Вверх
  • Принцип Шаймпфлюга: что это?
  • Стереофотография
  • Как использовать вспышку: учимся работать со вспышками
  • Учимся снимать репортаж
  • Изучаем основы композиции
  • Свадебная съемка: постановка или репортаж?
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Учимся снимать репортаж

Обсудить
Учимся снимать репортаж

«Первое слово, которое я бы исключил из журналистского лексикона, — это слово „объективный”». В. Юджин Смит, фотограф

Другой язык

Слово «репортаж», как и многие другие, пришло к нам из европейских языков. Французский глагол reporter имел бытовое значение — «переносить», «перемещать», а английское report в переводе означает «доклад», «отчет» или «сообщение». Получается, что журналист или репортер тоже перемещает новости и события из реальности в другую плоскость, а фотографический репортаж есть некое сообщение, послание зрителю, в основном читателю газеты или журнала, но не с помощью слов и предложений, а с помощью зрительных образов. Проще говоря, фоторепортаж — это рассказ о жизни в картинках-фотографиях, ведь всегда «лучше один раз увидеть».

Фотографический язык универсален, потому что ему не надо слов, и если репортерские снимки профессиональны и талантливы, то суть происходящего понятна зрителям независимо от их национальности и страны проживания. Вы можете рассматривать фотографии, сделанные в другом месте планеты, или листать иллюстрированный журнал, не зная языка и не понимая текста, но тем не менее, глядя на картинки, сумеете уловить смысл происходящего.

Фотографический язык эмоционален, потому что не только может передать с большой силой чувства, настроения, переживания, но и вызвать в душе смотрящего свои сопереживания, представления и ассоциации. Репортажные снимки в силу своей документальности могут заставить человека поверить, что он тоже был там, на месте, и пережил событие вместе с его участниками.

Учимся снимать репортаж

Фотографический язык выразителен, потому что в лучших своих образцах репортажная фотография не только протоколирует и показывает жизнь без прикрас, но создает собственный художественный образ, который в дальнейшем может жить совершенно самостоятельно.

Разумеется, для того чтобы фоторепортаж превратился в самодостаточное произведение, необходимо, чтобы событие или тема сами по себе были фотогеничны, чтобы фоторепортер думал, когда снимал, и знал, что он этим хочет сказать. Чтобы бильд-редактор газеты, журнала или организатор выставки выбирал и ставил снимки в соответствии с логикой события, а фотопечать или полиграфия были качественными. Лишь при этих необходимых условиях репортаж может состояться как художественное повествование. Но все это относится к профессиональному репортажу, а как же любители?

Как и любому языку, фотографическому репортажному необходимо учиться, только с первого взгляда все кажется простым и ясным. Что там репортаж? Взял камеру, пришел, увидел, несколько раз нажал на кнопку, снял — и все, шедевры готовы. К сожалению, такое наивное представление о репортерской съемке в наше время распространено и свойственно не только простым обывателям, но даже тем, кому приходится иметь дело с репортажной фотографией в силу профессии.

Любой язык использует слова, фразы, предложения. Для фотографа-репортера изобразительный материал — люди и живая реальность, которую он видит через видоискатель, и может перенести ее на фотографию лишь с помощью форм, линий, светотени, цвета и других изобразительных средств. Другого не дано. Он может снять одну, или серию фотографий, или отслеживать своих героев на протяжении долгого времени, но, пожалуй, самый важный момент — оказываться в нужное время в нужном месте.

А где же автор?

Фотоаппарат как никакой другой инструмент приспособлен к фиксации действительных событий, поэтому практически любой человек, взяв в руки камеру и немного помучавшись, может рассказать о своей или чужой жизни собственным фотографическим языком. Вот кто-то берет камеру и механически снимает свой дом, семью, собаку, простодушно оставляя в домашнем альбоме память о реальных людях и событиях. В этих простых фотоснимках-утверждениях есть лишь подлежащее и сказуемое, а человек с камерой говорит прямой речью: «Вот мой дом, моя семья, моя собака…» Все остальное, что «дом красивый», а «собака очень большая», зрителю уже видно на снимке. Но если фотограф приложит немного усилий, преодолеет натуру (как свою собственную, так и ту, что снимает) и если повезет, то на фотографиях проявятся и атмосфера дома, места, характеры членов семьи и даже собаки. Такая домашняя съемка еще не репортаж, но если человек с камерой был искренен, то зритель увидит и почувствует дух времени даже на снимках, сделанных просто для семейного альбома, ну, может быть, не тотчас, а спустя какое-то время. Фотографии из семейных архивов обладают тем же свойством, что и коньяки: чем больше выдержка, тем они интереснее окружающим.

Говоря о профессиональном репортаже, замечу, что любое событие развивается и меняется каждое последующее мгновение, и фотограф выбирает и останавливает в этой череде именно те, которые, на его взгляд, наиболее полно и выразительно передают суть происходящего. Несмотря на точность воспроизведения камерой подлинных фактов, авторство снимков может быть достаточно просто установлено по почерку фотографа. Даже одно и то же событие, самое протокольное мероприятие, два классных репортера, стоя рядом друг с другом, все равно снимут по-разному, и если вы знакомы с их фирменным стилем, то не составит труда узнать, кому принадлежит тот или иной снимок.

Учимся снимать репортаж

Выдающийся мастер репортажа Анри Картье-Брессон говорил, что «…факт сам по себе неинтересен. Интересна точка зрения, с которой автор к нему подходит». Любой факт может быть интерпретирован фотографом, и если событие развивается во времени по своему сценарию, то от желания репортера зависит, что попадет в кадр, какую точку съемки он выберет, в какой момент нажмет на кнопку. Лицо красивого человека может быть искажено гримасой, в движениях танцоров есть промежуточные фазы — стоп-кадр зафиксирует и эти мгновения.

Западная новостная фотография очень ценила кадры знаменитостей, застигнутых врасплох: зевающих, спотыкающихся или ковыряющих в носу. Ту же самую стилистику стремились использовать и в газете «Коммерсантъ», где фотографы независимо от их собственного видения были «заточены» на «шкодную» картинку. «Нас все интересует, но ничто не волнует. Нам не нужен просто портрет ньюсмейкера, нам нужно, чтобы он делал что-то из ряда вон выходящее» — вот своеобразное кредо «Коммерсанта». В этом случае общий фотографический язык газеты подчинял себе индивидуальный стиль и видение каждого из фотографов.

Авторский почерк фотографа не появляется сам собой, фоторепортеры, снимая долгие годы, находят для себя какие-то только свои излюбленные приемы: это может быть нижняя точка или широкоугольник или съемка длинным фокусом через отражения в зеркалах и т. д. Специально зацикливаться на этом не надо, свой почерк может выработаться у каждого, кто много снимает и размышляет, что снимает.

Из истории фоторепортажа

Смысл самого слова «репортаж» двойственен: с одной стороны, репортажем мы называем способ, метод документальной съемки. С другой — фоторепортаж — это еще и жанр фотожурналистики, рассказ о реальном, невымышленном событии с помощью фотографий. В этой двойственности нет ничего противоречивого, репортаж как фотосерия снимается, как правило, репортажным методом. Предполагается, что фотограф, репортер снимает жизнь «как есть», не вмешиваясь и не приукрашивая ее. Однако не все так просто.

С самых первых своих шагов репортажная фотография не была обычной фиксацией действительности по типу «все как оно есть». Громоздкая техника и низкая чувствительность фотопластинок не позволяли снимать жизнь на ходу, и фотографы-репортеры постоянно пользовались постановочными методами съемки. Посмотрите на снимки начала ХХ века, редко где вы увидите простую ежедневную жизнь, в основном преобладают постановочные, групповые портреты, этнографические сюжеты, немного реже исторические события. Сама по себе фотосъемка в то время была явлением скорее исключительным, чем будничным и рядовым. И герои фоторепортажей прошлого по просьбе фотографа вставали в позы, замирали на время длительной выдержки и оставались на страницах иллюстрированных журналов и в истории как участники реальных событий тех времен. Собственно, мы их другими и не представляем.

По мере совершенствования техники репортажная природа фотографии брала верх, появились компактные камеры, светосильные объективы и высокочувствительные пленки, чисто технически необходимость в позировании и организации правдивой мизансцены для съемок отпала. Многие сюжеты стали доступными для моментальной съемки, и фотографы начали снимать будничную реальность по ходу жизни, не пользуясь постановкой, или, как мы говорим, в репортажной манере.

Снять как есть нельзя режиссировать

На протяжении многих десятков лет теоретики и практики журналистской фотографии спорят: возможно ли вмешательство фотографа-документалиста в реальную жизнь, можно ли снимать документальную фотографию, используя постановку, и этично ли называть постановочные снимки репортажем?

Методом работы многих репортеров советского времени была постановка. Выполняя идеологический заказ, газетный и журнальный фотограф снимал не жизнь как есть, а приукрашенное подобие радости, энтузиазма и оптимизма. Я думаю, что сейчас каждый фоторепортер решает сам, можно ли вторгаться в происходящее, и насколько, и где та грань, за которой простое общение с людьми в кадре перерастает в заданность и режиссуру.

По сей день можно увидеть репортеров, которые, держа в руках скорострельные цифровые камеры и поливая ими «от бедра», просят «натуру» встать так, сделать так, посмотреть эдак. И в этом, возможно, нет ничего плохого, если поставленная композиция органична, могла произойти на самом деле, если «уши» режиссуры не торчат из фото, а сам снимок явился плодом сотрудничества фотографа и «натуры». Важно, чтобы при постановке фотограф не навредил себе, своим «актерам» и не наврал зрителям.

Зачем я все это говорю? Фотолюбитель не репортер и может снимать как он хочет, но если фотограф перерастает уровень домашнего альбома, то проблема честности в документальной съемке обязательно встанет перед каждым, кто выходит снимать жизнь как она есть.

Учимся снимать репортаж

Содержание:

    Опубликовано: 29.02.2008

    Обсудить
    User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
    Александр Беленький
    Опубликовано 29.02.2008
    Александр Беленький, 2011-02-25T00:02:16

    Да пожалуйста, каждый день занимаюсь репортерской съёмкой, надеюсь кому-то будет полезно прочесть.

    Евгений, 2011-02-24T21:42:44

    Спасибо, автору!

    Сергей Луцив, 2010-05-17T03:20:47

    Это точно.Спасибо за статью.

    Катюша, 2009-03-18T16:49:24

    репортаж снимать не собираюсь, но знания всегда пригодятся!

    Александр Беленький, 2009-01-15T22:12:22

    спасибо всем за комментарии и отклики - приятно слышать, что написанное кому то помогает, я сам в свое время зачитывался статьями известных фотографов о том как они снимают. Практические знания оч полезны.

    Александр Беленький, 2009-01-15T22:07:10

    хотя и с опозданием сообщаю, что моя книжка "Цифровая фотография. Школа мастерства" переиздана издательством Питер с новыми фото и немного измененными текстами начальных глав, т.е то что касается фототехники, которая стареет морально

    Andrey, 2008-09-01T23:35:25

    А100, как первая зеркалка от Сони, скорее была экспериментальной версией, нежели полноценным проектом, и содержала массу недостатков - отсюда и цена ;)
    А700 - совсем другое дело! Но одной зеркалкой тут не обойтись: для полноценного репортажа (особенно в помещении) потребуется как минимум внешняя вспышка+светосильная оптика (стаб тут не поможет), а это выльется в большую копеечку.
    Про компакт я уж молчу... Даже просьюмерка с этой задачей не справится. Недаром большинство репортёров пользуются Кэнонами с L оптикой. ИМХО.

    Сергей, 2008-09-01T03:37:00

    Ну, уж добавлю, что А100 уже сдала свой пост новым А200 и А300, поэтому стОит слова Геннадия спокойно переадресовать именно на эти камеры. А200 ничуть не дороже А100, но качеством работы лучше. А А300 имеет ещё и Live View, что для фотокора подчас незаменимая функция.
    Сергей.

    Геннадий, 2008-09-01T03:14:53

    Хорошая и интересная статья! Полезная для начинающих и уже работающих фотографов-любителей при каких нибудь издательствах. Именно любителей, профессионалы это наизусть знают. Иногда жалко смотреть как какой нибудь журналист пытается чтото снять своей "казённой мылкой" на сцене театра или дома культуры. Быстро происходящие события, а кадр поймать просто технически невозможно, да ещё при плохом и быстро меняющимся освещении. Или включив вспышку на "мылке" и снимая с расстояния 20-30 метров, где она совсем ноль! Я сказал "казённой", потому как именно руководство издательств не знает технических возможностей камеры, но покупают то что в магазине посоветовали. А эта камера, может просто не расчитана на экстремальные виды съёмки. Но даже если и есть какие творческие возможности в "механике", то журналисты в большинстве случаев просто их не знают и не пользуются творческими режимами. Все в основном снимают в режиме "Авто", а это слишком примитивно. С Сергеем, читателем, я тоже согласен на все 100! Поэтому хочу сказать "хорошее слово" об одной очень недорогой камере и в комплекте с двумя объективами (18-70, 75-300)
    Это DSLR-A100, эта "Сонька" в комплекте с двумя объективами, аппарат очень недорогой и массой творческих возможностей. Я её взял как вторую камеру (первая canon -350D)для подстраховки в ответственных съёмках, а она стала как первая и незаменимая камера на все случаи в жизни фотографа! Есть конечно и лучше, но это именно в своей ценовой и творческой категории. Успехов всем в творчестве!

    Сергей, 2008-08-17T06:32:17

    Andrey, я с удовольствием подпишусь под каждым Вашим словом. Но надобно учесть, что существуют ещё сегодня областные, районные периодические издания, газеты, которые не в состоянии обеспечить своих корреспондентов достойной фототехникой, и принимают на работу корреспондента "со своей аппаратурой". Я это говорю не на пустом месте, а знаю факты. А корреспондент районной газеты получает скромные гонорары за принятые к печати фотографии. И физически он, бедняга, не в состоянии купить себе такую технику, которая в простой комплектации стОит под 1000 долларов и выше, не говоря уже о сменной оптике. Поэтому я свой пост адресовал не "сытым" столичным фотокорреспондентам, а "полуголодным" местным и местечковым фотографам, с горем пополам подрабатывающим на фотографической ниве. Мы, столичные фотолюбы, немножко, извините, зажрамшись от обилия возможностей...
    С уважением,
    Сергей.

    Andrey, 2008-08-17T02:49:29

    Спасибо автору!
    Я почерпнул из статьи много нового, интересного. Раньше я представлял себе репортаж только как скоростную съёмку быстротекущих событий, но это оказалось не совсем так ;)

    Сергей, я с Вами не совсем согласен. На практике компактами репортажи не снимают. Для этого они никак не годятся. Даже самая навороченная мыльница сильно уступает по скорости фокусировки и качеству зеркалке бюджетного уровня. Мыльницей трудно поймать удачный момент - единственный случай, который никогда не повторится. Все фоторепортёры пользуются последними новинками фотоиндустрии - это факт.

    Сергей, 2008-08-10T04:57:11

    Очень приятная статья, доступная и почти "интимная". Я воспринял её, как обращение ко мне лично. Много полезных сведений почерпнул.
    Хотел бы прибавить мелочь. В быстро меняющейся репортажной обстановке репортеру подчас требуется то крупный ближний план, то общий план, то крупный дальний план. С такой задачей хорошо бы справлялись гиперзумы-мыльницы, но качество таких фото зачастую становится преградой к достижению действительно хорошего результата. И получается, что действительно горячий фотолюбитель-энтузиаст вынужден будет смириться с "мыльницей"-гиперзумом, либо для зеркалки ему нужен дорогущий объектив с 10-12-кратным зумом, или вообще ДВА фотоаппарата для того, чтобы не терять время на перестановку объектива с другим зумом. Во втором случае диапазон перекрытия может быть существенно больше, например, объектив 18-70 и объектив 70-300. Перекрытие составит около 16,5 крат.
    Есть, конечно, смешанный вариант двух аппаратов - зеркалка и гиперзум-мыльница. В этом случае фотограф сам должен будет принять решение, какой объектив он поставит на зеркалку - для близких крупных и общих планов или для съемки издалека.
    ИМХО.
    С уважением
    Сергей.

    Серёжа, 2008-06-12T12:09:33

    понравилось! :)

    Дмитрий Никитин, 2008-05-04T12:38:07

    Bien

    Борис Флорин, 2008-03-13T19:07:03

    Класс!

    Николай, 2008-03-06T18:34:35

    Подскажите, будет ли переиздана книга Александра Беленького «Фотография. Школа мастерства»?

    Вера Илясова, 2008-03-01T00:07:29

    Читаю и понимаю всё таки насколько жанровая фотография перекликается с репортажной.
    Наверное всё таки жанровая карточка может жить сама по себе, а репортаж - больше серия.

    Хорошая статья :)

    B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd