Расцвет группового портрета в искусстве произошел в XV веке и связан с именами его блестящих представителей — Рембрандта и Франса Хальса, создавших замечательные произведения и закрепивших иконографию жанра. Изображение более двух людей, объединенных в группу по какому-либо принципу и позирующих перед камерой, — визуальная и довольно общая характеристика группового портрета. Первые примеры этого жанра датируются 1840 годом. Свою благодатную почву групповой портрет нашел в лоне семьи, избавив от забвения миллионы людей, создавая и сохраняя визуальную летопись рода. Это только подтверждает следующее наблюдение: имя фотографа в большинстве случаев осталось неизвестным, тогда как фамилия и даже имена всех членов семьи, изображенных на снимке, сопровождают львиную долю ранних изображений.
Большинство работ были сделаны любителями, нередко отцами семейства, отсутствующими на снимках. Иногда вместе с членами семьи изображались также слуги. Подобные портеры часто делались в студии фотографа, где благодаря декорациям и многочисленному инвентарю инсценировалась вполне бесхитростная и непринужденная домашняя сцена, действующие лица которой погружены в чтение или игру на рояле, другие, напротив, задумчиво отрешены от происходящего. Фотограф пытался создать впечатление, словно люди заняты своим обычным делом, а вовсе не позируют перед камерой.
Подобные сцены особенно удавались известному фотографу Энтони Клоде, в студии которого было сделано и весьма искусно раскрашено множество дагеротипных семейных портретов. Наряду с этими изображениями соседствовали чрезвычайно простые в композиционном смысле работы: семейная группа по пояс или во весь рост позировала напротив абсолютно пустого нейтрального фона, устремив взгляд в камеру. В этом случае никакие детали уже не могли отвлечь зрителя от самого главного — лица портретируемых. Вскоре фотографическая манера изображения проникла и в живопись. В работах французского художника Фредерика Базиля тип позирования его персонажей напоминал скорее сцены в фотоателье, нежели на сеансе у художника, как, например, в картине «В кругу семьи» 1867 года.
Первый классический (в сегодняшнем понимании) групповой портрет — когда некоторое количество людей располагается рядами друг за другом на нейтральном студийном фоне или в пространстве, указывающем на род их деятельности, — был снят в 1843 году, возможно Джорджем Просчем. Это дагеротип с изображением учащихся одного из факультетов Принстонского университета. Подобный тип группового портрета широко распространен и в современной практике. В неофициальных групповых портретах люди в первом ряду могли присесть на корточки или лечь, облокотившись на руку: эти варианты более всего подходили спортивным командам и дружным компаниям. Стоит отметить, что на официальных снимках центральное место всегда отводилось важным фигурам — преподавателям, капитанам команд, заказчикам или молодоженам.
В начале XX века в США фотографии учащихся по окончании высшего учебного заведения стали серьезной ветвью бизнеса. Этому способствовало изобретение панорамной камеры «Кодак», позволявшей многочисленным группам без труда оказаться вместе на одном фото. Например, в Оксфордском университете сегодня существует такая любопытная практика: после официальной съемки на этом же месте делается другой снимок, на котором каждый самовыражается по-своему. Но на раннем этапе ввиду несовершенства фотографической техники — отсутствия качественной широкоугольной оптики — съемки больших групп были редкостью. Некоторые из них, как правило, создавались посредством комбинирования с нескольких различных негативов.
Таким способом Сергей Левицкий сделал групповой портрет членов ученого совета во главе с Д. С. Менделеевым. Фотограф также является автором двух других известных групповых портретов: русских художников вместе с Н. В. Гоголем в Риме (1845) и русских писателей, авторов «Современника» (1856).
К 1850-м годам, когда выдержка стала более короткой, разнообразились не только места съемки, но и социальные группы, пожелавшие быть запечатленными вместе. Однако семейные групповые съемки все еще оставались самыми многочисленными. Первым делом семейные группы освоили пространство вокруг своего дома: в саду или на террасе. Эта сложившаяся традиция не теряет своей актуальности и в наше время. Впечатление якобы случайно запечатленной семейной сцены создают американцы Чарльз Фонтейн и Уильям Портер в 1848–52 годах на снимке «Семья в своем саду».
Неизвестный фотограф. Британские туристы, позирующие на фоне
Пульмановского спального вагона перед путешествием. 1876 г.
Фотографы изображают не только семью, но их дом, сад и слуг. На дагеротипе неизвестного фотографа, сделанного в 1850 году в США, семья переселенцев, осваивающая новые земли, позирует на фоне массивной бревенчатой избы, построенной собственными руками. Возможно, с этого момента групповой портрет перерастает играть роль исключительно документа на память и становится средством социальной идентификации. Уже в начале 1880-х годов групповые портреты студентов и школьников, спортивных команд, служащих компаний, военных и молодоженов, часто сделанные вне студии, получили широкое распространение. Ханс Брейер создал оригинальный для того времени снимок немецких солдат, покидающих Китай (1900). Само место съемки — палуба корабля и мачта — послужило организовывающим пространством для естественного размещения многочисленной группы.
Абдулла Фререс. Студенты и преподаватели Гражданской медицинской школы в
Стамбуле со скелетом. 1880-93 гг.
Групповое фото отныне стало неотъемлемой частью отдыха, профессиональных достижений, важных исторических, общественных и семейных событий: золотоискатели в период «золотой лихорадки» в США 1840–50-х годов, британские туристы, позирующие на фоне пульмановского спального вагона перед путешествием (1876), студенты и преподаватели Гражданской медицинской школы в Стамбуле со скелетом (Абдулла Фререс, 1880–93), на пляже в Брайтон Бич (1930-е). Частью группового портрета становятся предметы, не декоративные безделушки, но атрибуты деятельности, служащие ориентиром для определения профессии или увлечений портретируемых, как, например, на снимках «Асман Джах, премьер-министр Хайдарабада с пойманным и убитым на охоте тигром» (Лала Дин Деял, 1890), королевские инженеры с фотографическим и другим снаряжением (1868), групповой портрет прислуги (Самуэль Уайтбред, 1890-е) и многие другие. Иногда фотограф присутствовал на снимке вместе с портретируемой группой, находясь немного в стороне от нее, как в случае с работой Мэтью Брэйди «Генерал Роберт Поттер и личный состав», где Брэйди стоит, прислонившись к дереву (1865).
Многие из приведенных выше примеров имеют скорее прикладное, нежели художественное значение. Совместить эти качества в 1930-х удалось Августу Зандеру во время работы над своим грандиозным проектом создания портрета немецкого народа «Человек XX века». Ему удалось запечатлеть не только профессиональную принадлежность, но и внутренний мир портретируемых. Подчеркнуто простые и вместе с тем изящные и стильные групповые портреты принадлежат Ирвингу Пэну — «Карикатуристы „Нью-Йоркера”», «Балетное общество», «Театральная балетная группа» (1947), «Пять дагомейских женщин» и «Ангелы ада» (1967).
Фотографом, посвятившим себя художественной съемке групповых портретов, был Нил Славин. В 1970-х он делал снимки в многочисленных клубах по интересам, различных социальных организациях и спортивных ассоциациях в США, изучая как причины объединения людей в группу, так и их своеобразные ритуалы. Результатом стала книга «Когда двое или больше собираются вместе», вышедшая в 1976 году.