Вверх
  • Стереофотография
  • Как использовать вспышку: учимся работать со вспышками
  • Учимся снимать репортаж
  • Изучаем основы композиции
  • Свадебная съемка: постановка или репортаж?
  • Учимся фотографировать театральные постановки
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Изучаем основы композиции

Обсудить

Есть мнение, что композиции нельзя научить. Что либо у человека есть чувство гармонии, либо его нет. Мой опыт говорит мне следующее: композиции научиться можно. Но если у вас есть талант и чувство гармонии, вам будет легче строить грамотные снимки и вы будете изобретательнее и тоньше использовать свои знания. Если же чувства гармонии нет, то вам будет первое время тяжелее, чем другим, вы потратите больше времени и усилий, но в конце концов сможете делать великолепные снимки с грамотным композиционным построением. Я в этом уверена, это показывает мой опыт преподавания. Далее я приведу некоторые самые важные правила правильной композиционной компоновки изображения. Итак, что у нас под номером 1?

1. Это самое важное правило любого изображения — принцип золотого сечения (правило трех третей). Кадр по вертикали и горизонтали делится на три равные части. Все важные детали снимка нужно располагать на пересечении воображаемых линий.

z
z

2. Верх должен быть «легче» нижней части фотографии. Вверху у нас обычно небо, оно легкое и светлое. Старайтесь составлять композиции таким образом, чтобы вверху было чуть-чуть «воздуха». Это будет правильно.

3. Дайте движению или взгляду модели пространства: оставляйте место в кадре для продолжения движения или взгляда.

z
Изучаем основы композиции

Лада Гуляева www.photohappy.ru

z

4. В портрете главное — глаза. Точка резкости всегда должна быть на глазах! За очень крайними исключениями. Если вам тяжело «поймать» глаза фокусировкой, вы можете фокусироваться на воротнике или грудной клетке модели, которые во многих случаях совпадают с плоскостью глаз.

В портрете и съемке людей важно, что вошло в кадр, а что нет: никогда не обрезайте конечности людей, не подумав. Снимайте фигуры людей либо полностью, либо обрезайте в районе выше колен и локтей, но не в районе кистей и ступней. И внимательно следите, чтобы из головы людей не росли телеграфные столбы, ветки и другие предметы. Если что-то выросло, то отойдите чуток в сторонку, и все будет в порядке, столб будет расти, откуда ему положено: из земли.

z
Изучаем основы композиции

Анна Ландина www.photohappy.ru

Изучаем основы композиции

Настя Ваймар www.photohappy.ru

z

5. Включение в кадр диагоналей делает натюрморт или пейзаж более динамичным и интересным.

6. Избегайте ярких или пестрых пятен в стороне от главного объекта. В большинстве случаев это отвлекает. Если же вы поместите яркое пятно рядом с главным объектом, то это может быть неплохой идеей.

7. Ритм смотрится лучше, если в нем есть «изюминка» — что-то выбивающееся из ритма.

z
Изучаем основы композиции

Светлана Хазанова www.photohappy.ru

z

Все фотографии, использованные в данной статье, сделаны учениками фотошколы и публикуются с их разрешения. www.photohappy.ru

Опубликовано: 14.03.2008

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Елена Счастливая
Опубликовано 14.03.2008
san-sanych0208, 2016-01-14T13:03:15

Это когда научишься "по правилам", тогда можно "я так вижу". ИМХО.

Flopy, 2010-07-16T01:01:00

Спасибо большое, очень помогла статья =)

Павлов Сергей, 2009-09-04T17:51:21

"Нужно"... "должно быть"... Что это за искусство, когда всё подчиняется каким-то штампам??
Я ~2 года снимал именно так, потом понял, что мне "не хватает воздуха" - в мозгу засело: "Горизонт ни в коем случае не посередине!!", "Основной объект только на "воображаемых линий"!!" и т.д...
Это всё штампы! В искусстве лишь 2 критерия - НРАВИТСЯ и НЕ НРАВИТСЯ - всё!!
Ну нельзя же ходить на выставки с уровнем, линейкой, транспортиром и т.п. и ехидно так говорить: "Ооо, брат, а горизонт-то у тебя заваливается на 0.001°!! Значит мне не нравится! Не шедевр!!"... Ну бред же... Надо экспериментировать...
А то у всех будут одинаковые фотки, по одинаковым "правилам"...

Катюша, 2009-03-17T15:52:40

зачитываюсь Вашим блогом,все очень интересно и познавательно!

Yaroslav, 2008-12-14T04:09:28

Нормальная статья. Чё народу не нравиться?
Составлено лаконично, а не "чё бы еще для обьема придумать?".
Написано же "Основы...", а не "Как снять ШЕДЕВР" ;)
Кто желает большего - пускай ищет спец-литературу для художников.
В Худ-академиях композиции по несколько лет учат.
И снимать, снимать, снимать, снимать. Наметывать глаз на это дело.
Но, это - правила, а не постулаты и законы мироздания.
А правила, как известно - имеют исключения. Но, исключения - подтверждают правила.

Yaroslav, 2008-12-14T04:06:39

Нормальная статья. Чё народу не нравиться?
Составлено лаконично, а не "чё бы еще для обьема придумать?".
Написано же "Основы...", а не "Как снять шедевр" ;)
Кто желает большего - пускай ищет спец-литературу для художников.
В Худ-академиях композиции по несколько лет учат.
И снимать, снимать, снимать, снимать. Наметывать глаз на это дело.
Но, это - правила, а не постулаты и законы мироздания.

Bazilio, 2008-11-09T23:26:15

Замечу вам, Леонардо Да Винчи, совсем не первым применил и использовал золотое сечение! Его, во всю, применяли Античные греки, и Платон писал о З. сечении трактаты, на пару тысяч лет раньше Леонардо. Принято считать, что Пифагор ввел в обиход термин - Золотое деление ~ VIв. до нашей эры.

Алексей Иванов, 2008-11-06T15:02:55

Дмитрий, вы путаете два понятия - "композиция" и "компоновка". Композиция не зависит от формата кадра, компоновка - зависит. Композиция не должна быть выстроена вокруг какого-то особенного постоянного (или имеющего несколько вариантов) зрительного центра, компоновка - считается, что должна.

Елена Счастливая, 2008-11-06T14:50:01

Спасибо и Вам )

Елена Счастливая, 2008-11-06T14:49:05

Спасибо!

Ириночка Сергеевна, 2008-11-06T14:42:58

Расскажу Вам как математик первым золотое сечение применил леонардо в росписи капеллы, всем не безъизвестной, только позже математиками это правило было обобщено, золотое сечение присутствует в каждом человеческом теле, посмотрите на ладонь). То о чем писал автор у леонардо называлось портретным сечением, если обратитесь к репродукциям его работ сразу это заметите, так что в классическом математическом определении золотое сечение есть коэффициент отношения, но для живописи, архетектуры и фото, это именно то о чем говорил автор, так сказать, частность. Статья сама по себе написана хорошо, для тех кто держит фото камеру впервые подойдет, конечно именно на разрушении стериотипов строют работу гении, но что-то их не много, а вот делетантов ... Спасибо)

vladimir, 2008-10-09T04:22:47

В лице новичка, благодарю за все Ваши пояснения, которые помогли вникнуть глубже в тему. Благодарствую.

Космонавт, 2008-09-18T03:10:47

да хорошая статья! и цепляться к автору глупо!все знают, что есть правила.но некоторые НОРМЫ существуют именно из-за их искажения, переворачивания. как в английском языке: в школе учили, что не может быть два отрицания в предложении. а я, извините, защитил дипломку по переводу языка вероятного противника))).и два отрицания и три и четыренорма. но это потом. а пока новичкам надо дать правило, усвоили, навык появился-давйте копать глубже. хороший пример хорошей педагогики. и не надо учить учителя преподавать. вспомните пироги и сапоги.

Сергей, 2008-09-16T16:10:39

И где же шедевры, раз это такие простые истины?

Lemetriss, 2008-09-16T00:56:34

Мое мнение - золотого сечения не может быть в природе. Кто фотографировал, думаю согласятся с этим. Невозможно сказать что композиция строится по какому-то сечению. И уж тем более в таких правильных пропорциях.

Елена Счастливая, 2008-08-31T04:15:52

Спасибо и Вам за правильное понимание данного эссе ))

Сергей, 2008-08-31T01:54:55

Могу дать очень спорный совет, которому я сам частенько следую в музыке.
Как ни парадоксально...
Бывает, и не редко, когда сидишь за инструментом и кажется, будто бы всё понял и всё можешь сказать. И только жизненный опыт продолжает шептать, что жизнь - это процесс, а не результат. Ну что ещё сказать!!!??? Как ещё сыграть!!!??? Понятно, что надо бы проще - в простоте истина. А где её мера, чтобы "не хуже воровства"?
И вот, сижу, "скучаю", и от этой скуки начинаю форменным образом валять музыкального дурака. Это как в темноте кидать камешки в сторону мишени, наобум.
И, представляете, бывает настолько неожиданное попадание, что меняет вообще представление об исполняемом. Проверяю раз - да! Проверяю два - да! Это сколько же теперь работы - переделать целую концепцию! Играю друзьям - коллегам, тоже говорят - да!
"И случай - Бог-изобретатель" - гениальные слова!
Попробуйте "удариться" в импровизацию на тему... Раскрепостите фантазию, дайте ей волю, простор, и Вы забудете про лекцию, менторство, и полетите на крыльях...
Удачи!
Сергей.

Елена Счастливая, 2008-08-31T00:48:09

Да ))) Это самое интересное ))) Согласна. Но чтобы заниматься "беззаконием" нужно знать законы (в этом вся сложность) и иметь силу воли отстаивать свой личный взгляд (этим одарены единицы). Я буду думать над новой статьей. Спасибо. Однако, ничего не обещаю. Жду писательскую Музу ))) Она, как правило, бывает исчерпана на лекционном материале.

Сергей, 2008-08-31T00:37:41

Да ведь творчество гениев - это сплошное нарушение канонов существующих и утверждение канонов новых - небывалых ранее! Как пример (мой, музыкальный) - творчество Баха - сплошное "беззаконие", Моцарта - теперь некоторые допустимые исключения из правил гармонии названы его именем, Бетховена - попрание не только законов гармонии, но и музыкальных форм, а что уж говорить про теперешних признанных "классиков"?
А ведь это и в самом деле - самое интересное!

Елена Счастливая, 2008-08-31T00:35:13

Спасибо и Вам за отзыв )))

0f0ee5ae ac5d 40f5 983e e30e749fa116