К примеру, мне довелось дважды путешествовать по Китаю зимой, когда свет в центральных и южных провинциях особенно мягок, а солнечные дни редки — замечательные условия для черно-белой фотографии. Также неплохо заранее осведомиться о продолжительности светового дня: это поможет понять, где и до какого времени вы можете находиться. Далее по месту можно понять, где находится солнце, и спланировать день.

Как одеться

С одной стороны, это вопрос сугубо личный, с другой — есть свои тонкости. Разумеется, первый принцип — одеваться по погоде. Я бы посоветовал одежду с большим количеством карманов, причем застегивающихся на молнию или пуговицы. Для особо ценных вещей — внутренний карман на надежной застежке, а также «карманы», вешающиеся на шею, или «секретки» вокруг пояса. А для ношения денег — специальные ремни, куда можно спрятать купюры. Все это добро можно купить почти в любом аэропорту, правда, степень удобства будет различной. Опыт подсказывает, что лучше всего подходят «секретки» из мягкой ткани, которые не слишком видны под верхней одеждой и даже под легкой рубашкой.

Осторожными стоит быть с солнечными лучами в экзотических странах, лучше носить рубашку с длинным рукавом, а на голове — нечто, прикрывающее не только саму голову, но и уши, которые в таких странах, как Индия, могут обгореть до волдырей даже в январе. Внимательно стоит отнестись к защите от насекомых, особенно если известно, что они переносят, скажем, малярию.

Обувь — вопрос чрезвычайной важности. Она должна быть, во-первых, притертой к ноге, во-вторых, приспособленной к длительному хождению (хорошая амортизация, способность «дышать»). Кроме того, если есть вероятность дождей, стоит положить в багаж пару обуви на этот мокрый случай. Как правило, я беру с собой привычные кроссовки и горные ботинки, иногда — сандалии спортивного типа (они пригодятся, скажем, для прогулок под дождем в теплую погоду или для съемки в воде: ноги защищены от возможных повреждений и быстро сохнут).

Тщательно подберите носки: не забудьте про термоварианты для холодных условий, а также проверьте, насколько хорошо (плотно) носки сидят на ноге. Носок, который сползает при длительном хождении, натрет вам ногу. Теперь представьте, что в этот день вам надо снять водный фестиваль на какой-нибудь особенно желтой реке в Китае — а у вас на пятках прорвавшиеся мозоли, величиной с пятак каждая…

В дождь очень помогут плащи-пончо с широкими рукавами. В продаже имеются специальные плащи для фотографов, но они мало подходят для уличной фотографии, пончо в этом отношении удобнее: хорошо защищают, да и камера под ними не видна, а достать ее — пара движений.

Наконец, стоит принимать решение по цветовой гамме — не только ориентируясь на погоду, но и учитывая возможность слиться с толпой. Все-таки чем меньше фотограф привлекает внимание, тем удобнее: если вас заметят в толпе на пару секунд позже, это даст вам лишний шанс сделать кадр.

Что и чем фотографировать в путешествии

© muha

z

Чек-лист

Составьте перечень необходимого, чтобы ничего не забыть. Кстати, это касается не только аппаратуры. По сути, если речь идет о путешествии с фотографическим уклоном, даже не относящиеся к фотографии детали могут сказаться на съемке как положительно, так и отрицательно. Так что вдумчиво отнеситесь к составлению списка, все пункты важны. В фотографии мелочей нет, и миллиметр, по словам Картье-Брессона, имеет значение. В путешествии тоже нет мелочей, и часто малое видится там крупнее большого.

Продумайте все заранее. Маршрут, цели поездки, ваши идеи, аппаратура, экипировка — все это звенья одной цепи.
Не откладывайте сборы на последний момент: под рукой или в магазине может не оказаться как раз самого простого и необходимого.

Для читателя все сказанное выше — чужой опыт, и чтобы он стал своим, надо прожить различные ситуации самому.
В конечном счете универсального опыта не существует, поэтому так редко можно дать универсальный совет.

Другими словами, если вернуться к Стерну: «Нередко Стерн долго и обстоятельно рассуждает о тех или иных событиях, пока наконец не решает: все равно тут нет ни слова правды» (Жан Поль).

Опубликовано: 21.07.2008

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Андрей Гордасевич
Опубликовано 21.07.2008

Номинант конкурса «Серебряная камера-2004».
Сотрудничает с рядом изданий: GEO, «Персона», «Буржуазия», «Штаб-квартира», «Вояж», «Путь и водитель», «Буржуазный журнал», «Взор» и др.

Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd