Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

Меню настройки фотокамеры на примере Nikon Z7. Часть 1

Дата публикации: 29.01.2020

Мы продолжаем изучать меню фотокамер Nikon. У всех моделей этого производителя, зеркальных и беззеркальных, оно устроено сходным образом. Так что, разобравшись в своей камере, вы не запутаетесь и в других аппаратах Nikon. Мы рассматриваем меню аппарата профессионального уровня Nikon Z 7. Ведь в нём содержится наибольшее количество опций, а значит и наша статья будет максимально полной. Владельцы же более простых камер найдут много пунктов, которые есть и в их меню, а заодно посмотрят, какие функции предлагает более продвинутая техника.


Меню настройки фотокамеры на примере Nikon Z7. Часть 1

Nikon Z 50 и Nikon Z 7: структура меню и большинство пунктов аналогичны.

В этот раз мы начинаем разбирать меню настройки фотокамеры. Оно отмечено иконкой с гаечным ключом. В отличие от меню пользовательских настроек (иконка с карандашом), в которое вообще можно не заходить начинающему пользователю, без базовых функций, предложенных в «гаечном ключе», не обойтись никому.

Форматировать карту памяти

Один из самых востребованных пунктов меню фотоаппарата. Говоря простым языком, форматирование — очистка карты памяти от всей информации, которая на ней есть. А заодно фотоаппарат создаёт на карте памяти и структуру папок, куда будут сохраняться ваши фото и видео.

Будьте внимательны! Обязательно проверьте перед форматированием, все ли нужные данные были сохранены на компьютере. Потеря ценных данных при форматировании карты памяти, увы, не редкость. Восстановить их в большинстве случаев возможно, но потребуется много времени и усилий — лучше до этого не доводить.

Выработайте привычку после каждой съёмки сразу скидывать фотографии на компьютер. А при подготовке к новой съёмке форматируйте все ваши карты памяти, чтобы лишние фото на них не занимали место.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 24-70mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 30 с, 32.0 мм экв.

Кроме того, форматирование может «оживить» карту памяти, выдавшую ошибку. Конечно, при первой возможности стоит избавиться от скомпрометировавшей себя карты. Но если нужно срочно снимать, а единственная карта не читается, попробуйте её отформатировать — иногда это помогает. Однако помните, что форматирование приведёт к потере всех данных с карты.

Сохранить настройки пользователя

Часто используемые настройки съёмки можно записать в один из пользовательских режимов (U1, U2, U3). Это позволит к ним мгновенно вернуться в любое время. О работе с пользовательскими режимами у нас подготовлена отдельная статья.

Сбросить настройки пользователя

Этот пункт необходим, чтобы сбросить установки, записанные в ячейки U1, U2, U3.

Язык

В этом пункте можно выбрать язык для меню фотоаппарата. В отличие от некоторых других производителей фототехники, меню камер Nikon переведено на русский язык безукоризненно. Так что вполне можно использовать меню на русском языке, не боясь столкнуться с работой некомпетентных переводчиков.

Часовой пояс и дата

Здесь мы настраиваем текущую дату и время. Не пренебрегайте этой процедурой! В камере обязательно должны стоять правильные время и дата, ведь они прописываются в свойствах вашего снимка. Это позволит даже спустя годы узнать, когда точно был сделан тот или иной кадр.

Кроме того, скопированные на ПК снимки очень удобно сортировать по дате — они выстроятся в хронологическом порядке, с ними будет легко работать. Точная дата создания снимка, прописанная в его свойствах, пригодится и для участия в фотоконкурсах, куда часто принимаются кадры, сделанные, допустим, только в этом году.

Если вы снимаете сразу на несколько камер (это не редкость для свадебной, семейной, репортажной фотографии), убедитесь, что на всех устройствах время установлено одинаковое, с точностью до секунды. Это нужно, опять же, для того, чтобы отснятый материал со всех камер потом аккуратно выстроился в хронологическом порядке при загрузке на ПК.

Яркость монитора

В большинстве случаев яркость, установленная по умолчанию, подходит идеально. Иногда её стоит уменьшить при ночной съёмке, чтобы изображение на экране меньше резало глаза, привыкшие к темноте. Если же вы снимаете на ярком южном солнце, можно и дисплей сделать поярче, чтобы информация на нём легче читалась.

Но помните, что оценивать экспозицию фотографий визуально по дисплею, особенно с изменённой яркостью, в условиях слабой или очень сильной освещённости — не самый лучший путь. Глаза, привыкшие к избыточному или, наоборот, недостаточному освещению, могут вас обмануть — в таких условиях лучше сверяться с гистограммой кадра.

Цветовой баланс монитора

В этом пункте можно настроить цветопередачу дисплея. Однако я не встречал таких дисплеев на камерах Nikon, которым требовалась бы подобная корректировка. Помните, что дисплей нужен лишь для приблизительной оценки снимка. Досконально выверять цветопередачу (что нужно в предметной, рекламной, репродукционной съёмке) по нему всё равно не получится. Для таких задач пользуются съёмкой в компьютер и сверяют цветопередачу снимка на откалиброванном мониторе.

NIKON D850 / 70.0-300.0 mm f/4.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 120 с, 165.0 мм экв.

Яркость видоискателя

Беззеркальная камера оснащена электронным видоискателем, поэтому в её меню появился такой пункт. Он работает точно так же, как и регулировка яркости дисплея, но влияет только на изображение в видоискателе. Обратим внимание, что по умолчанию яркость в видоискателе регулируется автоматически. И в большинстве случаев автоматика отлично справляется с поставленными задачами. Вручную её можно снизить, если, например, вы снимаете при очень слабом освещении, чтобы видоискатель не слепил глаза.

Цветовой баланс видоискателя

Настойка аналогична пункту «Цветовой баланс монитора», но влияет на цветопередачу электронного видоискателя.

Яркость панели управления

В этом пункте можно настроить яркость верхней информационной панели, которая есть на камерах Nikon Z 6 и Nikon Z 7.

Панель управления — дисплей на верхней панели аппарата, где отображаются основные настройки.

Панель управления — дисплей на верхней панели аппарата, где отображаются основные настройки.

Ограничение выбора режимов монитора

Кнопка переключения режимов визирования находится сбоку от видоискателя. Нажимая её, мы чередуем различные варианты визирования будущего снимка.

По умолчанию установлено автоматическое переключение между дисплеем и видоискателем: видоискатель активируется, когда мы подносим камеру к лицу.

Тем не менее, чтобы исключить ложные переключения в режим видоискателя (они случаются, если, например, неаккуратно поднести палец к видоискателю), можно с помощью этой кнопки выбрать режим «Только монитор» или, наоборот, «Только видоискатель». Чтобы упростить выбор режимов, в этом меню следует снять галочки с тех пунктов, которые вы никогда не используете. Стоит отдельно сказать о пункте «Приоритет видоискателя». Этот режим — своеобразная имитация работы на зеркальной камере. В нём съёмка ведётся через видоискатель, но в момент перевода камеры в режим съёмки видео активируется дисплей.

Информационный экран

Один из режимов работы дисплея камеры — «Информационный экран», отображающий основные съёмочные параметры. В данном пункте можно выбрать тему его оформления — светлую или тёмную. Я убедился на собственном опыте, что белый текст на тёмном фоне удобнее. В этом случае яркий экран не слепит глаза во время съёмки при слабом освещении. К тому же, когда большая часть экрана чёрная, дисплей тратит меньше заряда батареи.

Тонкая настройка АФ

В этом пункте мы можем настроить работу камеры с конкретным объективом. Надо понимать, что на беззеркалках с гибридным автофокусом, в котором совмещены плюсы фазового (скорость) и контрастного (высокая точность) автофокусов, бэк- и фронтфокус, как на зеркалках, в принципе невозможен. Ведь фазовые датчики расположены не на отдельном модуле, а прямо на матрице, и каждый раз их работа доводится контрастной фокусировкой. Тем не менее возможны ситуации, когда, например, на камеру установлен дефектный объектив, тогда и будет нужен этот пункт меню.

Если же вы просто иногда не попадаете в резкость, не спешите использовать этот пункт! В подавляющем большинстве случаев в ошибках фокусировки виновата не техника, а фотограф, который что-то делает не так. Научитесь правильно работать с системой автофокуса вашей фотокамеры и количество резких снимков наверняка увеличится.

Сам же механизм настройки автофокуса здесь такой же, как и на зеркальных камерах, — подробный алгоритм действий по настройке АФ описан в этой статье.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 14-30mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/25 с, 14.0 мм экв.

Данные объектива без CPU

Бывают объективы, не имеющие никакой электронной связи с камерой. В таком случае необходимо самостоятельно сообщить камере о параметрах установленной оптики. Как правило, это старые объективы с ручным фокусом (Non-Ai объективы в терминологии Nikon), объективы с другими байонетами, установленные через простые адаптеры без электроники или специфические модели объективов от сторонних производителей.

Такую оптику легко опознать по отсутствию контактов на байонете. Она не передаёт никакой информации о себе в камеру. А ведь для работы стабилизации на матрице камера должна знать фокусное расстояние объектива, установленного на ней. Указание же светосилы объектива позволит с некоторыми объективами управлять диафрагмой привычным образом, с помощью колёсика регулировки параметров, а не кольцом на самом объективе. Кроме того, данные, указанные в этом пункте меню, потом будут прописаны в EXIF.

NIKON D850 / 0 mm f/-- УСТАНОВКИ: ISO 200, F0, 1/800 с

Таким образом, после съёмки вы будете точно знать, на какой объектив это снято. В память фотокамеры можно заложить данные для десяти различных объективов без CPU. При этом не забывайте при смене одного на другой активировать нужную ячейку в памяти, иначе стабилизатор и экспозамер могут работать некорректно.

А разбор пунктов меню настройки мы продолжим в следующий раз. Следите за обновлениями на Prophotos.ru!

Дата публикации: 29.01.2020
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus