Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

Спецэффекты из чего угодно

Дата публикации: 14.03.2017

«Проект NikonPro»

Профессионал портретной и fashion фотографии, амбассадор Nikon Олег Зотов рассказывает о простых и доступных творческих приёмах, с помощью которых даже начинающий фотограф может сделать свою съёмку интереснее.

Спецэффекты из чего угодно

Инструментарий фотографа — не только камера

Фотографу на каждой съёмке хочется получать интересные картинки, непохожие на предыдущие. Самый простой способ решить эту задачу — покупка новой аппаратуры: камеры, объектива, света. Действительно, в новинках больше пикселей, лучше качество изображения, современные функции. Но при одном и том же подходе к процессу ничего принципиально нового не получишь; даже необычные локации — у моря, в горах, в городах — быстро наскучат. Простая перемена мест изменит лишь фон, но не суть кадра.

Куда больше дадут различные идеи и приёмы, с помощью которых снимки можно сделать по-настоящему интересными. И как только фотограф это осознаёт, он становится похож на фокусника с целой сумкой сюрпризов. Чем больше инструментов — тем больше возможностей. Но применять их нужно умело, в дозированном объёме. На этот счёт у меня есть забавная история: как-то раз я повесил в соцсети снимок вратаря Малафеева, и кто-то в комментариях написал, что в нём нет ничего сверхъестественного, «всего один стрип, диафрагма 11 — и что, это всё?». Но кто сказал, что красивое должно быть обязательно мудрёным? Все эти архисложные приёмы ради приёмов лишь показывают, как крут фотограф, не меняя сути изображения.

Принцип золотой середины и лаконичность — вот что работает во все времена. Но, безусловно, интересные приёмы и различные технические хитрости также необходимы: это творчество, без которого невозможно расти и развиваться фотографу. Все эти уловки можно поделить на две большие категории. В первую входит то, что связано со светом: для фотографа всё, что светит или отражает, представляет профессиональный интерес. Сюда можно включить всевозможные лампы, фонарики, светоотражатели, спецэффекты с использованием муки, пыли, воды. Вторая категория — это вещи, о которых, как ни странно, современные фотографы частенько забывают, хотя раньше они были очень популярны: светофильтры. С них и начнём.

Светофильтры и маски

Светофильтры — это не только специальные стекла, но и вообще всё, что можно нацепить на объектив. Например, это могут быть веточки или ниточки, а раньше в качестве такого фильтра использовали… женские чулки. Например, чёрные колготки позволяют получить красивое размытое изображение. Представим ситуацию: нам надо снять женщину в возрасте, у которой на лице морщинки, но мы совершенно не хотим их подчеркивать. Тогда просто натягиваем на объектив этот чёрный чулок — и он даёт красивый блёр, эффектное размытие. Если мы снимаем в высоком ключе, где все светлое, засвеченное — почему бы не надеть белый чулок, чтобы он уводил всю картинку в совершенно эфемерный белый цвет?

Идём дальше. Нам доступны всевозможные маски — это то, что можно поставить между источником света и объектом съёмки. Что тут можно придумать? Мы ограничены лишь нашей фантазией. Например, можно светить через глянцевую фольгу, получая очень красивый эффект воды — как будто солнце светит на волны и движение бликов отражается на объектах в кадре.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 400, F11, 1/160 с, 62.0 мм экв.

Те, кто был на моих мастер-классах, уже видели очень простое приспособление — большой лист чёрного пенокартона, в котором я прорезал множество отверстий самых разных форм. Как раз такая штука на языке фотографов и называется «маска». Её можно сделать самому за несколько минут из чего угодно: из ткани, картона, фанеры, бумаги. Форма отверстий тоже может быть любая: полоски, кружочки, да хоть квадраты. Мой вариант очень похож на листву — так солнце светит через кроны деревьев.

Я использовал в качестве маски даже реечное днище кровати. Как это работает? Можно через маску осветить вспышкой модель и спроецировать на неё масочный рисунок. Можно направить через маску фоновый свет, и однообразный фон станет интереснее.

Теперь про самые основные фильтры. Например, поляризационный фильтр совершенно необходим, когда нужно «проявить» небо, сделать его ярким и чистым, убрать дымку, какая бывает в воздухе над летней Москвой. Ещё он поможет, когда нужно избавиться от бликов и отражений на глянцевых поверхностях. Существует правило: полярик убирает марево в воздухе, если солнце расположено под углом 90 градусов к объекту съёмки.

Без фильтра

Без фильтра

С фильтром

С фильтром

Ещё один совершенно необходимый фильтр, про который фотографы часто забывают — серый. А ведь он позволяет многократно увеличивать выдержку! В моей недавней поездке в Грецию я снимал камушки в набегающих волнах. Когда необходимо показать движение и «смазать» воду, обычно выбирают длинную выдержку, однако яркое дневное солнце мешает этому. Решить проблему помогают серые фильтры: они отсекают часть света.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: F22, 10 с, 200.0 мм экв.

Если мечтаете поснимать пустую Москву — поставьте камеру на штатив и сделайте выдержку минут в пять; тогда все статичные объекты в кадре останутся, а люди и машины исчезнут. И для этого нужно использовать серый фильтр — иначе никаких пяти минут выдержки не выйдет. Этим приёмом часто пользуются при съёмке архитектуры.

Простым, но результативным фильтром станет обычная стекляшка, измазанная вазелином или жирным кремом — она даст интересный эффект софт-фокуса. Цветные (творческие) фильтры — тоже полезная штука. Например, вы снимаете модель на улице со вспышкой, выставляете баланс белого модели в ноль и надеваете фильтр. Синий сделает окружающее пространство холодным, жёлтый — тёплым, при этом цвет модели останется естественным.

Мода, как известно, циклична — и фотография не исключение. Сейчас модно снимать, освещая модель лампами с цветными светофильтрами. Я же использовал этот приём в 90-х годах; у меня даже слайды сохранились. В то время я и мои коллеги по цеху днём с огнём не могли найти такие фильтры; приходилось экспериментировать. И вот мода на подобную съёмку снова вернулась. Забавно, ведь мне не так уж много лет, а тенденции начинают повторяться, причём некоторые на моей памяти уже по третьему разу. Выходит, я могу предсказать, что окажется в тренде в дальнейшем.

Свет

Один из простейших приёмов, который я показываю на мастер-классах — это световая кисть. Она доступна абсолютно каждому фотографу, ведь, по сути, это обычный фонарик. Использование световой кисти — очень красивый приём, который можно использовать бесконечно и каждый раз получать разный результат.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 47 с, 105.0 мм экв.

Интересных эффектов можно пробовать добиться разными способами, ведь чтобы «проявить» свет в кадре, существует множество вариантов. Например, подбрасывание мелкодисперсных веществ. Так, на моем мастер-классе и на одном из уроков онлайн-школы мы подбрасывали муку — получались совершенно фантастические кадры.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 400, F11, 1/160 с, 92.0 мм экв.

А главное, этот эффект доступен фотографу с любым бюджетом. Подбрасывать можно что угодно: листья, блестки, пудру. Сейчас очень модными стали краски индийского праздника Холи; я как-то использовал обычную пыль при съёмке на природе. Также эффектно выглядит в кадре дым: сквозь него очень красиво проходят лучи света. На уроках я показывал пример съёмки образа рок-звезды с использованием дым-машины. А ведь так же можно использовать электронную сигарету или дымовую шашку. Только в последнем случае обязательно соблюдайте технику безопасности.

И даже длинная выдержка — это тоже своеобразный приём. Он доступен каждому и в некоторых ситуациях очень эффективен: вспомните, например, знаменитое фото с Усэйном Болтом с олимпиады в Рио, снятое на выдержке 1/40, где он вырывается вперёд соперников!

Чтобы оценить эффективность приёма, есть смысл сразу проанализировать отснятый материал. Зачастую в удачный творческий эффект можно обратить то, что многие сочтут не подходящими условиями для съёмки. Так, среди фотографов, особенно начинающих, нередко заблуждение, что нельзя снимать против света. Однако в Греции я снимал кайтсерферов в контровом свете. Можно, конечно, было отправить кого-то стоять со вспышкой по шею в море или переживать, что мне не хватает фокусного расстояния для крупных планов. А можно выбрать выдержку покороче, такую, чтобы она превращала брызги в стекло — скажем, 1/3000. Фигуры кайтеров будут совсем чёрными, а контровой солнечный свет отлично обрисует силуэты, что очень красиво. Таким образом, недостаток превращается в эффектный творческий приём. Пользуйтесь этим.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F13, 1/4000 с, 200.0 мм экв.

Современные камеры позволяют делать совершенно невероятные вещи. Я снимаю на Nikon D810 и не обрабатываю снимки в компьютерных программах. Камера позволяет заранее выставлять нужные параметры съёмки и настройки яркости, контраста, насыщенности. Таким образом, нет необходимости дорабатывать фотографии на компьютере; я сразу на месте получаю JPEG потрясающего качества.

Приёмы-моветоны

Есть и такие. Очень устаёшь, например, от вариаций на тему мокрых волос, когда модель мотает ими в кадре. Понятно, что совсем избежать кадров в стиле «солнце на ладошке» или «подпирание Пизанской башни» вряд ли удастся, но и вторить этому массовому сумасшествию не стоит.

Работа с моделью

Когда вы работаете с моделью, тем более не очень опытной, главное — ничего не усложнять. Успокойте человека, попросите, чтобы он просто посмотрел в объектив. Например, известный фотограф Питер Линдберг в своих работах исповедует идею, что глаза — зеркало души. Его модели на снимках не принимают сложных поз; только прямой спокойный взгляд, иногда направленный чуть в сторону. Поверьте, портрет c минимальным позированием под силу снять любому фотографу.

Распланировать съёмку заранее, до того, как окажешься на месте и увидишь модель, вряд ли получится. Только на месте начинается нормальная работа фотографа: смотрим, как падает свет, откуда он идёт, есть ли окна, двери, жалюзи. Дальше исследуем фон — часто модели в одежде из каталогов хорошо смотрятся именно на фоне старых стен. Если предполагается работа со своим светом, необходимо изучить, как его расположить в доступном пространстве. Есть интересная геометрия — считай, повезло: ритм завораживает зрителя и только фотограф управляет композицией собственного кадра. Исходя из увиденного, решаем, будем ли мы снимать лицо модели, поясной портрет или в полный рост.

В момент съёмки надо обращать внимание на всё. Всегда помните: как бы вы ни сняли, всегда можно снять лучше. Я всегда держу это в уме: да, я далеко продвинулся в искусстве фотографии, но это не имеет большого значения. Я могу сделать лучше.

Дата публикации: 14.03.2017
Комментировать
Fb8345bd 0020 411b ab1a 793a47dd100f square 100
Олег Зотов

Один из ведущих фэшн-фотографов России представляет в команде амбассадоров Nikon фэшн и глянцевую фотографию. Его работы можно увидеть на страницах и обложках Men's Health, Playboy, Women's Health, ELLE, Vogue, Hello, Allure, Danza, Psychologies, YogaJournal, Cosmopolitan и многих других. В портфолио Олега — более двух десятков обложек самого продаваемого в мире мужского журнала MAXIM. Олег снимал практически всех звёзд российского шоу-бизнеса и множество зарубежных знаменитостей: Меган Фокс, Джона Малковича, Орнеллу Мути, Монсеррат Кабалье, Антонио Бандераса, Халка, Альберту Феретти, Веру Брежневу, Оксану Акиньшину, Аллу Пугачёву, Анну Семенович, Лизу Боярскую, Данилу Козловского и многих других. Олег Зотов много работал с бизнесменами и политиками, звёздами спорта и олимпийскими чемпионами. В его объективе побывали Владимир Путин, Дональд Трамп, Николай Валуев, Евгений Плющенко. Именно Зотов является автором портрета Валуева, бреющегося топором. Олег считает, что настоящий фотограф должен уметь создавать портреты без Photoshop и подобных компьютерных программ.

Подробнее об Олеге Зотове можно прочитать на сайте NikonPro.ru

Наши тесты Nikon D810

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus