Вверх
085a336b f917 493e aad6 e4737c8a6cc7

Как проверить БУ объектив при покупке? Простые советы

Дата публикации: 13.05.2022

Покупка БУ-объектива с рук — занятие рискованное, но при этом выгодное. Так повелось с давних времён, что оптика устаревает намного медленнее камер. Хороший объектив может не терять в цене годами, а коллекционная оптика и вовсе только растёт в цене.

Как проверить БУ объектив при покупке? Простые советы

Фирменная оптика стоит дорого. Но сколько стоит этот золотой объектив из музея ZEISS, я даже боюсь подумать.

Купить БУ-объектив под проект, аккуратно отснять весь материал и продать за те же деньги — вполне рабочий сценарий. Риск же заключается в возможности нарваться на «немного сломанную вещь» с дефектами, которые трудно выявить при первом знакомстве. В этой статье я расскажу, как действовать при покупке объектива, например, на Авито или Юле и какие проверки желательно провести.

Через руки автора статьи прошла не одна сотня объективов из пресс-парков производителей. У каждого из них была непростая судьба: выставки, пресс-показы, тесты, проекты в руках разных фотографов… Так что о бывших в употреблении объективах я знаю не понаслышке, ведь редакция Prophotos тестирует их с 2007 года.

Объективы в пресс-парках живут такой насыщенной жизнью, что им могут позавидовать многие люди.

Объективы в пресс-парках живут такой насыщенной жизнью, что им могут позавидовать многие люди.

Также напомню, что ранее мы выпустили пару статей по покупке БУ-камер:

Дефект или особенность?

Прежде чем говорить о возможных дефектах и поломках, давайте расставим точки над i в вопросах особенностей объективов. В природе не существует идеального объектива. Ни одного! Хотя среди современных и довольно дорогих моделей легко можно найти «почти идеальные». Но даже у них возможно падение резкости по краям кадра, совершенно точно есть геометрические искажения (даже если вы их не видите), всегда найдётся виньетирование, а детализация на открытой диафрагме хуже, чем на прикрытой. Физику не обмануть, так работает любой объектив!

Этот кадр — один из лучших примеров за последние годы. На открытой диафрагме объектив обеспечил отличное разрешение на 60-мегапиксельной матрице. Ждать такого же результата от любого другого объектива точно не стоит. Многие модели среднего класса не дотянут до такого качества даже при сильном диафрагмировании.

Этот кадр — один из лучших примеров за последние годы. На открытой диафрагме объектив обеспечил отличное разрешение на 60-мегапиксельной матрице. Ждать такого же результата от любого другого объектива точно не стоит. Многие модели среднего класса не дотянут до такого качества даже при сильном диафрагмировании.

ILCE-7RM4 / FE 135mm F1.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/320 с, 135.0 мм экв.

Чтобы понять, чего ждать от той или иной модели, нужно обязательно читать отзывы, тесты и рассматривать тестовые снимки перед покупкой. Нерезкость по углам запросто может оказаться не дефектом, а особенностью конкретной модели объектива.

Этот пример куда более наглядный. Любой среднестатистический объектив среднего класса продемонстрирует и падение резкости, и другие искажения на открытой диафрагме.

Этот пример куда более наглядный. Любой среднестатистический объектив среднего класса продемонстрирует и падение резкости, и другие искажения на открытой диафрагме.

X-T4 / atx-m 23mm F1.4 X УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/22000 с, 35.0 мм экв.

Итак, вы выбрали модель, примерно узнали, что от неё ждать… Осталось найти подходящее предложение, проверить и купить!

Внешний вид

Очень многое об объективе можно узнать уже из описания и фотографий продавца. Чем выше их разрешение, тем лучше. Кристально чистые линзы, защитный фильтр, отсутствие царапин и вмятин на корпусе — идеальный случай. Такие объективы стоят существенно дороже потрёпанных жизнью. Но это не повод снижать бдительность. Неприятные сюрпризы возможны и тут. Так что описание «как новый» не должно сбивать с толку: перед нами всё равно БУ-объектив со всеми рисками приобретения.

Так выглядит практически идеальный БУ-объектив: потёртости отсутствуют, линзы идеально чистые, установлен дорогой защитный фильтр.

Так выглядит практически идеальный БУ-объектив: потёртости отсутствуют, линзы идеально чистые, установлен дорогой защитный фильтр.

А вот на что нужно обратить внимание в первую очередь, так это заметные механические повреждения. Ниже я кратко расскажу, какие опасности кроются за ними:

  • Замятая резьба светофильтра. Это не только невозможность установить фильтр, но и явный признак сильного удара. Что там произошло внутри с линзами и механизмами — можно только догадываться. С таким повреждением объектив стоит покупать только в случае тотальной нехватки бюджета и после тщательной проверки;
  • Сколы на передней линзе. Крайне неприятно выглядят и могут служить серьёзным предметом для торга. Но не всё так страшно: мелкие сколы не влияют на картинку в 90% случаев и лишь при съёмке в контровом свете на закрытой диафрагме могут дать блики. Точно такие же блики возникнут от пылинок на передней линзе.
В нашей редакции побывал объектив, у которого были множественные сколы на передней линзе. На качестве изображения это никак не сказалось.

В нашей редакции побывал объектив, у которого были множественные сколы на передней линзе. На качестве изображения это никак не сказалось.

  • Царапины на передней линзе. Неглубокие не влияют на качество снимков. Глубокие могут проявить себя в контровом свете: зать засветку или блик. Нужно пробовать в каждом конкретном случае.
  • Дефекты задней линзы. Встречаются крайне редко. Такие дефекты лучше обходить стороной. Они могут заметно сказываться на качестве изображения.
  • Разболтанные и отслаивающиеся резинки на корпусе. Неприятный в работе дефект. Вроде бы на качество картинки не влияет, но снимать на такой объектив буквально не хочется. В сети описаны способы по устранению проблемы (например, вымачивание резинок в очищенном бензине), однако не факт, что они помогут в конкретном случае. Подсказка: просто подклеить — не получится.
  • Потёртости и царапины металла или пластика. Влияют на цену при перепродаже, так что являются предметом торга и при покупке. На качество не влияют.
Небольшие потёртости корпуса могут влиять на цену, но не влияют на качество изображения.

Небольшие потёртости корпуса могут влиять на цену, но не влияют на качество изображения.

  • Вмятины или трещины на корпусе. Повод отказаться от сделки или чрезвычайно тщательно проверить объектив в работе. Возможны скрытые дефекты после падения.
  • Утерянные детали комплекта, например, штативная ножка или бленда. Плохо, но не смертельно. Стоит уточнить стоимость недостающего аксессуара и снизить на эту сумму цену. Вряд ли получится, но почему бы не попробовать?
  • Задиры на шлицах винтов и любые признаки разборки. Это повод задуматься об отмене сделки. Дело в том, что после ремонта в хорошем сервисе на объективе никаких следов не остаётся.

Личный осмотр, простые проверки

При покупке объектива крайне желательно внимательно его осмотреть. На самом деле здесь всё просто и очень стандартно.

  • Ход колец. Зум и кольцо фокусировки должны перемещаться с равномерным усилием. Заедание в каком-то положении — дурной признак износа механизма. Объективу может требоваться ремонт.
  • Работа привода автофокуса. Лучше тестировать на вашей камере. Автофокус должен работать без посторонних звуков. Например, попавший в механизм песок или влага могут провоцировать свист или скрежет. Щелчки и рывки в работе — признак выломанных зубьев шестеренок привода. Для ультразвуковых моторов предвестник скорого конца — вялая реакция в начале фокусировки. Привод должен уверенно работать от минимальной дистанции до бесконечности, во всём диапазоне с одной скоростью и звуком.
  • Работа диафрагмы. Особенно актуально для старых объективов с механическим приводом. Сначала нужно проверить визуально при помощи репетира диафрагмы, а потом снять серию кадров на всех диафрагмах с фиксацией экспозиции. Если при закрытии диафрагмы яркость кадра сильно меняется — диафрагма не успевает закрываться до конца. Возможно, нужна переборка объектива.
  • Работа стабилизатора. При включении стабилизатора камера не должна выдавать ошибок. Картинка в видоискателе должна как бы замирать при несильных покачиваниях камерой. В выключенном состоянии стабилизатор может буквально болтаться внутри объектива. Ничего страшного в этом нет.
  • Пыль внутри объектива. Если речь об отдельных пылинках, то это совершенно нормальное явление. Теоретически они могут снижать контраст изображения, но на практике заметного влияния не оказывают.

Делаем тестовые кадры

Если у продавца есть компетенции, а руки растут из плеч, то предварительный тест он сможет снять до личной встречи. Это вообще идеальный вариант. Подойдёт дневной вид из окна на всех диафрагмах от открытой до примерно f/8, как мы делаем это в наших тестах объективов. Лучше со штатива.

В противном случае договариваемся с продавцом о личной встрече там, где можно самостоятельно и быстро сделать такой тест. Нам подойдёт:

  • городская улица или парк;
  • лучше дневное время;
  • погода без тумана, дождя, дымки.
Идеальный сюжет для теста объектива: светло, вся сцена укладывается в ГРИП, много мелких деталей.

Идеальный сюжет для теста объектива: светло, вся сцена укладывается в ГРИП, много мелких деталей.

Canon EOS 5DS / Canon EF 50mm f/1.8 STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/800 с, 50.0 мм экв.

С собой нужно иметь:

  • собственную камеру с флешкой;
  • собственный штатив;
  • желателен ноутбук для просмотра результатов.

Ставим камеру на штатив, ищем сюжет с мелкими деталями, помещающийся в глубину резкости, и снимаем серию кадров в широкоугольном и телеположении. Все настройки стоит выставить в камере предварительно, чтобы не тратить время:

  • приоритет диафрагмы (режим A);
  • минимальное ISO (если снимаем со штатива);
  • покадровый автофокус по выбранной точке;
  • для неавтофокусной оптики включите максимальное увеличение фрагмента кадра;
  • задержка срабатывания затвора (от 2 до 5 секунд);
  • выключенный стабилизатор изображения;
  • серия кадров от открытой до f/8 с шагом в одну ступень.

Правильно интерпретируем тестовые кадры

Теперь открываем снимки на компьютере и смотрим. Оцениваем строго при 100% увеличении, никаких 88% или 200%. Нам важна картинка пиксель в пиксель. Обращаем внимание на:

  • Попадание в фокус. Резкость должна быть там, куда вы наводились. Попали — отлично. Не попали — ответственность за промах может лежать и на объективе, и на вашей камере. Не самая простая ситуация, разобраться в которой поможет наша статья.

  • Резкость в центре.
  • Резкость по краю.
  • Различие резкости в разных углах кадра.
  • Общий контраст изображения.

Для анализа результата нужна некоторая насмотренность. Для начала можете потренироваться дома на тех объективах, которые есть в вашем распоряжении. Главное — выключить перфекционизм. Провал по резкости в углах кадра будет всегда, особенно на открытой диафрагме. Далеко не все объективы изначально резки от края до края. Есть и такой нюанс: в солнечную погоду, когда контраст в кадре велик, недостатки картинки заметны сильнее. Учитывайте этот момент.

Даже фикс-объектив среднего класса имеет право не потерю детализации по периферии кадра. Зум — тем более. Относитесь к этому спокойно.

Даже фикс-объектив среднего класса имеет право не потерю детализации по периферии кадра. Зум — тем более. Относитесь к этому спокойно.

ILCE-7RM3 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/13 с, 85.0 мм экв.

Важно, чтобы падение резкости от центра к краю было симметричным. Постоянно замыленный один угол — распространённое проявление децентрировки какого-либо оптического элемента. А это серьёзный дефект.

Будет хорошо, если вы также снимете несколько произвольных сюжетов. Как минимум, у вас будет более полная картина о работе объектива. Практика показывает, что если неприятные сюрпризы не вылезли за первые 15 минут съёмки, то с высокой степенью вероятности они не проявятся и позже.

Плохие и хорошие экземпляры

Допустим, вы выбрали дорогой и добротный объектив в отличном состоянии, но после тестовых съёмок на него картинка не радует качеством. Бывает ли такое? Сплошь и рядом. К сожалению, разброс по качеству от экземпляра к экземпляру никто не отменял. Прелесть покупки БУ-объектива в том, что можно выбрать тот экземпляр, который вам по душе. С новыми объективами это часто недоступно.

Заключение

Можно ли обойтись без этих проверок? Да! Сотни людей, и автор в их числе, успешно покупали с рук БУ-объективы вслепую, без всяких тестов. Защищают ли такие проверки от ошибки? Далеко не полностью. Современная оптика — сложнейшее устройство, и проверить объектив по всем параметрам можно только в условиях сервиса. Все способы, что показаны в этой статье, лишь снижают риск ошибки при покупке и помогают выявить самые серьёзные дефекты.

Дата публикации: 13.05.2022
Комментировать
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Вопросы эксперту