Вверх
  • Съемка спорта
  • Принцип Шаймпфлюга: что это?
  • Стереофотография
  • Как использовать вспышку: учимся работать со вспышками
  • Учимся снимать репортаж
  • Изучаем основы композиции
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Как использовать вспышку: учимся работать со вспышками

Обсудить
Как использовать вспышку: учимся работать со вспышками

Основной изобразительный инструмент фотографа — это свет, тем не менее фотографы всегда стремились быть независимыми от капризов естественного природного освещения. На сегодняшний день существует много возможностей. Помимо распространенных электронных вспышек есть студийные вспышки с моделирующим светом, охлаждением и множеством аксессуаров. Есть фотографические галогенные лампы, очень простые и удобные в применении, например для съемок интерьеров: они компактны, и при работе с ними всегда можно видеть световой рисунок. Умелый фотограф может использовать даже обычные лампы накаливания или локальные местные источники света. Надо только помнить и учитывать при съемке, что все искусственные источники имеют свою цветовую температуру.

Наиболее популярны, конечно же, электронные вспышки. Несмотря на то что в современных камерах, как правило, уже есть встроенная вспышка, обычно она обладает ограниченными возможностями. Фотографу лучше иметь электронную вспышку в качестве отдельного аксессуара, это сразу же расширяет диапазон работы любой фотокамеры.

Покупая дополнительную вспышку, узнайте, что она умеет делать. Как минимум: * вспышка должна быть мощной; * обязательно иметь поворотную голову; * несколько режимов работы: A, TTL, ручной; * автоматический зум должен отслеживать изменения фокусного расстояния объектива; * возможность синхронизации по задней шторке; * режим стробоскопа (желательно); * возможность беспроводного управления (чтобы использовать несколько приборов).

При съемке с галогенными лампами или другими постоянными источниками фотограф всегда может видеть характер освещения и расположить источники света в соответствии со своим творческим замыслом, замер экспозиции также не представляет особой сложности. Другое дело работа со вспышками, особенно если их несколько. Вы должны мысленно представлять, как ляжет свет, куда упадут тени и характер самих теней, а также как будет освещено пространство.

Замер экспозиции при работе со студийными вспышками производится специальным прибором — флешметром (flash meter). Флешметр работает, как и экспонометр: замеряет импульс вспышки и выдает экспозиционные пары — выдержку и диафрагму. Когда вспышек несколько и используются они с рассеивателями-лайтбоксами (lightbox) или с различными насадками, на первое место выходит опыт фотографа, его умение правильно поставить свет не только в студии, но в любом интерьере, для любой самой непредсказуемой ситуации.

z
Как использовать вспышку: учимся работать со вспышками
z

Основная характеристика компактных вспышек — ведущее число. Чем оно выше, тем мощнее вспышка, тем с большего расстояния в случае необходимости вы сможете «пробить» темноту. Цвет импульса всех вспышек сбалансирован к цвету солнечного света и не требует отдельной коррекции: цветовая температура вспышки 5500°К. Современные компактные электронные вспышки всегда работают согласованно с камерой.

У разных производителей фототехники автоматические TTL-режимы (Through The Lens — через объектив) работы вспышек могут называться по-разному: сбалансированный, или заполняющий и др. Зависит это от используемых камер, объективов и типа замера, поэтому всегда важно прочесть инструкцию и понять, как переключаются настройки и функции. Посмотрим, как можно на практике улучшить фотоизображение с помощью вспышек, для этого есть много приемов.

z
z

Вспышка в лоб

Это самый простой и примитивный прием. Вспышка работает в принудительном режиме, и камера не видит другого света, кроме короткого импульса вспышки. Импульс длится около 1/1000 секунды, а на снимке получаются лица, как правило, с красными глазами, на черном фоне, и совершенно не имеет значения, что в действительности позади модели был умопомрачительный вечерний пейзаж — и вы хотели его запечатлеть. Люди превращаются в красноглазых монстров из-за того, что вспышка находится очень близко к оптической оси объектива. Отраженный от глазного дна с кровеносными сосудами как от зеркала, свет вспышки возвращается в камеру окрашенным в красный цвет. Такова типичная работа дешевых камер со встроенными блицами без возможности каких бы то ни было настроек. Чтобы избежать этого, надо либо использовать режим подавления красных глаз (если он есть), или, если вспышку возможно отделить от камеры, то можно переместить ее немного в сторону от оси объектива. Можно воспользоваться специальным кабелем и кронштейном.

При съемке людей или интерьеров с обычной прямой вспышкой сложно достичь хорошего результата, но если у вас нет другой возможности, старайтесь хотя бы избегать зеркал, стеклянных или плоских полированных поверхностей прямо перед вами или на заднем плане. Отраженная вспышка может не только попасть в кадр, но и изменить автоматическую экспозицию кадра своим ярким световым пятном. Самый худший вариант, когда-либо встречавшийся мне при съемках со вспышкой, — это полностью зеркальные стены и потолок, с чередующимися черными матовыми панелями.

z
Как использовать вспышку: учимся работать со вспышками

© Daz

z

Подсветим натуру

В небе яркое солнце — казалось бы, все прекрасно, снимай и радуйся! Вот не подумаешь, что самое время использовать вспышку. А это действительно так. Сильный солнечный свет очень резкий: света яркие, а тени темные. Можно настроить работу вспышки так, чтобы она лишь слегка подсвечивала мотив, не меняя общий световой рисунок. Такой прием с подсветкой очень полезен при съемках портретов на ярком солнце или в контровом свете, когда необходимо избежать большого контраста или подсветить глубокие черные тени.

Вспышку можно использовать при вечерних или ночных съемках, например на закате, подсвечивая людей и не теряя при этом естественного природного света. Снимаемый объект освещается заполняющей вспышкой, а медленные выдержки затвора обеспечивают проработку фона, в результате чего и объект, и фон экспонируются правильно. Для этого необходимо поставить режим А или TTL и настроить коррекцию вспышки на 1–3 ступени в минус. Днем можно снимать с рук, но вечером будьте готовы к тому, что вам понадобится штатив. Он необходим для того, чтобы задний план не получился смазанным. В сумерках камера может отработать длинную выдержку, от долей до нескольких секунд, лица подсветятся вспышкой, а фон может смазаться из-за шевеления камеры во время долгой экспозиции.

z
z

Вспышка в потолок

Самый простой способ улучшить изображение, снимая со вспышкой, это направить свет от вспышки в потолок. В этом случае вместо контрастного и плоского освещения «в лоб» вы получите мягкий, почти рассеянный, отраженный от потолка свет, который смягчит тени и даст естественный световой рисунок. Недостатком такого освещения могут быть небольшие тени, падающие на лицо от надбровных дуг и носа. В некоторых вспышках, таких как Nikon Speedlight SB-800DX, есть возможность использовать встроенную рассеивающую карту, которая выдвигается из головы вспышки. Если направить вспышку в потолок и одновременно дать «подсветку на глаза» с помощью такой карты, то в глазах появится блеск — отражение вспышки. Если у вашей вспышки нет встроенной карты, не страшно, ее можно заменить даже визиткой, прикрепив на вспышке любым удобным способом.

При съемке вертикальных фотографий удобно направлять вспышку в стену. Это очень хороший способ, если только цвет потолка и стен белый или неярких тонов. Отражаясь от поверхностей, свет вспышки сам окрашивается в цвета стены или потолка и меняет цветность изображения. Очень часто фотографы используют специальные насадки на вспышки для уменьшения контраста света. Это могут быть маленькие пластмассовые колпаки-рассеиватели типа Nikon Diffusion Dome (у каждого производителя они называются по-разному) или надувные или складывающиеся насадки Photoflex или Lumiquest. При съемке с насадками или при направлении блица в потолок часть света теряется, поэтому на самой вспышке надо выставить коррекцию +0,3…1,0, точное значение которой зависит от высоты потолка и расстояния до людей. Даже камеры с точным TTL-замером могут ошибаться. Практически бесполезно направлять вспышку вверх, если потолки черные или вы снимаете в огромных залах, таких как спорткомплексы или закрытые стадионы.

z
z

Камера, кабель, вспышка

Иногда бывает удобно отнести вспышку немного в сторону от камеры. Например, для съемок репродукций через стекло или картин в рамах лучше освещать предметы сбоку, чтобы избежать отражений. Снимая модные показы, или бальные танцы, или портреты, в общем, везде, где часто используется вертикальный формат кадра, вспышку тоже удобнее ставить так, чтобы она находилась сверху от камеры. Если вспышка занимает свое обычное место, то при повороте камеры в вертикальный формат от нее появляются неприятные резкие контуры теней. Во всех этих или похожих случаях очень удобно использовать TTL-кабель, связывающий камеру и вашу вспышку.

Удлиняющий кабель с сохранением автоматики и TTL-режимов — это отдельный и достаточно дорогой, но очень удобный аксессуар. Вы можете отнести вспышку на расстояние длины шнура в любую сторону и светить на предметы или людей сверху, сбоку или снизу. Вопрос только в том, кто будет держать вам вашу вспышку с кабелем во время съемки? Можно, конечно, использовать специальную стойку или пригласить ассистентку или ассистента.

Содержание:

    Опубликовано: 12.02.2008

    Обсудить
    User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
    Александр Беленький
    Опубликовано 12.02.2008
    Zeua White, 2013-01-26T22:01:00

    Статья копипаст, неполоная
    нет: ОТКРЫТАЯ ВСПЫШКА
    МЕДЛЕННАЯ ВСПЫШКА
    РАБОТА С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ВСПЫШКАМИ
    СТРОБОСКОП - эти методы не менее интересные

    Сергей, 2012-12-14T04:36:01

    Если ко мне вопрос, то любитель без особенных амбиций. Просто за 45 с лишним лет поднабрался всякого... Вот, делюсь наблюдениями, когда спрашивают.

    Евгений, 2012-12-14T03:15:09

    Вы профессионал или любитель?

    Сергей, 2012-01-27T19:00:57

    Режим моделирующего света отключить надо и не промахиваться в кнопочку ОК или AF на задней стенке камеры.

    Николай Никулаев, 2011-10-30T19:07:42

    У меня это было из-за того, что нечаянно во время заботы зажимал кнопку проверки ГРИП. Или в настройках стоит подсветка автофокуса пыхой, а автофокус включен в режим следящий.

    ваган, 2011-10-26T02:31:23

    кто может мне памочь, у меня вапрос недавно купил фото апарат CANON EOS 5D MARK 2, с фото вспышкой 580ЕХ2 после семки кадра или иногда просто само по себе срабатывает вспышка и начинает работать как сварка что это такое? помогите узнать нужно срочно чтобы если что я смог вернут или предпринять чтото заранее спасибо

    ваган, 2011-10-26T02:25:40

    спасибо про вспышку узнал много полезного осталось прэксперементировать, спасибо за вашу помощь супер

    Сергей Луцив, 2010-05-17T03:54:31

    Спасибо,неплохо!Но хотелось болееуглублённо,если можно.

    wma, 2010-01-16T18:57:22

    А. Беленький - Фотография. Школа мастерства
    http://torrents.ru/forum/vi...

    Что касается содержимого статьи, то в целом интересно почитать, но не хватает конкретики, изюма. Каждый по-своему это называет. Наверное, для углубления в тему больше подойдет "живой учитель", либо специализированная литература страниц так на 200.

    Сергей, 2009-06-04T05:47:54

    Катюша, хоть и 2,5 месяца спустя, но я не могу не сказать: Вы извините, но абсолютно всё, что Вы написали во всех темах этого прекрасного и серьезного сайта, - художественный свист. И это видно по тому, как Вы обращаетесь с фотографической терминологией - Вы её просто не знаете.
    Зачем строить из себя знатока? Вы спросите, Вам ответят профессионалы, и Вы-таки будете знать. А так - смех один.
    Сергей.

    Сергей, 2009-06-04T05:39:54

    Поднести глаз к камере - это, право круто.
    Шучу так.
    Сергей

    Сергей, 2009-06-04T01:52:19

    У Сони 300 есть Live View. В этом режиме видоискатель перекрыт изнутри. Коли Вы не смотрите в видоискатель, чтобы через него не было ошибки, (а это - правда, у меня 12 лет назад по неопытности был случай, когда в видоискатель светило солнце, а я снимал со вспышкой и проводом дистанционного управления - все кадры были загублены) - включайте режим Live View - у кого Сони 300-350.
    Сергей

    korwin89, 2009-06-04T00:21:12

    Сергей, есть такое явление, как паразитная засветка через видоискатель. Именно по этому в комплекте с камерой часто идет резиновая заглушка, которую следует надевать на видоискатель, если глаз к нему не поднесен.

    Катюша, 2009-03-17T15:57:58

    я по себе знаю, что со светом надо быть осторожнее, поначалу много хороших кадров портила неумеренной вспышкой)

    Сергей, 2008-12-17T01:00:53

    В режиме управляемой вспышки этого эффекта нет. Освещение отличное.
    И в режиме LV с управляемой вспышкой тоже свет оптимальный.

    Сергей, 2008-12-17T00:53:37

    По порядку постов. Я говорю, конечно, о Сигме EF 500 DG Super. Кстати, это происходит и при съемке по задней шторке, и в полностью ручном режиме. Может быть объектив не поддерживает какие-то режимы? В режиме ADI объектив 50/1,7 вроде рисует нормально... В "медленном" режиме, естественно, ничего этого не видно.
    Чего-то я не знаю, точно...

    Сергей, 2008-12-17T00:38:32

    Эксплуатирую эту вспышку с успехом. Но есть 2 вопроса.
    1. При съемке вспышка делает предварительный импульс, определяя экспозицию. Если в этот момент камера видит отраженный свет от зеркала, стекла, полировки, то она зажимает экспозицию до полной темноты (кроме отраженного света). Как с этим бороться? Только коррекцией? Или есть некий режим установки мощности импульса просто по расстоянию до объекта?
    2. При съемке через видоискатель вспышка дает, допустим, совершенно нормальный свет. Тот же самый сюжет, с того же места, но снятый через Live View - пересвечен на 1,5 - 2 стопа. Что это? Врет вторая матрица? Или вспышка? Или объектив не дает нужную информацию? При том, что съемки без вспышки через ВИ или LV - дают одинаковый результат.
    Спасибо за ответ.
    С уважением,
    Сергей.

    Сергей Варакса, 2008-11-20T00:15:00

    Сергей, спасибо за информацию о Sigma. Сам думаю о 530-й.

    Сергей, 2008-10-26T12:29:36

    Сам себе отвечаю, а заодно и тем, у кого может возникнуть подобный вопрос.
    Я купил эту вспышку Sigma EF 500 DG Super (ведущее число 50). В инструкции к ней оказалось написано, что её пользуют с конкретными моделями пленочных камер Minolta Dynax AF серии SLR (то-есть, зеркалки пленочные). Я купил её, не прочитав внимательно инструкцию. Если бы я её прочитал, то, наверное, отказался бы от покупки. А так... Приехал домой, почитал, огорчился, но решил поставить её на Sony A300 и потестить немного. Более полутора часов я гонял её в абсолютно всех, указанных в инструкции, режимах. Вспышка корректно решила ВСЕ задачи. И съемка в управляемом режиме - отлично! И съемка с короткими выдержками - до 1/4000 - отлично! Мультивспышка, регулировка мощности, ручные режимы - всё работает.
    Если вам предложат эту чуть-чуть устаревающую вспышку - дешевле - берите без опасений.

    Сергей, 2008-10-20T01:07:23

    Вопрос к знающим: Предлагают недорого вспышку Sigma EF 500 DG Super для Sony, не бывшую в эксплуатации, с гарантией.
    От Sigma EF 530 DG Super почти вдвое дешевле.
    Брать? Кто знает эту вспышку?
    Спасибо!
    Сергей.

    0f0ee5ae ac5d 40f5 983e e30e749fa116