Вверх
  • Учимся съемке морских пейзажей
  • Съемка в городе… и не только
  • Как связаны фотография и мультимедийные технологии
  • Уроки съемки для экспедиционного фотографа
  • Фотопортрет. Психология съемки
  • Советы по съемке диких животных
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Уроки съемки для экспедиционного фотографа

Обсудить

Джентльменский набор экспедиционного фотографа

z

Мороз под тридцать… Три часа практически полной неподвижности… Зубы отбивают ритм венгерского чардаша, пальцы сжимают камеру… уже точно мертвой хваткой. Аккумуляторы разряжаются буквально на глазах, кольцо зуммирования отказывается вращаться. Но зато мало кому удается снять диких зубров с дистанции три метра. Так что можно и потерпеть…

Фотосъемка во время экспедиций — неотъемлемая, а порой и ключевая часть работы полевых исследователей. Да и возможность запечатлеть то, что недоступно простому туристу, — веская причина взять фотоаппарат с собой «в поля».

Уроки съемки для экспедиционного фотографа
© Денис Богомолов

Я фотографирую в экспедициях уже 15 лет. Как это обычно бывает, сначала брал камеру, чтобы «просто пощелкать» в перерывах между наблюдениями за пернатыми хищниками. Со временем начал относиться к этому более серьезно, продумывать план и подбирать оборудование. Ну а теперь сотрудничество с журналами и фотоагентствами просто обязывает подходить к этому виду съемки должным образом, профессионально.

Перед тем как представить на суд читателей свое личное видение специфики организации и технического обеспечения процесса съемок в экспедициях, хочу особо подчеркнуть: ни один производитель, ни одна марка аппаратуры и снаряжения, которые будут упоминаться в этой статье, не платят мне за рекламу. Уж не знаю, к счастью ли, к сожалению…

Уроки съемки для экспедиционного фотографа

«На охоту ехать — собак кормить»… Ни в коем случае нельзя руководствоваться этим принципом. Все должно быть подготовлено заранее, проверено и перепроверено. Осознанность — исключительно полезное состояние, особенно при подготовке экспедиционных съемок. Если вы хотите привезти «с полей» по-настоящему ценные кадры, стоит потратить время, собрать максимум информации о месте проведения исследований и условиях пребывания, разузнать о потенциальных объектах съемки, а также составить план предстоящей работы. Планирование, во-первых, дисциплинирует, а во-вторых, дает возможность продуктивно распределить время и произвести рокировку в случае изменения ситуации: имея под рукой детальный план, вы зависите от капризов природы и улыбчивости фортуны в меньшей степени.

Уроки съемки для экспедиционного фотографа
© Денис Богомолов

Эра механики давно прошла. Многие даже в домашних условиях пользуются электрической открывалкой для консервов! А вот «в полях» розетки может и не оказаться. Так что второй важнейший момент после планирования съемок — обеспечение аппаратуры энергией. От наличия источника переменного тока зависит и продуктивность, и качество вашей работы. Идеальный вариант: постоянный доступ к розетке. В этом случае лучше захватить штатные зарядные устройства для камер и два-три аккумулятора. К слову, святая вера в пальчиковые батарейки («В крайнем случае их буду использовать!») может сыграть с вами злую шутку: по классическому закону подлости они потеряются, окажутся разряженными или вообще не подойдут к вашему фотоаппарату. Худший вариант: источников электрической энергии не будет. Вообще. В течение ближайшего месяца и в радиусе трехсот километров от вашей дислокации… Вы все еще хотите снимать в экспедиции? Тогда запасайтесь предварительно заряженными (!) аккумуляторами. Вы обязаны знать точно, на какое количество кадров (и на какой отрезок времени) хватает одного аккумулятора при съемке сериями, со вспышкой и с объективом с мотором и стабилизатором. Короче говоря, при использовании самых энергоемких опций фотокамеры. И уже исходя из этих данных можно рассчитать количество необходимых вам аккумуляторов, плюс две штуки про запас. В последнее время для независимого энергообеспечения экспедиций используются солнечные элементы. Спору нет, штука хорошая, а сейчас уже и более или менее надежная. И если есть возможность обзавестись таким приспособлением, смело берите с собой: места много не занимает, а весит гораздо меньше, чем ***дцать источников питания вашей камеры. Главное, чтобы к этой самой батарее подходил блок питания фотоаппарата. И конечно, никаких noname — только известные фирмы, например AcmePower.

Ну хорошо! Вы точно уверены, что ваша экспедиционная съемка будет в буквальном смысле питаться живительными токами… электрическими, естественно. А значит, будем брать оборудование по максимуму! Стоп! Давайте на секунду отложим в сторону все четыре ноутбука, семь фотобанков и девять объективов к трем репортерским «боди». У вас есть личный и специально подготовленный носильщик, портер? То-то же! Спина-то своя, родная! А нагрузки ей предстоят нешуточные и без этого оборудования. В среднем человек может носить в рюкзаке примерно 10–15 кг груза на протяжении дня. Это если без особых физических нагрузок, а они — неотъемлемая часть экспедиционной практики. А еще нужно учитывать специфику климата в районе исследований: ведь никто не обещал комнатную температуру и комфортную относительную влажность!

Мой минимальный экспедиционный фотонабор состоит из двух камер и трех объективов к ним, двух карт памяти, четырех аккумуляторов и зарядного устройства, а также фотобанка. Ноутбук беру только тогда, когда имеется экспедиционная база (с розеткой, разумеется), а также возможность использовать автотранспорт.

Уроки съемки для экспедиционного фотографа
© Денис Богомолов

Вопрос выбора фотоаппрата для многих является важнейшим — только ли кэноновские «Марки» и неубиваемые Nikon D2Xs и Nikon D3 можно использовать в экспедиционных съемках? А вот и нет! Эти камеры при всех неоспоримых достоинствах имеют один ма-а-аленький недостаток, перерастающий в огро-о-омную проблему именно в экспедициях. И имя ему — вес! Кило с лишним — камера, плюс объектив. Это спереди. А за плечами — остальное оборудование. Далеко ли уйдешь с такой ношей? На мой взгляд, идеальный вариант для фотографа, снимающего в настоящих полевых условиях, — выбрать камеру, отличительными качествами которой будут скорость, гибкость настроек, надежность и при этом приемлемый вес.

Ну а теперь — исключительно субъективно об объективах. Да, конечно, светосильные «фиксы» — это то, что нужно любому фотографу независимо от места проведения съемок. Но вы только представьте себе, сколько этих самых «фиксов» необходимо взять с собой, чтобы нормально работать «в полях»! Для себя я эту проблему решил за счет качественных и, следовательно, дорогих зумов. Единственный объектив с фиксированным фокусным расстоянием (400 мм) я беру с собой только тогда, когда уверен на все сто в том, что придется снимать мелких животных из укрытия. Во всех остальных случаях хватает зум-объектива с максимальным фокусным расстоянием 200 мм. Плюс что-нибудь с широким углом и макро при необходимости.

Вот! Началось! Уже чувствую, как радостно потирают руки любители стабилизаторов и диафрагмы 2.8. Эх, сейчас мы его покритикуем… конструктивно! Ну что же, есть лишние деньги или богатые спонсоры — сам бог велел приобрести такое чудо техники. Вот только в лесу что 2.8, что 4.0, — все одно нужна вспышка. А стабилизатор… Чай не папарацци, с рук снимать. Кто же в экспедициях без штатива снимает? Кстати о штативах… Согласен: неудобно, громоздко, не оперативно. Да что греха таить, порой так и хочется зашвырнуть треногу в кусты, но… нельзя. Штатив — атрибут необходимый. Без него невозможно снять качественный пейзаж и панораму, подкараулить животное в засидке или сделать профессиональный макроснимок. Не углубляясь в характеристики, а также достоинства и недостатки разных моделей и производителей, могу сказать, что сам использую штативы Velbon. Нареканий пока нет, поскольку конструкция простая и надежная, а это в экспедиции, еще раз повторюсь, самое главное.

Уроки съемки для экспедиционного фотографа
© Денис Богомолов

Кстати, есть на Земле места, где штатив оказывается совершенно бесполезным приспособлением. Не так давно мы работали на горном Алтае, на плато Укок. Там дует ветер. Дует постоянно, в одном и том же направлении, с юго-востока. А сила его такова, что штатив с укрепленной на нем камерой сдувает, даже если снизу на специальном креплении подвешен груз. И вот в таких ситуациях спасает одно нехитрое приспособление под названием «бинбэг». Bean bag в переводе с английского значит «мешок с бобами». И это правда! Колбаса из плотной ткани, набитая бобами (например фасолью), служит отличным и, главное, устойчивым ложем для камеры. «Бинбэг» можно кинуть на любой камень или корягу, а камеру разместить на нем так, как нужно, не опасаясь за ее сохранность. Как говорится, дешево и сердито!

Уроки съемки для экспедиционного фотографа

И еще одно приспособление хотелось бы порекомендовать для экспедиционной съемки: монопод. «Недоделанный» штатив на практике оказывается не таким уж никчемным, как кажется на первый взгляд. А правильно расположив монопод относительно двух своих нижних конечностей, вы сформируете конструкцию не менее устойчивую, чем самый лучший штатив. А еще монопод просто незаменим в горных экспедициях. Помимо своих основных обязанностей, он выполняет и еще одну — служит альпенштоком. И отлично, надо заметить, служит! Проверено на практике, причем многократно.

И в чем же это фотовеликолепие транспортировать и перемещать по пересеченной местности? Если экспедиция обеспечена транспортом, особых проблем нет: подойдет любая фотосумка или рюкзак с мягкими внутренними стенками. А вот если приходится аппаратуру таскать на себе, дело другое… В этом случае — никаких сумок и кофров! Они хороши для города и цивилизованной travel-фотографии. А для суровых экспедиционных будней ничего лучше и удобнее, чем фоторюкзак, человечество пока еще не изобрело. Рюкзак экспедиционного фотографа должен напоминать японскую шкатулку, то есть быть простым снаружи и сложным внутри. Это значит, что на поверхности рюкзака должно быть как можно меньше выступающих кармашков, болтающихся лямочек и пряжек, которые могут зацепиться, оторваться или сломаться в самый неподходящий момент. Зато внутреннее пространство рюкзака должно быть сегментировано по максимуму. Система перегородок на липучках, а также внутренние стенки просто обязаны быть одновременно прочными и мягкими, чтобы обеспечить сохранность дорогого и довольно хрупкого оборудования. Идеальный вариант, если в рюкзак интегрирована специальная накидка, призванная защитить его содержимое от любой непогоды, включая тропический ливень.

Уроки съемки для экспедиционного фотографа
© Денис Богомолов

Признаюсь, в вопросе выбора рюкзаков я страшно старомоден и сторонюсь современных веяний. Для меня фоторюкзаками всех времен и народов были и остаются представители серии CompuTrekker от LowePro. Вместительные, прочные, надежные, удобные и практически неубиваемые — а что еще нужно в экспедиции?

Вот с таким оснащением я мотаюсь по медвежьим углам нашей страны и всего остального мира. Уверен, что у других экспедиционных фотографов имеется свой собственный взгляд на специфику подобной работы. Ну что же, так и должно быть, поскольку в этом деле единственно верного рецепта нет. А самое главное в экспедиционной съемке — трезвый расчет, терпение и удача. Чего вам и желаю!

Уроки съемки для экспедиционного фотографа
© Денис Богомолов

Опубликовано: 28.08.2008

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Денис Богомолов
Опубликовано 28.08.2008
Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd