Вверх
  • Съемка под водой: выбор фотоаппарата для подводной съемки
  • Съемка портрета: техника, правила и настройки
  • Гистограмма: что такое и как пользоваться
  • Фотографируем на концертах и в клубах
  • Как фотографировать пейзаж: выбор объектива и настройки фотоаппарата
  • Ночная съемка: как получить удачный кадр
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Съемка портрета: техника, правила и настройки

Обсудить

Для портретной съемки удобно использовать длиннофокусные объективы с фиксированным фокусным расстоянием (фиксы). У таких объективов есть ряд преимуществ перед остальными. Длиннофокусная оптика меньше искажают перспективу, что очень важно при портретной съемке. К тому же вы можете оценить глубину резкости снимаемой сцены по шкале ГРИП, отображенной на корпусе объектива. Немаловажную роль в портретной съемке играет также и светосила используемой оптики. Автофокус на светосильных объективах работает быстрее. Кроме того, полностью открытая диафрагма при съемке портрета позволяет получить снимки с очень красивым размытием фона.

Как правильно фотографировать портрет: правила съемки

При портретной съемке необходимо помнить некоторые важные правила: для придания выразительности снимку фокусироваться нужно по ближайшему глазу модели, а выдержку брать не длиннее величины 1/ (например, для объектива 85 мм — 1/85). В первом случае вы предотвратите появление неожиданно резкого носа или подбородка на общем нерезком портрете модели. Во втором — гарантированно избежите общей нерезкости снимка из-за слишком длинной выдержки. Сильный цифровой шум, образуемый матрицей при высоких значениях чувствительности, нежелателен. Используйте значения ISO в диапазоне от 100 до 400 единиц. Камеру необходимо перевести в полуавтоматический или ручной режим съемки.фокусное>

Теперь кратко ознакомимся с основными типами экспозамера, которые использует ваша фотокамера

Центровзвешенный

При таком способе замера экспозиции сначала измеряется уровень освещения всей сцены, а затем ее центральной точки. Результат — усредненное значение с учетом дополнительных данных, полученных из центральной области. Поскольку модель обычно находится в центре кадра, эта схема считывания фиксы делает центровзвешенный замер приоритетным выбором для съемки портретов.

Точечный

Точечный замер получает данные об экспозиционных параметрах лишь очень небольшой части изображения (1–5%) и игнорирует освещение остальной части сцены. Обычно эта область находится в центре видоискателя. Однако некоторые камеры позволяют выбрать для замера другие области кадра и произвести замер вне центра. Точечный замер — хороший выбор для сцен с высоким контрастом или с задней подсветкой, но при съемке портретов используйте его с осторожностью, помня о том, что он должен быть нацелен на ту область, которая будет формировать средние тона заключительного изображения.

Зонный

Зонный замер — это тип измерения, получающий данные от нескольких различных областей в пределах снимаемой сцены, чтобы рассчитать среднее значение для всего кадра целиком. Это полезно для общих сцен с низким контрастом.

Рассмотрим пример. Обратите внимание на сложное освещение и загорелую кожу модели. Применение зонного замера (Пример 1) привело к неудовлетворительному результату: часть лица оказалась сильно пересвеченной. В то же время, экспонируя снимок с использованием точечного замера (Пример 2), можно получить уже более приемлемый вариант, сопоставимый с результатом, полученным при использовании центровзвешенного замера (Пример 3). Это связано с условиями освещения, справиться с которыми вам поможет только точный выбор экспозиции. Приведенный пример не означает, что при портретной съемке нужно всегда использовать либо центровзвешенный, либо точечный замер экспозиции. Все зависит от конкретных условий освещения и особенностей цвета лица модели. Смуглая, загорелая кожа отражает меньше света, чем более светлые ее оттенки.

Съемка портрета: техника, правила и настройки
Пример 1. Матричный замер
Съемка портрета: техника, правила и настройки
Пример 2. Точечный замер.
Съемка портрета: техника, правила и настройки
Пример 3. Центрально-взвешенный замер.
z

Во многих случаях достичь желаемого результата можно, скорректировав экспозицию. Для увеличения общей яркости снимка необходимо произвести положительную поправку в экспозицию, а для уменьшения яркости — отрицательную.

Освещение при портретной съемке: использование вспышки

Существует распространенное мнение о том, что вспышка, используемая вне студии, делает изображение «плоским». Это так, но только если неверно использовать ее возможности. Гораздо хуже, когда именно из-за плохого естественного освещения портрет получается невыразительным и скучным.

Съемка портрета: техника, правила и настройки
Пример 4. Съемка без вспышки
Съемка портрета: техника, правила и настройки
Пример 5. Использование вспышки.
Съемка портрета: техника, правила и настройки
Пример 6. Использование вспышки с коррекцией мощности
z

Для иллюстрации сказанного рассмотрим следующий пример (Пример 4). Естественное освещение при пасмурной погоде достаточно унылое, что сказалось и на цветах фотографии. Однако использование даже встроенной вспышки (Пример 5) позволило подсветить глубокие тени на лице и одежде. При этом сам снимок стал более выразительным и не потерял объем. Гораздо большие возможности предоставляет внешняя вспышка, которая посредством регулировки мощности импульса позволяет аккуратно подсветить глаза модели, не пересвечивая остальные части лица. Так, как показано на примере (Пример 6).

Съемка портретов в помещении: постановка света

При съемке в плохо освещенном помещении без использования вспышки не обойтись. Внешняя вспышка позволяет направлять и регулировать мощность светового импульса. При подготовке к съемке важно правильно установить значение ISO и отрегулировать мощность импульса. Установка неверных параметров (слишком низкого ISO или недостаточно сильного импульса вспышки) может привести к нежелательному изменению цветовой температуры снимка. С другой стороны, съемка при слишком больших значениях чувствительности может привести к сильным пересветам на фотографии.

Съемка портрета: техника, правила и настройки
Пример 7
Съемка портрета: техника, правила и настройки
Пример 8
z

При съемке со вспышкой старайтесь использовать светоотражающие покрытия (побелка потолка, стен и т. д.). Направляйте световой импульс таким образом, чтобы на снимаемую модель попадал не прямой, а отраженный свет. Старайтесь минимизировать неизбежный эффект появления тени либо за счет сильно размытого фона (Пример 7), либо за счет изменения ракурса снимаемой модели (Пример 8).

z

Все вопросы об особенностях съемки портретов вы можете задать в разделе «Вопросы эксперту»!

Опубликовано: 25.10.2007

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Малик Максютов
Опубликовано 25.10.2007
Георгий Полицарнов, 2016-10-03T09:37:11

На более длинных выдержках изображение теряет резкость из-за смаза, а он происходит из-за дрожания рук фотографа и движения модели. Попробуйте!

Max Smirnov, 2016-10-01T08:35:20

Я немного не понял про соотношение выдержки и фокусного расстояния объектива, кто то может пояснить поподробней. Как это вообще взаимосвязано, действительно ли если делать такую выдержку как написано в статье то изображение будет максимально резким, и неужели длинные выдержки снижают резкость изображения?

Natali Vladova, 2011-01-03T23:46:56

Интересная статья! Меня саму очень интересует именно портрет! Можете посмотреть работы на моем сайте! http://nv.thebest-on.com/

Сергей, 2010-07-05T02:50:33

В самом деле, сайт, на который была дана эта ссылка, приказал долго жить... Увы. Поскольку это было более года назад, я не могу "вынуть" её теперь. Могу лишь теоретически рассказать, что я сделал. Предположив, что коли освещенность объекта уменьшается пропорционально квадрату расстояния от источника света, становится ясно, что точечный источник света, каковым является фотовспышка, ВСЕГДА будет недосвечивать края кадра, потому что квадрат расстояния... При угле охвата ШУ объектива 90 градусов этот недосвет составит два раза. То-есть края кадра неминуемо в два раза недосвечены. Моё устройство - отражатель света вспышки, похожий на некую сложную многогранную пирамиду вершиной, перпендикулярной вертикальному лучу вспышки и направленной на объект съемки, распределяет свет в сторону объекта таким образом, что в центр идет меньше света, а основной импульс распределяется по краям.
То-есть, по-человечески выражаясь, вспышка бьет вверх, а грани пирамиды отражают свет горизонтально вправо и влево от центра.
Результат получился заметно лучше, чем при выдвинутом во вспышке рассеивателе 17 мм. Это всё, что я могу сегодня рассказать.
Принципиально если какая-то фирма решит эту задачу таким образом, что выдвижной фильтр 17 мм будет с помощью непростой линзы Френеля ослаблять свет в центре и перераспределять его на края, то всё можно решить только фильтром, без моих "изобретений".

Maxim Filatov, 2010-07-05T01:47:12

The requested URL /new/index.php was not found on this server.

chespik, 2010-02-15T17:42:36

А напишите, пожалуйста статью о том, как фотографироват детей! Они же в постоянном движении!

Сергей, 2009-11-30T02:22:19

Для портретной съемки надо выбирать компакт с как можно большей матрицей и светосильным объективом. Хотя в сегодняшнем фотошопе имитация малой ГРИП довольно неплохо выглядит. Тем не менее отличия между оптикой и фотошопом есть и они знатоку заметны. Выбирать из компактов, так что-то типа Панасоника G-1 - с матрицей 3/4 и сменными объективами.
S-90 хорош объективом начальной светосилой 2,0. Правда конечная светосила - маловата для портретов - 4,9.
У G11 - начальная светосила меньше - 2,8, зато конечная - хоть чуть, но больше, чем у S-90 - 4,5.
По светосиле наиболее подходящий Panasonic - на длинном конце 2,8 , правда длинный конец до портретов чуть-чуть не дотягивает - 60 мм ЭФР, желательно не менее 75. Зато его широкий угол просто замечательный - 24 мм ЭФР. При этом у него матрица наибольшая из трех названных.
Все три камеры могут снимать в RAW-формате, и это хорошо.
Тем не менее с учетом малоразмерности матриц фактор малой ГРИП при съемке портретов будет работать весьма слабо. Так или иначе придется деликатно портреты фотошопить.
Сергей.
PS: Я держал в руках только Canon G11 и то несколько минут, так что анализ мой - по подробным техническим характеристикам, но не по практике. Так что приношу мои извинения за неполноту аргументов.

gsm8n, 2009-11-29T17:33:25

Спасибо за статью!
Посоветуйте, пожалуйста, какой «продвинутый» компакт выбрать для портретной съёмки (желательно иметь возможность и на качественную макро съёмку): выбираю из Canon S90, Panasonic LX3 и Canon G11?

Денис Савин, 2009-11-17T20:49:33

Спасибо за интересную статью!

vetALL, 2009-06-11T22:12:18

Спасибо за статью, но большее спасибо за комментарии!

Никишаев Андрей, 2009-05-17T21:49:21

Конкретно по фотографии со вспышкой.
Я в жизни использую оба варианта съемки со вспышкой, как прямой свет, так и отраженный.
Начнем с прямого. Первый плюс прямого света, это его жесткость. Он делает хорошие глубокие тени.(О плоскости кадра я слышал только из рассказов, быть может я как-то неправильно фотографирую) )
Второй плюс это качественный засвет. Для меня остается загадкой почему люди боятся пересветов и пытаются вывести экспозицию в 0. Пересвет дает несколько довольно хороших преимуществ при съемке портретов:
- лицо делается более чистым, так как всякие там прыщики и все подобное не так сильно выделяются.
- больше качественной информации уходит о фотографии. Матрица устроена таким образом, что на светлые тона уходит где-то 60-70% информации. То есть делая работы с желанием после их качественно обработать лучше снимать с пересветом.
- создается глянцевый эффект
Вот примеры съемки в лоб так сказать
http://andreynikishaev.livejou...
http://andreynikishaev.livejou...
http://andreynikishaev.livejou...

Вторая классная штука это отраженный свет. Я не говорю о банальном белом потолке или стене, это и так всем известно. Я говорю о съемке с отражением от нестандартных поверхностей. Такой свет зачастую непредсказуем, но так же и довольно интересен и нестандартен. Таким образом можно создавать причудливые тени и блики, добиваться неимоверных эффектов всего с одной вспышкой.
Вот примеры:
http://pics.livejournal.com/an...
http://pics.livejournal.com/an...
Снимал с отражением от витражного стекла. При этом свет разделился на много пучков с разной интенсивностью создавая иллюзию съемки днем, хотя это была глубокая ночь.

Посему люди, не слушайте когда вам говорят что так нельзя. Делайте как считаете нужным, экспериментируйте, рассказывайте о достигнутом другим.

Сергей, 2009-03-22T08:26:17

В любом случае съемка портрета со встроенной вспышкой - не более, чем суррогат.
Нужна, нужна внешняя вспышка. Причем не всегда она и выручит сама по себе.
Сегодня я сделал для своей вспышечки очередной девайс и предлагаю ссылочку, где я всё в подробностях описал.
http://fotovideoforum.ru/new/i...
Сергей.

Катюша, 2009-03-18T14:09:29

вот со светом я пока никак не разберусь..предпочитаю дневной, натуральный свет, со студийным что-то не ладится)

Антон Нечаюк, 2009-01-31T16:31:09

у меня тоже эта камера.
подсветку автофокуса можно выключить (притом она не так уж и эффективна: 1. много внимания привлекает.
2 долго фокусировка происходит
3 садит батарею "на раз".)
а достигнуть снимка в темноте без вспышки - практически нереально. Разве что неподвижных объектов и то на штативе с секундными выдержками.

Дмитрий Фигура, 2008-12-23T13:33:00

Статья заинтересовала. Только начинаю фотографировать и совсем недавно столкнулся с тем, что не смог подружиться со вспышкой, пришлось задирать исо до 1600. Итог закономерен - цветное месиво, причем не только на однотонных поверхностях, а по всему снимку.
Подскажите, пожалуйста, какие-нибудь приемы, как облегчаючить жизнь в таких ситуациях, когда катастрофические не хватает света? Может какой-нибудь рассеиватель приспособить?
Вспышка встроенная, камера олимп е-420 с китовым объективом. Съемка была в ресторане без верхнего освещения. Только светильники на стенах и свечи на столах.
Буду очень признателен за советы. :-)
Кстати, еще недоволен тем, что при поднятой вспышке фокусируется очень долго и частенько неудачно. Стоишь и сверкаешь вспышкой как елка, секунд по 10-20 :-). Притом, что фокусирование с опущенной вспышкой и последующим ее поднятием перед нажатием на спуск приводит к положительному результату. Короче, я в растерянности...

Вадим Мусин, 2008-12-07T05:07:58

Спасибо

m.max, 2008-10-18T02:43:30

Здравствуйте,

Спасибо вам за ВСЕ отзывы. Я очень благодарен всем, кто откликнулся на мою статью!
Впервые зашел сюда, чтобы ответить, по материалам своих статей, и, еще раз, сердечно всех поблагодарить.
Хотелось бы сразу отметить, что в полемику, по поводу данной статьи, я вступать не хочу.
Каждый имеет право на собственную оценку материала :)
Для меня очень важно то, что она оказалась для многих полезной.

С уважением,

автор.

vladimir, 2008-10-09T04:25:57

Все четко и понятно.

Drozd, 2008-09-03T13:22:45

SV очень точно сказал " WB поехало"

Владимир, 2008-07-27T00:14:54

Спасибо большое за советы!

B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd