Истоки жанра свадебной фотографии мы видим в классической живописи. Известно, что во все времена молодоженам хотелось запечатлеть себя, чтобы потом их потомки смогли увидеть их молодыми, красивыми и счастливыми. Но только очень состоятельные пары могли позволить себе заказать свадебный портрет художнику. Если приглядеться, то можно заметить, что многие сегодняшние постановочные свадебные фотографии напоминают нам о классических живописных работах. Поэтому не будет ошибкой сказать, что жанр свадебной фотографии зародился еще до изобретения фотоаппарата. Тем не менее принято считать, что дата рождения свадебной фотографии практически совпадает с появлением фотографии как таковой. Любопытно, что из дошедших до наших дней первых фотоснимков середины 40-х годов XIX века многие изображают именно молодоженов. Один из самых известных снимков того периода — свадебное фото королевы Виктории и принца Альберта, сделанное английским фотографом Роджером Фентоном, датированное 1840 годом.
Самые первые свадебные фотографии снимались исключительно в фотосалонах и студиях. Фотооборудование было тяжелым и громоздким, соответственно, его невозможно было использовать за пределами специальных помещений. Поэтому о фотосъемке всего свадебного дня в те времена речи не шло. Для получения фотоснимков молодой паре приходилось набраться терпения и простоять неподвижно перед объективом камеры несколько десятков секунд. Часто фотосессия проходила даже не в день свадьбы — в этом случае жених и невеста могли быть одеты не в свадебные наряды, а в лучшую выходную одежду. Каждое фото могло получиться лишь в одном экземпляре, соответственно, если молодожены хотели несколько фотографий, всю процедуру приходилось повторять заново.
Несмотря на появление технологии производства цветных фотографий — это произошло в первые годы ХХ столетия, — свадебные фотографы предпочитали работать в черно-белой технике. Слишком несовершенными оказались первые материалы для цветного фото, краски быстро выцветали и становились блеклыми.Эксперименты с цветом продолжались в других жанрах, а свадебные фотографии по-прежнему оставались преимущественно черно-белыми — до начала 30-х годов. Ситуацию изменило появление кино- и фотопленок немецкой фирмы Agfa, качество которых оказалось на порядок выше всего, что выпускалось до этого. Революционной в развитии свадебной фотографии считается вторая половина 40-х годов, когда после окончания Второй мировой войны количество бракосочетаний в мире выросло в разы. Это было вполне объяснимо: вернувшиеся с войны мужчины спешили создать семьи и наконец-то начать спокойную, мирную жизнь. Соответственно, работы прибавилось и у фотографов.
Многие военные фоторепотеры переключились на съемку более радостных событий. Были и энтузиасты-любители, которые выясняли, где состоится в ближайшее время свадьба, являлись на торжество с фотоаппаратом и снимали, рассчитывая продать фотографии новобрачным, подчас за весьма привлекательную стоимость. Разумеется, мало кто отказывался от такого предложения (несмотря на то что качество работ часто было далеким от идеала). Стоит заметить, что многие любители со временем выросли в профессионалов, настоящих мастеров жанра свадебной фотографии, стараниями которых тысячи семей сегодня имеют домашний свадебный фотоархив.
Именно в конце 40-х — начале 50-х годов в дополнение к классическому, постановочному стилю свадебной фотографии появился репортажный стиль — хронологическая съемка всего, что происходит на свадьбе, когда фотограф не вмешивается в процесс, а лишь фиксирует важные, торжественные, эмоциональные и живые моменты. С развитием фототехнологий в 1950-70-е годы фотопленки становились дешевле, количество кадров в кассете возросло с 12 до 36, а появившаяся в 1960-е годы электронная фотовспышка оказалась способна работать неограниченное количество раз, в отличие от своих предшественниц, которые могли «вспыхнуть» всего 1–4 раза. Все это позволило фотографам работать уже, к примеру, не только на венчании или регистрации, но и на прогулке, и на свадебном банкете, снимая свадьбу «от и до». Свадебная фотография становится индустрией, в которой оказываются заняты тысячи людей. В Америке и Европе появляется целое направление — свадебная фотожурналистика. В СССР свадебная фотография до начала 1990-х годов была представлена в основном штатными фотоуслугами в ЗАГСах (традиционные, постановочные кадры), поскольку частное предпринимательство было запрещено.Но активное развитие фотолюбительства в 1960–70-е годы привело к тому, что свадьбы часто фиксировались на фотопленку руками все тех же энтузиастов-любителей. Таким образом, и в нашей стране зародился репортажный стиль.
Еще одним революционным моментом в развитии свадебной фотографии стало появление цифровых технологий съемки. Первые цифровые фотокамеры, поступившие в продажу в начале 1990-х годов, были достаточно дорогими, да и компьютеры, без которых цифровую фотографию не обработать, были еще слабоваты. Но технологии стремительно развивались, и уже в конце 1990-х у женихов и невест появилась альтернатива: выбрать традиционную фотосъемку на пленку или же на «цифру». Программное обеспечение для обработки фотоизображений открыло практически безграничные возможности для фотографов: цифровое фото можно сделать и цветным, и черно-белым, и обработать под ретро, и положить любые спецэффекты, из них можно делать коллажи и постеры.
Все это сегодня пользуется спросом, но при этом нельзя сказать, что пленка утратила свою актуальность. У обеих технологий есть свои поклонники. Большинство фотографов работают сегодня в смешанном стиле: за один свадебный день делаются и традиционные постановочные кадры, и репортажные. И, пожалуй, главное сегодня то, что фотографировать в течение всего свадебного дня — это совсем не проблема. Современные технологии дают фотографам такую свободу в творчестве, о которой их коллеги из XIX века не могли даже мечтать.