Вверх
  • Натюрморт и композиция
  • Как снимать собак: хвост и лапы в кадре
  • Макросъемка: требования к выдержке и диафрагме
  • Фудстилизм — еда в объективе
  • Фотограф видимый и невидимый
  • Погода в кадре: как снимать в разных условиях
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Фудстилизм — еда в объективе

Обсудить
Фудстилизм — еда в объективе

© Игорь Коротеев

Фудстилизм считается довольно молодым направлением в фотографии и обязан своим расцветом наступлению века супер- и гипермаркетов, полуфабрикатов и связанной с ними упаковки, нельзя также не упомянуть о роли рекламы в освещаемом процессе эстетизации. Слоган «Просто добавь воды!» очень точно отражает суть этого явления, однако сложная затейливая форма, создаваемая рекламой, обращается к архетипам и представлениям людей об изысканейших яствах, к аллюзиям и ассоциациям с темами классической живописи.

Но меня привели в эту область даже не фотографические умения и не знания искусств. Уже в четырех-, пятилетнем возрасте я работал на огороде и служил поваренком при бабушке — еще даже не умея читать, я уже умел готовить кислое молоко с чудной румяной пенкой и крахмал из картофельных очисток, а рыба, увиденная на рынке, произвела на меня в этом возрасте куда более сильное впечатление, чем голландский натюрморт. Я считаю, что именно «чувство блюда» — главное качество фотографа, снимающего пищу. Безусловно, это вещь абсолютно субъективная, но, храня в памяти еще те детские представления, сегодня в своей работе я подгоняю снимок именно под них.

О «съедобности» фотографии

Сразу хочу развеять миф: в фудстилизме в основном применяются абсолютно съедобные продукты, причем отборные, а заявления о применении ПВА, лаков и прочей химии следует понимать только в том аспекте, что фудстилист для достижения результата не остановится ни перед чем. Конечно, существуют разновидности фудстилизма, где широко применяются несъедобные подделки. Например, например, при съемке шарика мороженого, чтобы получить идеальную фактуру, вместо мороженого настоящего используется особый гель, совершенно не совместимый с пищеварением. Но это исключения.

Фудстилизм — еда в объективе

© Игорь Коротеев и Наталья Горбунова

По моим собственным наблюдениям, за последние пять лет несъедобная «химия» применялась в моей студии всего три раза. Впервые это был искусственный лед — ведь обычный лед на снимке выглядит на троечку, тает и дает непредсказуемые результаты. Вторая съемка также была посвящена льду, с участием таких же ненастоящих снега и инея. Впрочем, здесь нельзя говорить однозначно — лед, иней и снег естественного происхождения съедобны лишь условно, так что по большому счету здесь не было подмены «вкусняшки» синтетикой. А вот при съемке шницеля в панировке пришлось-таки воспользоваться «советским» термоядерным лаком для волос, поскольку масло мгновенно впитывалось в панировку и отказывалось давать блестящую пленочку с аппетитными бликами. Позже, разбирая этот эпизод, мы пришли к выводу, что такую блестящую и фактурную поверхность мог бы дать карамелизированный сахар.

Таким образом, можно сделать вывод — отборная химия в фотосъемке еды используется не так уж и часто. Другое дело, что существует различие между понятиями съедобности и вкусности: если вместо масла покрыть шницель сахарной пленкой, вкус у мяса будет немного необычным. Но пища эта натуральна, так что при желании, без явного ущерба для здоровья, можно и перекусить.

Фудстилизм — еда в объективе

© Игорь Коротеев и Наталья Горбунова

Фудстилизм — еда в объективе

© Игорь Коротеев и Наталья Горбунова

Кулинария располагает особой методикой и тысячью приемами, которые позволяют придать продукту любой необходимый внешний вид, фактуру, консистенцию. Так молоко, нагретое до 60 градусов, прекрасно сбивается в объемную стойкую пену на зависть любому пиву; соус, сделанный по самому обыкновенному классическому рецепту, выглядит прекрасно сам по себе; обычное сливочное масло поможет создать изумительную румяную и поджаристую корочку; если кофе сварено хорошо, то заманчивая пенка на нем всегда появляется сама; правильно приготовленный крем восхищает и соблазняет своей пышностью; а тесто чебурека в кипящем масле приобретает неповторимую фактуру — перечислять подобные примеры можно бесконечно. Первой заповедью для съемки еды является «бритва Оккама»: «Не изобретай сущностей без надобности».

Но есть, конечно же, и свои технологические особенности: мясо для съемки всегда недожаривают или недоваривают, а бульон готовится обезжиренный — живописные «линзочки» жира формируются на нем вручную (хотя самое главное при съемке супа и бульона — это прежде всего освещение). Помимо поварешки и прихватки, основные инструменты фудстилиста: кисточка для масла, пульверизатор для воды, мастихин, пинцет.

Фудстилизм — еда в объективе

© Игорь Коротеев и Наталья Горбунова

Поскольку снимать и готовить одновременно — очень сложно, я работаю в паре с Натальей Горбуновой. Именно она отвечает за прикладную кулинарную алхимию, и вся наша съемка — продукт совместного творчества.

Работа со светом

Как правило, снимаемые продукты покрыты прозрачной пленкой жидкости, капельками масла, воды. Бывают прозрачные и полупрозрачные кусочки. Здесь лобовое, а часто и боковое освещение не работает на выразительность кадра. К сожалению, универсального принципа постановки света при съемке пищевых продуктов для рекламы и упаковки мне найти так и не удалось. Вероятнее всего, его попросту не существует. Но можно выделить несколько основополагающих принципов. Например, постановка света для стекла и металла — это как гаммы для музыканта, посредством этого выделяются и подчеркиваются сложные фактуры остальных предметов в их окружении. Также в качестве подсказок хорошо использовать натюрморты классической живописи: и малых голландцев, и французов, и русских — в этих работах легко прослеживается большая часть видов освещения, применяемых в современной фотографии. Сейчас, конечно, подобное освещение достигается немного иными средствами, нежели во времена Рембрандта, но суть от этого не меняется.

Главный критерий освещения — присутствие «плодотворной дебютной идеи», как выражался Остап Бендер. То есть должен присутствовать внятный замысел. Если освещение выстроено правильно, это сразу видно невооруженным глазом и зачастую такой свет не требует каких-либо особых подгонок (учитывая, что даже большие изменения на самом-то деле лишь незначительно меняют характер освещения). А вот если приходится много подгонять, это звоночек — значит, надо радикально поменять схему освещения.

Фудстилизм — еда в объективе

© Игорь Коротеев и Наталья Горбунова

Фудстилизм — еда в объективе

© Игорь Коротеев и Наталья Горбунова

Но даже стекло понять гораздо проще, нежели покрытое сложными корочками и капельками произведение кулинарии. Стекло — это всегда линза, пусть и неправильной формы, через которую мы видим заднюю полусферу, расположенную за стеклом, на все 180 градусов. А потому освещать нужно не стекло, а то, что за ним и вокруг него выстроено. Если осветить в лоб, то единственным результатом будет бличок на поверхности и стекло, почти слившееся с фоном. Поэтому в первую очередь нужно освещать фон (и по необходимости формировать блики): главное правило — минимум отражения, максимум преломления.

Фудстилизм — еда в объективе

© Игорь Коротеев и Наталья Горбунова

Освещение металла требует большей работы. Полированная поверхность отразит все помещение и источник света — «блик-вырвиглаз». Комната есть, металла — нет. Поэтому в качестве основной хитрости используется расплывающееся световое пятно на белой поверхности — именно оно должно отразиться и передать фактуру металла мягкими рисующими бликами. Тогда получится, что металл — есть, а источника света вроде как и нет. Именно таким образом снимают дорогие автомобили и эксклюзивные часы для рекламы.

При съемке еды приходится применять и эти «основные» методы, и многие другие, обладающие особой спецификой для рекламной фотосъемки пищи. Из источников света применяются, как правило, обычные софт-боксы, а также фольгированный зонт, соты в качестве источников направленного света и различные отражатели для рассеянного. Основная задача фотографа — передать фактуру с минимумом паразитических бликов.

Изобразительные средства

Дефицит изобразительных средств при съемке еды лишь кажущийся. Можно снимать в «старом» стиле (задний план темный), можно в «новом» (светлый задний план), можно работать с абсолютно белым «нулевым» фоном, а освещение варьировать от жесткого контрастного до очень мягкого рассеянного. Цвет, форма, фактура дают возможности для бесчисленных комбинаций. Расфокус, тени, отражения заставляют взгляд «дорисовывать» картинку. Но, конечно же, самое главное это сама еда, приемы ее изготовления и сервировки, посуда и аксессуары. Фудстилизм не ограничивается съемкой непосредственно пищи — объектом съемки бывают и посуда, и даже человек, приготовляющий или сервирующий стол с яствами.

Фудстилизм — еда в объективе

© Игорь Коротеев и Наталья Горбунова

«Фотошоп» спасет мир?

Вопрос не в том, применять или не применять цифровые методы обработки. Вопрос — в каких случаях применять, а когда этого не следует делать ни в коем случае.

Мой принцип достаточно прост: то, что лучше нарисовать кисточкой — рисуй; что лучше сфотографировать — фотографируй; что лучше делать на компьютере — делай на компьютере. Даже если ты снимаешь, а потом завершаешь работу на компьютере, тем не менее при съемке ты должен получить как минимум 99% того, что может дать съемка, и лишь после этого доводить свой замысел на компьютере. Доработка уместна только в том случае, если требуется достичь эффекта недоступного для фотоаппарата и освещения. А вот заделывать на компьютере недостатки съемки я считаю недопустимым и недостойным профессионала, сам же стараюсь снимать так, чтобы потом не было обидно за напрасно потраченное время.

Вот и вся несложная система правил, с которой работает наша команда. Надеюсь, она будет полезной и вам.

Фудстилизм — еда в объективе

© Игорь Коротеев и Наталья Горбунова

Опубликовано: 27.02.2009

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Игорь Коротеев
Опубликовано 27.02.2009

Жанр: фудстилизм, съёмка пищевых продуктов с удивительным чувством цвета и света. Один из основателей агентства FoodStyle.

Понравился материал? Есть советы, вопросы, предложения?
comments powered by Disqus
B6948ea6 cceb 4deb b1c5 2a9a758b32fd