Вверх
  • История компании Panasonic: не только фотоаппараты
  • История компании Olympus
  • История компании Kodak: история изобретений
  • Ню в СССР и сексуальная революция
  • История, развитие и современные принципы хорошей рекламной фотографии
  • Натюрморт в фотографии
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Ню в СССР и сексуальная революция

Обсудить
Александр Родченко. Спортсмены на Красной площади. 1935 г. <a href='http://www.mdf.ru/english/search/authors/rodtchenko/'>Московский дом фотографии</a>

Александр Родченко. Спортсмены на Красной площади. 1935 г. Московский дом фотографии

Время, отведенное жанру ню в советской России, было катастрофически коротким и пришлось на 1920–30-е годы. Вслед за социальной революцией 1917-го произошла и революция сексуальная: были подписаны декреты, уравнивавшие права женщин и мужчин, легализован аборт, прекратилось преследование гомосексуализма. Женщина получила полную самостоятельность, могла свободно выбирать себе место жительства и мужчину. Повсеместно организовывались молодежные коммуны — экономические сексуальные коллективы, основанные на связи «свободных людей, любящих друг друга в условиях независимости».

Также появлялись различные общества типа «Долой стыд!», члены которого взяли за принцип появляться раздетыми на людях, и бюро «свободной любви», где должны были регистрироваться незамужние девушки с 18 до 32 лет. Здесь же всем желающим предоставлялось право выбора мужчин или женщин в сожители. Сексуальная революция продержалась в СССР еще меньше, чем жанр ню, и закончилась к концу 1920-х годов. На фоне описанных выше социальных явлений изображения обнаженного тела как в живописи, так и в фотографии выглядели вполне пуританскими.

z
Неизвестный фотограф. Артист оперы и балета Р.И. Гербек. 1930-е гг. Из фондов ЦГАКФФД СПб

Неизвестный фотограф. Артист оперы и балета Р.И. Гербек. 1930-е гг. Из фондов ЦГАКФФД СПб

Николай  Свищев-Паола. Девушка с мячом.1922 г.

Николай Свищев-Паола. Девушка с мячом.1922 г.

z

Раннее советское ню представлено работами Евгения Корбута, Иды Наппельбаум и Алексея Сидорова. Модели на их фотографиях чрезвычайно статичны и театральны. В действительности в представленном жанре было всего два основных направления, отличавшихся художественными и идеологическими принципами.

Первое представляли художники-пикториалисты, они же «правые», «проводники мелкобуржуазной стихии» и «фотовредители»: Александр Гринберг, Юрий Еремин, Николай Андреев, Николай Свищев-Паола и другие. Они делали постановочные фотографии в студии или на пленэре, использовали мягкорисующие объективы и сложную технику печати. В результате получались зыбкие, словно вырисованные игрой светотени, ускользающие изображения. Нередко тело превращалось лишь в выразительное пятно на темном фоне. Фотографии Гринберга по своей композиции нередко напоминали работы в жанре академического этюда, а светотеневая моделировка у Свищева-Паолы превращала реальные женские тела в подобие античных скульптур.

Грандиозный художественный проект «Искусство движения» зародился в недрах Государственной Академии художественных наук (ГАХН) по инициативе ее ученого секретаря А. Сидорова. Изначально проект задумывался как подсобный к исследованиям в Хореологической лаборатории ГАХН и должен был посредством ряда выставок иллюстрировать изучение танца, объединить все виды художественного движения народов разных стран.

z
Александр Родченко. Утренняя гимнастика на крыше. Студенческое общежитие в Лефортово. 1932 г. <a href='http://www.mdf.ru/english/search/authors/rodtchenko/'>Московский дом фотографии</a>

Александр Родченко. Утренняя гимнастика на крыше. Студенческое общежитие в Лефортово. 1932 г. Московский дом фотографии

Борис  Игнатович. Душ. 1935 г.

Борис Игнатович. Душ. 1935 г.

z

С 1925 по 1929 годы в Москве прошли четыре выставки в рамках этого проекта. Первая выставка в 1925 году носила закрытый характер, скорее всего, из-за этюдов обнаженной натуры, которых было предостаточно в экспозиции. Показ на выставке, а тем более публикацию снимков даже полуобнаженной натуры, исключая спортивную тематику, встречали настороженно. Рецензии на выставки были разными и в своей массе враждебными, особенно когда речь шла об изображении обнаженного тела. Так один критик недовольно писал: «Очень много прыжков балерин, женских полуобнаженных тел, завернутых в хитроумные орнаменты и пластические этюды». Многие фотографы — участники выставки впоследствии были названы «проводниками буржуазного влияния».

В статье «О „правых” влияниях в фотографии» (1929 год), вышедшей в «Советском фотографическом альманахе 2», по сути, отражалось общее настроение, сложившееся вокруг жанра обнаженной натуры. Ведущий в то время критик Л. Межеричер писал: «Снимки nu я бы решительно причислил к наследиям буржуазного живописного искусства. Этот мотив оказывается весьма излюбленным как раз у тех фотографов, которые дальше всего отодвигаются от изображения современной действительности: Н. Свищова-Паолы, М. Миловидова, Иды Наппельбаум, Ю. Еремина, А. Гринберга, Д. Демуцкого, Н. Василевского, Э. Бенделя и других.

z
Александр Гринберг. Обнаженная с бусами. 1920-е гг. Christopher Wahren Fine Photographs

Александр Гринберг. Обнаженная с бусами. 1920-е гг. Christopher Wahren Fine Photographs

Александр  Гринберг. Обнаженная.  1928 г.

Александр Гринберг. Обнаженная. 1928 г.

z

Причем ни в одном снимке мы не сможем отметить реалистическую трактовку обнаженного тела как крепкого, пышущего здоровьем, напряженного естественным трудовым или спортивным движением… Наоборот, ему стремятся придать изнеженно утонченные очертания, сделать его дразнящим, полуприкрытым… публичная общественная фотография должна раз и навсегда прекратить доступ на свои выставки, в свою печать этому грязноватому пережитку капиталистических отношений…»

Спустя несколько лет с фотографией обнаженного тела расправились уже не на словах, а на деле. В 1936 году по обвинению в «распространении порнографии» был осужден Александр Гринберг, выслан из Москвы Василий Улитин, остальные лишились права заниматься профессиональной деятельностью.

z
Николай Свищов-Паола. Обнаженная. 1920-е гг. Собрание Союза фотохудожников России

Николай Свищов-Паола. Обнаженная. 1920-е гг. Собрание Союза фотохудожников России

Николай Свищов-Паола. Обнаженная. 1920-е гг. Собрание Союза фотохудожников России

Николай Свищов-Паола. Обнаженная. 1920-е гг. Собрание Союза фотохудожников России

z

Второе направление отвечало всем требованиям новой «радостной советской действительности» и основывалось на принципе документализма. Наиболее яркими представителями «левого» течения были Александр Родченко и Борис Игнатович. Их моделями стали молодые работницы, студенты и спортсмены; местом съемок — вся советская действительность. Культ мускулистого, атлетического тела складывался не только в СССР, но также в Европе и Америке. В середине 1920-х годов тело становится орудием пропаганды, а спорт — государственной политикой. Здоровое тело должно ассоциироваться с силой страны. Молодые физически развитые люди обоих полов, снятые с необычных ракурсов, марширующие и застывшие, в трусах и лифчиках, олицетворяли новый тип «героической наготы».

На фоне массы асексуальных женских тел особенно выделяется отнюдь не скромная фотография Родченко «Лиля Брик в прозрачном платье» (1924). Под прозрачным платьем вполне отчетливо видно кокетливо демонстрируемое обнаженное тело.

Была и другая категория снимков, сделанных существующими во все времена любителями. Неизвестные авторы не преследовали никакой художественной цели, эти фотографии предназначались, как правило, для подпольной продажи. Как искусство фотография в жанре ню исчезла, по крайней мере из официальной культуры, на долгие годы.

z
Алесандр Родченко. Лиля Брик в прозрачном платье. 1924 г. <a href='http://www.mdf.ru/exhibitions/moscow/photoart_rodchenko/'>Московский дом фотографии</a>

Алесандр Родченко. Лиля Брик в прозрачном платье. 1924 г. Московский дом фотографии

Юрий Еремин. Обнаженная. 1924 г.

Юрий Еремин. Обнаженная. 1924 г.

Опубликовано: 15.02.2010

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Елена Зырянова
Опубликовано 15.02.2010
Роман, 2012-12-03T00:47:09

ню-ню..

prosto-nessa, 2011-02-23T00:01:38

Понравились работы Гринберга и Свищова-Паола. Но современное ню все же более чувственное

Kato, 2008-08-18T04:18:58

Да, я посмотрела это фото. Это, что называется "на века".

Alexey Bobrinsky, 2008-07-17T15:26:54

Кстати, об Игнатовиче - у него есть совершенно потрясающая фотография от 1937года , "Молодость". Обнажённого тела там немного, и скорее, её можно отнести к подтипу "георическая нагота", но вместе с тем она очень непафосная, неофициальная, не статичная, светлая и действительно "молодая" Я всем советую найти эту фотографию.

Alexey Bobrinsky, 2008-07-17T15:26:52

Кстати, об Игнатовиче - у него есть совершенно потрясающая фотография от 1937года , "Молодость". Обнажённого тела там немного, и скорее, её можно отнести к подтипу "георическая нагота", но вместе с тем она очень непафосная, неофициальная, не статичная, светлая и действительно "молодая" Я всем советую найти эту фотографию.

Ольга, 2008-06-06T21:33:08

Однако - рожденным в СССР не надо думать, что это было и все. Несмотря на официальные препятствия жизнь брала свое - и были художники, воспевающие женскую красоту. Один из них даже назван был первым русским изданием "Пентхауза" - "флагманом советской эротики". Это Юрий Аракчеев - позже у него вышел и альбом "Прикосновение", аналогов которому до сих пор нет ни в России, ни на Западе, конечно. И тем не менее - сейчас он снова, как и в СССР - почти в "подполье", поскольку теперь его работы "слишком целомудренны", и "некоммерч ские" - хотя на мой взгляд ни первое, ни второе - не только не недостатки, а наоборот - достоинства его работ.

Egor-pcp, 2008-03-17T18:50:55

почимуто у меня больше половины фотографий на сайте не грузится (

виталий,7.03.2008, 2008-03-07T14:45:42

Исскуство в красоте и женственности во все времена

Михаил, 2007-12-13T18:48:22

Чрезвычайно интересно. Особенно для рожденных в СССР...

0c0b53f6 5096 41c3 9f82 b7b5aa3d3e00