Вверх
  • Что и чем фотографировать в путешествии
  • 11 вопросов о печати цифровых фотографий (часть первая)
  • Фильм о фильме. Фотография и кино.
  • Как правильно фотографировать реки и водопады
  • Учимся съемке морских пейзажей
  • Съемка в городе… и не только
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Как правильно фотографировать реки и водопады

Обсудить

Съемка рек и водопадов

Для начала давайте немного вспомним геометрию. Большинство фотографических жанров подразумевают фиксацию состояния объектов в определенной точке времени. И если мы живем в четырехмерном пространстве (если считать время за еще одну систему координат), то обычная фотография двумерна. Снимок имеет высоту и ширину. Глубина же передается проекцией точек в пространстве на плоскость, заданную бумажным отпечатком из минилаба или цифровым пространством монитора. Если же перед фотографом стоит задача съемки водного потока, будь то горная река или водопад, для передачи динамики просто необходимо добавлять в кадр третье измерение — время.

Немного теории в образах

Согласитесь, язык математики, если речь идет о природе, — это, мягко говоря, не самый удобный и интересный способ общения. Дабы не прослыть занудой, предлагаю поговорить о съемке водных потоков на простом языке. Итак, вы собираетесь в поездку и точно знаете, что вам предстоит съемка горной реки или водопада. К чему и как нужно готовиться?

Основным подходом в подобного рода съемке является передача динамики движения воды. Не стоит пытаться «замораживать» поток, делая различимыми малейшие капельки и брызги, отлетающие от камней и деревьев. Тем самым вы просто отбросите фактор времени, проще говоря, остановите его. В реальной жизни человек видит процесс движения воды совершенно иначе. Глядя на реку, люди видят именно движение — не застывшую картинку, а кино. Передать эффект кино в одном-единственном кадре нам поможет длинная выдержка.

Приведу знакомый всем пример с водопроводным краном. Неплотно закрученный вентиль позволяет воде просачиваться наружу, порождая столь раздражающий звук падающих капель. Если приоткрыть кран больше, отдельные капельки воды соединяются в единое целое, образуя непрерывный поток. В случае с фотографией все происходит точно так же, просто роль регулирующего крана смесителя у нас выполняет затвор фотокамеры. Приотворив его на короткое время, мы получим отдельные капельки; задержим затвор открытым подольше — и у нас на карточке будет самый настоящий живой поток.

Техника и подходы к съемке

Теперь определимся с набором фотооборудования, которое всенепременно будет полезным при съемке движущейся воды. На основе личного опыта могу сказать, что наиболее эффектные кадры получаются при съемке широкоугольным объективом. Прием достаточно стандартный, но от этого он ни в коем случае не становится плохим. Прежде всего нужно выбрать интересный и привлекающий внимание передний план. Это может быть камень со мхом, снежный сугроб, ветка, кочка, след животного. Все что угодно, главное, чтобы это помогало реализации вашей идеи. Съемка ведется с нижней точки, камера обычно располагается очень близко к выбранному объекту.

[BANNER 4448]

На среднем и заднем планах должны быть элементы пейзажа, которые являются препятствиями для воды. Если вы снимаете горную реку, обязательно включайте в кадр валуны, разрезающие поток на части. Отличным фотографическим объектом является речной порог или их группа. Если же вы снимаете водопад, обращайте внимание на выступы и полочки, принимающие удар мощных струй воды.

Выбор нижней точки съемки не случаен. Располагая камеру на одном уровне с горной рекой, вы лучше передадите динамику движения воды. Направляйте фотоаппарат навстречу потоку, эффект движения проявится еще сильнее. Съемка водопада с нижней точки придает снимку особенную силу, величественность. Широкий угол и удачно выбранный передний план только добавляют драматизма. Если говорить о диапазоне фокусных расстояний, то для кропнутых зеркальных камер можно посоветовать использовать объектив 12–24 мм либо несколько фиксов в тех же пределах. Для полнокадровых или пленочных 35-миллиметровых камер оптимальным выбором будет объектив с фокусным расстоянием от 18–20 мм. Я, к примеру, зачастую отдаю предпочтение сверхшироким углам.

Выстраивая кадр, стоит поэкспериментировать с динамичными ракурсами, наклоняя камеру таким образом, чтобы на снимке просматривалась диагональ. И не обращайте внимание на горе-критиков на фотосайтах с их дежурным штампом про заваленный горизонт, который пора записывать в разряд ругательств. Грамотно заваленный горизонт чаще всего идет только на пользу снимку. Помимо необычного ракурса, подчеркнуть динамику может и расположенный диагонально в кадре объект, уходящий в перспективу. Если такой объект будет расположен близко к переднему плану, то геометрические искажения широкоугольного объектива сыграют вам на руку.

Очень важный пункт в списке необходимого оборудования — штатив. Если вы забыли его дома, о хороших фотографиях можно забыть. Штатив будет много времени проводить в воде, сопротивляясь течению, следовательно, это должна быть тяжелая и устойчивая модель. Поскольку выше я писал про съемку с нижней точки, необходимо учесть, что штатив должен позволять опустить камеру практически до уровня земли. Если говорить о выборе головки для трипода, то тут каждый должен полагаться на свой вкус. Я предпочитаю головку шарового типа. Важно, чтобы камера фиксировалась на штативе очень жестко и не «клевала» объективом. Длинные выдержки этого не прощают. После завершения съемки обязательно ослабьте все защелки и разложите треногу в сухом месте. Своевременный уход за аппаратурой увеличит срок ее службы.

Выбор погоды и освещения

Особое внимание следует уделить выбору погоды для съемки движущихся потоков воды. Как ни странно, идеальной погодой и залогом успешных кадров будет плотная облачность на небе. Свет, который в таких условиях всегда рассеян, позволит не испытывать трудностей с выбором экспозиции, ведь все объекты будут равномерно освещены и на перепады яркости не будет даже намека. Помогать фотографу будет и низкая освещенность. Помните, снимать нужно на длинных выдержках, и яркий солнечный свет далеко не идеален для этого случая.

Чтобы снизить световой поток, идущий на матрицу или пленку, первым делом максимально закройте диафрагму, а в случае с цифровой камерой используйте минимально возможное значение светочувствительности (ISO). Если же предпринятые меры не дают ожидаемого эффекта, как нельзя кстати окажется нейтральный серый фильтр, снижающий количество света, проходящего через объектив, но не влияющий на цвета. Эти фильтры бывают разной плотности: 0,3, 0,6, 0,9 и т. д. Фильтр с плотностью 0,3 снижает световой поток на одну ступень, и света проходит в два раза меньше, чем без фильтра. Фильтр с плотностью 0,6 уменьшает количество света на две ступени, то есть в четыре раза. Расчеты можно продолжить, но мы же договорились сегодня без математики? Обеспечить эффект темных очков может и поляризационный фильтр. Помимо своих основных свойств, он также притемняет свет. Обычно я использую именно его. Практически все свойства полярика пригодятся при съемке рек и водопадов. Довольно часто требуется убрать отражения с поверхности реки и проявить дно. Без поляризатора тут никак. Если съемка идет в лесу, фильтр хорошо справляется с задачей насыщения зеленого цвета листвы и хвои. Вердикт: если вы собираетесь снимать воду, поляризатор обязательно должен быть у вас в рюкзаке. Выбор выдержки и нужной плотности фильтра — задача во многом творческая. Все зависит от скорости водного потока и той картинки, которую вы хотите получить. Общее правило очень простое: чем длиннее выдержка, тем более однородной будет выглядеть вода на фотографии. Если вы снимаете цифровой камерой, делайте несколько дублей с разной выдержкой и оценивайте результат. Всегда сохраняйте текстуру на поверхности воды и в отдельных струйках. И еще раз, не допускайте, чтобы живой поток превратился в плоское белое пятно. Обращайте особое внимание на участки кадра, где вода встречается с препятствиями, а также те места, где поток имеет минимальную толщину (обычно это струи водопадов и горных порогов).

Заключение

В самом конце приведу еще один совет по композиции: не забывайте о разных масштабах. Делайте общие планы, выхватывайте детали. Широкоугольный объектив — не панацея. И если вы чувствуете, что нужно сменить линзу, — так и поступайте. Выше даны лишь самые общие рекомендации, и это не означает, что следовать им нужно всегда, везде и неукоснительно. Старайтесь в процессе съемки освободить голову от штампов и побольше экспериментировать. Сделайте классические кадры, а потом поищите что-то свое. И даже если ничего из этих экспериментов не выйдет, вы не обязаны показывать неудачные карточки, так ведь?

Опубликовано: 04.08.2008

Обсудить
949a3d65 eb8e 4c7e b7aa afb20b3bdd1b
Евгений Тимашев
Опубликовано 04.08.2008

Пейзажный фотограф, успешно работающий в этом жанре с 2007 года. Его снимки были опубликованы такими брендами, как GEO, Nikon, Ernst & Young, Lonely Planet.

В 2012 году Евгений начал проводить мастер-классы и совершенствовать свои навыки преподавателя. За это время он помог 100 своим студентам улучшить навыки в пейзажной фотосъемке. Опыт преподавания вылился в 3 электронных книги о том, как создавать хорошие пейзажные кадры. Их суммарный тираж — 13000 скачиваний.

«Пейзаж в кадре» — главный образовательный проект Евгения Тимашёва. Если вы хотите научиться создавать интересные кадры, переходите на сайт, подписывайтесь на рассылку, читайте блог.

www.fotolandscape.com

tourin52, 2012-10-19T17:22:27

Спасибо за оч полезную и красивую статью!!!

Нурутдинов Артур, 2011-06-13T14:17:22

У меня не получается сделать большую выдержку... получается белая фотография... подскажите пожалуйста как настроить фотоаппарат!!!??? Не судите строго я только учусь...

Хаски, 2010-08-13T19:02:12

Есть красивые каскады под Тихвином!!!

Alexey, 2010-06-02T14:45:54

Отличная статья! Спасибо за советы! и за красивые фотографии в этой статье)

Катюша, 2009-03-17T15:03:45

жаль, у нас нет таких красивых водопадов, но при возможности использую все советы!

Борис, 2009-03-04T21:18:22

Спасибо! :)

Борис, 2009-03-04T21:17:18

Спасибо! :)

Aleksei_82, 2009-01-31T16:39:58

А ножки штатива можно обвернуть пакетами, чтоб дольше служил....

Смолина Ольга, 2009-01-22T00:05:59

Спасибо! :)

Смолина Ольга, 2009-01-21T23:45:01

Спасибо! :)

freelander, 2008-11-29T01:41:13

Познавательная статья, спасибо за полученые знания.

Сергей, 2008-08-30T23:49:07

Хорошо, хорошо. Особенно понравилось четырехмерное мышление автора. Любое искусство, в том числе живопись, непременно имеет четвертую меру - время познания, время предчувствия, время "до момента" и время "после момента". Сам момент - миг, он нам не столь важен, нет, важен, конечно, но не так, как "до" и "после". И автор это замечательно объясняет и доказывает. Мои учителя в искусстве музыки никогда не стеснялись искать и находить объяснения художественных образов через физику, химию, биологию, историю, географию, пространство и время. И ещё - дух. Камера, поставленная на таймер, и "брошенная" хозяином, никогда САМА не сделает таких кадров, как те, что представлены в данной статье. Никуда от этого не деться. Дух неизмеряемый, неуловимый, невидимый, но он есть.
С удовлетворением,
С завистью,
С уважением,
Сергей.

Julia, 2008-08-09T16:49:31

Cпасибо, отличная статья, узнала много полезного.

Владислав Бельченко, 2008-08-05T16:06:27

Хорошая статья, название только не понравилось. Когда открывал ссылку с главной, ожидал увидеть совсем другой материал.

Oleg Smagin, 2008-08-05T14:53:21

Спасибо огромное за статью! Очень ждал подобного материала на сайте!

pilot34, 2008-08-05T03:45:12

Спасибо, иду в поход, надеюсь попробовать

Александр Васин, 2008-08-04T20:46:47

Отличная статья, спасибо. Особенно про диагонали полезно.

B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd