Вверх
  • Интересные идеи для новогодней съемки
  • Новогодние идеи для создания красивого детского альбома
  • Композиция в фотографии: как сделать гармоничный кадр?
  • Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии
  • Визуальная рифма и «антирифма»: Мэтт Стюарт и другие члены коллектива In-Public
  • Учимся снимать пейзаж в сумерках
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии

Обсудить

Элиотт Эрвитт, один из старейших членов знаменитого агентства «Магнум», безусловно, является одним из величайших фотографов 20-го, а может быть, и 21-го века (маэстро в свои 85 лет все еще полон энергии - выставку самых последних его фотографий, «Великое шотландское приключение», недавно могли посмотреть жители Москвы и Санкт-Петербурга). Имя Эрвитта всегда упоминают в связи с такими понятиями, как «наблюдательность», «ироничность», умение увидеть необычное в обычном» - иначе говоря, этот фотограф считается, прежде всего, мастером содержания, а не формы. В самом деле, мы не найдем у Эрвитта сложных геометрических построений, как у Картье-Брессона, фотографической «полиритмии», как у Бруно Барби, или сложной многоплановости, как у Алекса Вебба. Фотографии Элиотта Эрвитта почти всегда просты, ясны и очень внятны. Большинство из них построено так, чтобы форма не отвлекала от содержания, но, наоборот, подчеркивала его. Как он этого добивается, - можем спросить мы, - чему мы можем научиться у этого мастера? Ответ на этот вопрос весьма прост. Работы Эрвитта для нас — повод поговорить об одной из самых базовых вещей в фотокомпозиции, о том, что такое акцент в фотографии.

Акцент, как мы все прекрасно понимаем — это средство, позволяющее выделить главное в кадре, а точнее, объяснить зрителю, что считает главным автор снимка. Сделать это можно разными способами. Посмотрим, как этого добивается Эрвитт.

Один из базовых способов поставить акцент — расположение главного элемента в центре кадра. Ученые установили, что мы, то есть люди, в родных языках которых принято записывать тексты кириллицей и латиницей, читаем фотографии так же, как и книги — слева направо и сверху вниз. Однако сначала мы все-таки бросаем короткий взгляд в середину. Прием кажется очевидным, более того, многие современные фотографы уверены, что «центральная композиция» - это примитивно, и лучше строить кадр как-нибудь иначе. Однако «просто» не всегда значит «плохо», иногда не нужно ничего усложнять. Наверняка маэстро сам много раз слышал подобные высказывания, но это не помешало ему делать такие кадры:

Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии
Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии

Следующий, пожалуй, еще более простой и сильный способ подчеркнуть главное — размытие. В самом деле, если объект, находящийся на переднем плане, оставить резким, а задний план размыть, наше сознание однозначно прочитает резкое как главное. Прием, как и предыдущий, используется в случае, когда надо сделать простой и понятный снимок. Например, ставшие всемирно знаменитыми фотографии собачек чихуахуа (одна с ногами женщины в туфлях, другая с ногами в сапогах и лапами огромного дога) сделаны именно так:

Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии
Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии

а на этом снимке главный объект не только выделен резкостью, но и помещен в естественную раму внутри кадра:

Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии

Если же в кадре все объекты резкие, но расположены они на разном расстоянии от зрителя, как «главный» считывается тот, что расположен ближе всех. На следующей фотографии на первостепенное значение для сюжета человека, сидящего слева, указывает не только его расположение ближе к зрителю, но и направленные на него взгляды жениха и невесты, которые, казалось бы, как раз и должны быть главными на этом празднике:

Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии

Линия взгляда из этого примера подводит нас к следующему моменту. Если на фотографии присутствуют ярко выраженные геометрические линии, то главный объект лучше помещать не в центр кадра, а в точку схода этих линий — глаз зрителя естественным образом будет следовать этим линиям и придет к выделенному объекту. Этот прием, кстати, мы уже наблюдали на фото номер 5. Вот еще один пример его использования Эрвиттом:

Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии

На следующей фотографии главный объект, несмотря на свой малый размер относительно всего кадра, распознается моментально, хотя он и помещен не в центр схождения основных линий, а всего лишь на одну из них, потому что он выделен еще и резким контрастом:

Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии

Похожий прием — выделение светом. Наверняка примеры его использования можно найти и у Эрвитта, но самая выразительная фотография такого рода, которая сразу же приходит на ум, принадлежит австралийцу Тренту Парку. И, обратите внимание, несмотря на то, что главный объект выделен светом, Парк все же поместил его точнехонько в центр кадра. Два акцента работают сильнее, чем один!

Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии

Если на фотографии есть какая-нибудь повторяющаяся структура или цепочка похожих объектов (ритм), можно для создания акцента расположить главный объект либо в конце такой цепочки, либо посередине. Нарушение монотонного ритма неизбежно привлечет внимание зрителя:

Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии

До сих пор речь шла исключительно о черно-белой фотографии. В цветной ко всему перечисленному естественным образом прибавляется акцент цветовой: если какой-то объект резко отличается цветом от всего остального на снимке, то он и воспринимается глазом, как главный:

Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии

Наконец, бывают такие ситуации, когда нужно показать смысловое противопоставление между двумя находящимися в кадре объектами. В таком случае желательно, чтобы тем или иным способом поставленный акцент присутствовал на обоих смысловых центрах, при этом второстепенные детали не должны отвлекать внимание зрителя. Очень многие снимки Эрвитта построены подобным образом:

Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии
Учимся композиции у мастеров. Элиотт Эрвитт — акцент в фотографии

Впрочем, смысловое противопоставление (и сопоставление) — настолько большая тема, что она заслуживает того, чтобы посвятить ей отдельную статью.

Как уже было сказано, двойной акцент выделяет объект сильнее, чем одинарный, а тройной еще сильнее. Если посмотреть внимательно, можно заметить, что на многих приведенных в статье примерах Эрвитт использовал не один, а два или несколько акцентов. Я предлагаю читателю еще раз просмотреть фотографии в этой статье и найти многочисленные акценты самостоятельно.

Экспериментируйте! Мы будем рады увидеть ваши работы в комментариях, а самые интересные появятся в галерее лучших!

Рекомендуемые статьи:

Композиция в фотографии. Учимся у мастеров. Анри Картье Брессон

Ритм в фотографии. Бруно Барби.

Опубликовано: 30.12.2013

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Илья Штуца
Опубликовано 30.12.2013
Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd