Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Групповой портрет в истории и современности

Дата публикации: 15.02.2010
Групповой портрет в истории и современности

Исаак Рехн. Семейная группа. 1855 г.

Расцвет группового портрета в искусстве произошел в XV веке и связан с именами его блестящих представителей — Рембрандта и Франса Хальса, создавших замечательные произведения и закрепивших иконографию жанра. Изображение более двух людей, объединенных в группу по какому-либо принципу и позирующих перед камерой, — визуальная и довольно общая характеристика группового портрета. Первые примеры этого жанра датируются 1840 годом. Свою благодатную почву групповой портрет нашел в лоне семьи, избавив от забвения миллионы людей, создавая и сохраняя визуальную летопись рода. Это только подтверждает следующее наблюдение: имя фотографа в большинстве случаев осталось неизвестным, тогда как фамилия и даже имена всех членов семьи, изображенных на снимке, сопровождают львиную долю ранних изображений.

Большинство работ были сделаны любителями, нередко отцами семейства, отсутствующими на снимках. Иногда вместе с членами семьи изображались также слуги. Подобные портеры часто делались в студии фотографа, где благодаря декорациям и многочисленному инвентарю инсценировалась вполне бесхитростная и непринужденная домашняя сцена, действующие лица которой погружены в чтение или игру на рояле, другие, напротив, задумчиво отрешены от происходящего. Фотограф пытался создать впечатление, словно люди заняты своим обычным делом, а вовсе не позируют перед камерой.

z
Фредерик Базиль. «В кругу семьи» 1867 г.

Фредерик Базиль. «В кругу семьи» 1867 г.

z

Подобные сцены особенно удавались известному фотографу Энтони Клоде, в студии которого было сделано и весьма искусно раскрашено множество дагеротипных семейных портретов. Наряду с этими изображениями соседствовали чрезвычайно простые в композиционном смысле работы: семейная группа по пояс или во весь рост позировала напротив абсолютно пустого нейтрального фона, устремив взгляд в камеру. В этом случае никакие детали уже не могли отвлечь зрителя от самого главного — лица портретируемых. Вскоре фотографическая манера изображения проникла и в живопись. В работах французского художника Фредерика Базиля тип позирования его персонажей напоминал скорее сцены в фотоателье, нежели на сеансе у художника, как, например, в картине «В кругу семьи» 1867 года.

Первый классический (в сегодняшнем понимании) групповой портрет — когда некоторое количество людей располагается рядами друг за другом на нейтральном студийном фоне или в пространстве, указывающем на род их деятельности, — был снят в 1843 году, возможно Джорджем Просчем. Это дагеротип с изображением учащихся одного из факультетов Принстонского университета. Подобный тип группового портрета широко распространен и в современной практике. В неофициальных групповых портретах люди в первом ряду могли присесть на корточки или лечь, облокотившись на руку: эти варианты более всего подходили спортивным командам и дружным компаниям. Стоит отметить, что на официальных снимках центральное место всегда отводилось важным фигурам — преподавателям, капитанам команд, заказчикам или молодоженам.

z
Джордж Просч (?). Групповой портрет 33 студентов Принстонского университета. 1843

Джордж Просч (?). Групповой портрет 33 студентов Принстонского университета. 1843

z

В начале XX века в США фотографии учащихся по окончании высшего учебного заведения стали серьезной ветвью бизнеса. Этому способствовало изобретение панорамной камеры «Кодак», позволявшей многочисленным группам без труда оказаться вместе на одном фото. Например, в Оксфордском университете сегодня существует такая любопытная практика: после официальной съемки на этом же месте делается другой снимок, на котором каждый самовыражается по-своему. Но на раннем этапе ввиду несовершенства фотографической техники — отсутствия качественной широкоугольной оптики — съемки больших групп были редкостью. Некоторые из них, как правило, создавались посредством комбинирования с нескольких различных негативов.

Таким способом Сергей Левицкий сделал групповой портрет членов ученого совета во главе с Д. С. Менделеевым. Фотограф также является автором двух других известных групповых портретов: русских художников вместе с Н. В. Гоголем в Риме (1845) и русских писателей, авторов «Современника» (1856).

К 1850-м годам, когда выдержка стала более короткой, разнообразились не только места съемки, но и социальные группы, пожелавшие быть запечатленными вместе. Однако семейные групповые съемки все еще оставались самыми многочисленными. Первым делом семейные группы освоили пространство вокруг своего дома: в саду или на террасе. Эта сложившаяся традиция не теряет своей актуальности и в наше время. Впечатление якобы случайно запечатленной семейной сцены создают американцы Чарльз Фонтейн и Уильям Портер в 1848–52 годах на снимке «Семья в своем саду».

z
Неизвестный фотограф. Британские туристы, позирующие на фоне
Пульмановского спального вагона перед путешествием. 1876 г.

Неизвестный фотограф. Британские туристы, позирующие на фоне
Пульмановского спального вагона перед путешествием. 1876 г.

Сергей Левицкий. Групповой портрет русских писателей, авторов «Современника». 1856 г.

Сергей Левицкий. Групповой портрет русских писателей, авторов «Современника». 1856 г.

z

Фотографы изображают не только семью, но их дом, сад и слуг. На дагеротипе неизвестного фотографа, сделанного в 1850 году в США, семья переселенцев, осваивающая новые земли, позирует на фоне массивной бревенчатой избы, построенной собственными руками. Возможно, с этого момента групповой портрет перерастает играть роль исключительно документа на память и становится средством социальной идентификации. Уже в начале 1880-х годов групповые портреты студентов и школьников, спортивных команд, служащих компаний, военных и молодоженов, часто сделанные вне студии, получили широкое распространение. Ханс Брейер создал оригинальный для того времени снимок немецких солдат, покидающих Китай (1900). Само место съемки — палуба корабля и мачта — послужило организовывающим пространством для естественного размещения многочисленной группы.

z
Абдулла Фререс. Студенты и преподаватели Гражданской медицинской школы в
Стамбуле со скелетом. 1880-93 гг.

Абдулла Фререс. Студенты и преподаватели Гражданской медицинской школы в
Стамбуле со скелетом. 1880-93 гг.

z

Групповое фото отныне стало неотъемлемой частью отдыха, профессиональных достижений, важных исторических, общественных и семейных событий: золотоискатели в период «золотой лихорадки» в США 1840–50-х годов, британские туристы, позирующие на фоне пульмановского спального вагона перед путешествием (1876), студенты и преподаватели Гражданской медицинской школы в Стамбуле со скелетом (Абдулла Фререс, 1880–93), на пляже в Брайтон Бич (1930-е). Частью группового портрета становятся предметы, не декоративные безделушки, но атрибуты деятельности, служащие ориентиром для определения профессии или увлечений портретируемых, как, например, на снимках «Асман Джах, премьер-министр Хайдарабада с пойманным и убитым на охоте тигром» (Лала Дин Деял, 1890), королевские инженеры с фотографическим и другим снаряжением (1868), групповой портрет прислуги (Самуэль Уайтбред, 1890-е) и многие другие. Иногда фотограф присутствовал на снимке вместе с портретируемой группой, находясь немного в стороне от нее, как в случае с работой Мэтью Брэйди «Генерал Роберт Поттер и личный состав», где Брэйди стоит, прислонившись к дереву (1865).

z
Мэтью Брэйди «Генерал Роберт Поттер и личный состав». 1865 г.

Мэтью Брэйди «Генерал Роберт Поттер и личный состав». 1865 г.

Самуэль Уайтбред. Групповой портрет прислуги. 1890-е гг.

Самуэль Уайтбред. Групповой портрет прислуги. 1890-е гг.

z

Многие из приведенных выше примеров имеют скорее прикладное, нежели художественное значение. Совместить эти качества в 1930-х удалось Августу Зандеру во время работы над своим грандиозным проектом создания портрета немецкого народа «Человек XX века». Ему удалось запечатлеть не только профессиональную принадлежность, но и внутренний мир портретируемых. Подчеркнуто простые и вместе с тем изящные и стильные групповые портреты принадлежат Ирвингу Пэну — «Карикатуристы „Нью-Йоркера”», «Балетное общество», «Театральная балетная группа» (1947), «Пять дагомейских женщин» и «Ангелы ада» (1967).

Фотографом, посвятившим себя художественной съемке групповых портретов, был Нил Славин. В 1970-х он делал снимки в многочисленных клубах по интересам, различных социальных организациях и спортивных ассоциациях в США, изучая как причины объединения людей в группу, так и их своеобразные ритуалы. Результатом стала книга «Когда двое или больше собираются вместе», вышедшая в 1976 году.

z
Оксфорд. Линкольн колледж. 2003

Оксфорд. Линкольн колледж. 2003

Нил Славин. Ассоциация двойников. 1979 г.

Нил Славин. Ассоциация двойников. 1979 г.

z
Ханс Брейер. Немецкие солдаты, покидающие Китай. 1900 г.

Ханс Брейер. Немецкие солдаты, покидающие Китай. 1900 г.

z
Дата публикации: 15.02.2010
Комментировать
User
Елена Зырянова

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus