История Olympus
Как известно, Olympus или, по-русски, Олимп – гора, на которой, по представлениям древних греков, обитали боги во главе с громовержцем Зевсом. В японской мифологии тоже есть вершина, считающаяся домом тамошних божеств – Такачихо. Это слово в 1919 году было положено в название компании Takachiho Seisakusho – прародителя нынешней корпорации Olympus.
Всё для науки
Основатель Takachiho Seisakusho, юрист Такеши Ямашита, был из тех людей, которые хотели видеть Японию в ряду передовых индустриальных держав, поэтому и решил производить современное научное оборудование. Начинать, правда, пришлось с производства разнообразных термометров – от медицинских до промышленных, на которые был высокий спрос. Но вскоре Ямашита сумел привлечь к своему бизнесу конструктора первого японского микроскопа Шинтаро Терада: золотых гор не сулил, но обещал полную свободу для технического творчества. А что еще талантливому человеку нужно? Результат не заставил себя долго ждать: в 1920-м компания представила научный микроскоп Asahi с 600-кратным увеличением, ставший первым японским аппаратом такого класса. Эта и несколько последующих моделей микроскопов компании продавались на внутреннем рынке под брендом Tokiwa Shokai. В 1922-м фирма окончательно встала на ноги и смогла отказаться от выпуска «примитивных» термометров, сконцентрировавшись, как об этом мечтал Ямашита, лишь на производстве высокотехнологичных научных и медицинских устройств. Однако рост популярности фотографии в 1930-х снова заставил компанию чуть отклониться от своих благородных целей в погоне за прибылью – конструкторы принялись за разработку фотокамеры.
Камера, получившая название Semi Olympus I, поступила в продажу в 1936 году. Строго говоря, это был «конструктор» из деталей разных производителей. Takachiho Seisakusho делала лишь объективы Zuiko 75mm f /4.5 (инженерам, которые собаку съели на разработке микроскопных линз, сконструировать фотообъектив не составляло особого труда), некая The Proud Company отвечала за производство корпусов, а затвор Auto Compur производили и вовсе немцы. В целом, Semi Olympus I была устаревшей для своего времени вертикально-ориентированной среднеформатной карманной «гормошкой» с выдвижным мехом, что впрочем, не помешало ей стать довольно популярной в Японии. Следующую модель – Semi Olympus II, представленную спустя 2 года, Takachiho Seisakusho производила уже самостоятельно, став, таким образом, первой японской фирмой, освоившей выпуск всех составляющих своих фотоаппаратов – от корпусов до объективов. Другие японские фотопроизводители придут к такой схеме производства лишь после II мировой войны, когда на рынке значительно усилится конкуренция.
Трудности перевода
О том, как Takachiho Seisakusho пережила войну, достоверных данных нет. Скорее всего, милитаристский режим не обошел компанию стороной, и её инженерам пришлось потрудиться на благо родных вооруженных сил. Первой заметной послевоенной разработкой компании стала опять-таки фотокамера – в 1948 году Takachiho Seisakusho, поддавшись всеобщей моде, выпустила свой первый 35-мм. аппарат. Это была необычная дальномерная модель с форматом кадра 24х32 мм. (пропорции сопоставимы с нынешним цифровым форматом 4:3) и затвором, располагавшимся в корпусе несменного объектива Zuiko 40/ f3.5. Как и у всех предыдущих камер компании, на корпусе модели 35 I было выгравировано слово “Olympus”. Через год так уже называлась вся компания – Olympus Optical Co.
После войны руководители большинства японских компаний осознавали необходимость выхода на международный рынок. Поэтому в конце 1940-х – начале 1950-х огромные промышленные корпорации и маленькие фирмы по всей стране активно меняли традиционные японские названия на более универсальные англо-американские, а иероглифы на логотипах стали уступать место латинице. В Takachiho Seisakusho, недолго думая, просто заменили японскую священную гору Такачихо на её европейский аналог. В результате, получилось очень звучное и запоминающееся международное имя, которое, ко всему прочему, было уже хорошо известно на японском рынке. Ведь первый логотип со словом “Olympus” появился на микроскопах фирмы еще в 1921 году, сменив разработанную в 1919 году эмблему с надписью “Tokiwa Tokio”. В 1970-м логотип компании приобрел знакомый нам вид – превратился в лаконичную надпись, выполненную синим шрифтом. А в 2001-м под словом “Olympus” появилась желтая полоса с заостренными концами, которая, по версии маркетологов фирмы, придает логотипу более современный и динамичный вид, соответствующий духу «цифровой эпохи». А вот название линейки объективов Zuiko, появившееся еще в 1936 году, решено было не менять, несмотря на его даже не японские, а китайские корни: слово “zuiko” – это английская транслитерация древнекитайского поэтического иероглифа, который переводится как «золотой свет». Учитывая, что речь идет о фотообъективах, звучит многообещающе. Да и, в конце концов, “zuiko” озадачивает европейское или американское ухо не больше, чем какой-нибудь “distagon” от Carl Zeiss.
Меньше и ещё меньше
Параллельно с 35 мм. камерами, после войны Olympus выпускал и среднеформатные аппараты, которые, по сути являлись усовершенствованными вариантами довоенной модели Six. Всего с 1939 по 1955 было выпущено 8 разных модификаций этой модели, последняя из которых называлась Chrome Six RII. Эти камеры с форматом кадра 6х6 были рассчитаны на пленку 120 типа и оснащались несменными объективами Zuiko 75mm/ f2.8 или 75mm/ f3.5. В 1952 году компания выпустила более современную двухобъективную зеркальную среднеформатную камеру Flex B I – аналог немецкого Rolleiflex. Эта камера, выпускавшаяся с небольшими изменениями до 1956 года, стала последней среднеформатной моделью Olympus, после которой компания сконцентрировалась на разработке малоформатных систем. Дальнейшей эволюцией модели 35 I стала камера Olympus Wide с несменным широкоугольным объективом. А в 1958 году появилась камера Olympus Ace, на которую можно было устанавливать один из трёх объективов Zuiko: стандартный 45 мм., широкоугольный 35 мм. или телеобъектив 80 мм. Система получилась весьма дорогой, так как затвор, как и в модели 35 I, располагался не в камере, а в объективе. Поэтому Ace стала последней камерой с подобной конструкцией – в 1958 году ее производство свернули.
В 1955-м Olympus выпустил классическую 35-мм. дальномерку 35-S I под оптику с резьбой 42 мм. В 1958 году дальномерные модели Olympus обзавелись встроенным экспонометром и режимом приоритета выдержки, однако компанию, по-видимому, не устраивала роль производителя качественных, но «обычных» камер. Продолжая экспериментировать с различными плёночными форматами и конструкторскими решениями, в 1959 году Olympus представил свою легендарную камеру Pen. Эта была чрезвычайно миниатюрная модель с особо малым форматом кадра: 18х24 мм. Таким образом, на обычной 35-мм пленке с 36 стандартными кадрами с помощью «малышки» от Olympus можно было уместить целых 72 кадра. Такая «экономичность» вкупе с прекрасным запоминающимся дизайном компактного корпуса сделала Pen едва ли не самой популярной серией фотокамер за всю историю компании.
Кульминационным моментом в истории серии Pen cтал выпуск в 1963 году крошечной профессиональной зеркалки Pen F с титановым затвором вращательного типа, к которой, кроме 17 разнообразнейших «родных» объективов Zuiko, было разработано просто громадное количество всяческих аксессуаров: сменные фокусировочные экраны и пентапризмы, мехи для макросъемки, адаптеры для съемки через микроскоп, разнообразные фильтры, переходники-адаптеры для оптики Praktica, Exacta, Nikon и Leica и многое многое другое. Камеры Pen F производились до 1969 года, последний же любительский дальномерный аппарат из обширной серии Pen был выпущен в 1981 году. Именно с выпуска серии Pen началась почти болезненная привязанность инженеров Olympus ко всему компактному и легкому.
Cистема ОМ
В конце 1960-х, проанализировав все достоинства и недостатки системы Pen F, специалисты Olympus пришли к выводу, что для настоящего успеха среди профессионалов от фотографии, все-таки необходимо выпустить систему со стандартным пленочным кадром 24х36 мм. Однако чтобы успешно конкурировать с прочно утвердившимися в этом сегменте рынка компаниями-соотечественниками, в Olympus, конечно же, решили сделать ставку на компактные размеры новых камер. В 1971-м полноценная 35-мм зеркалка Olympus FTL поступила в продажу. Как бы сейчас сказали, это была «полупрофессиональная» модель, послужившая лишь прелюдией к появлению серии зеркальных фотоаппаратов Olympus OM, которой суждено было стать легендарной. Название новой серии было выбрано случайно, можно даже сказать от безысходности: в 1972 году Olympus представил зеркальную камеру М1, чем тут же вызвал справедливый гнев «небожителей» - немецкого концерна Leica AG. Еще бы, ведь японцы покусились на святая святых – название модели Leica M1, выпущенной ещё в 1959-м. После недолгих переговоров, в ходе которых не обошлось без угроз отправить дело в суд, незадачливые представители Olympus согласились поменять название камеры и, недолго думая, просто добавили к нему еще одну букву. Так родился Olympus OM-1 – профессиональный зеркальный фотоаппарат, который вместе со штатным 50-мм объективом весил всего-то 660 граммов. На фоне более чем килограммовых мастодонтов Nikon F – cамой популярной тогда 35-мм. профессиональной системы, Olympus OM-1 выглядели пушинками.
Но эти «пушинки» имели надежный металлический корпус и классический шторный затвор, встроенный TTL-экспонометр, отрабатывали выдержки в диапазоне от 1 до 1/1000 сек. и, казалось, могли спокойно работать при любой температуре. Для новой системы Olympus выпустил несколько десятков удивительно компактных объективов с разными фокусными расстояниями и, как обычно, целую прорву дополнительных аксессуаров: различных переходников, адаптеров для съемки через все что угодно – от микроскопа до телескопа, удлинительных макроколец, вспышек спусковых тросиков, фокусировочных экранов, моторов для перемотки пленки…
В результате, всего через несколько лет 35-мм. профессиональная система Olympus OM стала не только самой компактной, но и едва ли не самой обширной и разнообразной. А заодно и самой дорогой – цены на профессиональные объективы Zuiko для камер OM были вполне сопоставимы с ценами на оптику Carl Zeiss или Leica. Впрочем, и качество тоже было нестыдно сравнивать – компании, которая, наряду с фототехникой, продолжала выпускать сложнейшие медицинские и научные оптические комплексы, было вполне по силам «заодно» разрабатывать еще и фотообъективы с выдающимися оптическими свойствами. Благодаря своей легендарной надежности и компактным размерам, механические камеры Olympus OM cтали чрезвычайно популярны среди профессиональных фотографов, работа которых была связана с постоянными перемещениями и путешествиями. А из-за обилия дополнительных аксессуаров система стала стандартом в научной фотографии.
Первый автофокусный объектив Olympus, представленный одновременно с моделью OM-30 не отличался компактностью
Роман с автофокусом
В 1982 году Olympus сделал попытку использовать систему автофокуса в своих зеркальных камерах, выпустив интереснейшую для своего времени модель OM-30. В видоискателе этой камеры находился электронный индикатор фокусировки, который загорался, как только объектив оказывался наведенным на резкость. Кроме того, одновременно с камерой был выпущен зум-объектив 35-70/ f4 cо встроенным в корпус мотором автофокуса. При работе с этим объективом OM-30 превращался в полноценный автофокусный аппарат, у которого при этом, по прежнему был ручной «курковый» взвод затвора и ручная же перемотка пленки.
В 1986 году появился автофокусный OM-707 привычной сегодня конструкции: со встроенным в корпус приводом автофокуса, автоматической протяжкой пленки, ЖК-дисплеем и встроенной выдвигающейся вспышкой. Однако эта камера была уже слабо похожа на предыдущие версии ОМ’ов, так как потеряла их главное преимущество – компактность. А вместе с ней и всякую индивидуальность. В довершении ко всему, первый полноценный автофокусный OM уступал своим конкурентам в быстродействии и функциональности. Как ни надеялись приверженцы легендарной фотосистемы, компания Olympus не стала включаться в технологичную гонку и развивать производство автофокусных профессиональных камер, о чем недвусмысленно намекнула, выпустив в 1997 году полностью механическую модель OM-2000. Всего с 1972 по 1997 годы было представлено два десятка различных моделей серии OM, некоторые из которых, такие как «неубиваемая» OM3 Titan или последняя OM 2000, до сих пор производятся на заводах Olympus ограниченными партиями.
Не оценив вовремя потенциал автофокусных камер, к началу 1990-х Olympus практически полностью потерял позиции на рынке профессиональных 35-мм. аппаратов, однако, решил наверстать упущенное в любительском сегменте. В 1990-м компания представила первую модель из своей футуристической любительской серии IS – Olympus IS-1000. Это была автофокусная зеркальная камера со встроенным универсальным зум-объективом, облик которой скорее напоминал космический корабль из «Звездных войн», нежели фотоаппарат. Фактически, это было нечто среднее между компактной автофокусной камерой, действующей по принципу «навёл и снял» и вполне серьезным зеркальным аппаратом. Olympus стала единственной компанией на рынке, добившейся успеха с камерами подобного типа – с 1990 по 1999 годы было представлено семь моделей серии IS, оснащавшихся довольно качественными зум-объективами с оптическими элементами из ED-стекла.
Цифровая грамота
Одновременно с электронными пленочными моделями, компания постепенно стала осваивать и цифровую фототехнику. Так, в 1991 году в продажу поступила камера VC-100, прототип которой был представлен еще в 1988-м. Полудюймовый ССD-датчик этого аппарата мог регистрировать цветные изображения с разрешением 0,36 Мп., которые записывались на магнитный диск. Тогда подобные камеры называли не цифровыми, а still-video, статическими видеокамерами, потому что результатом их работы являлся четкий «стоп-кадр», который можно было рассматривать на экране телевизора, но, из-за низкого разрешения, нельзя было качественно напечатать. В остальном, это был обычный фотоаппарат, который оснащался светосильным зум-объективом 10-27 мм. f/ 2.8, встроенной вспышкой и мог отрабатывать выдержки от 1/30 до 1/2000 сек. при единственно возможном значении светочувствительности 160 ISO.
Первая полноценная цифровая камера Olympus Camedia C-800L была выпущена в 1996 году. Это был очень простой цифрокомпакт с 0,81-мегапиксельной матрицей и стандартным светосильным объективом, который, однако, оказался весьма популярным благодаря своей низкой, по сравнению с моделями-конкурентами, цене. А всего через несколько месяцев Olympus выпустил усовершенствованную модификацию Сamedia C-860 L c 1,3-мегапиксельной матрицей и поддержкой карт памяти SmartMedia, ставшую настоящим хитом продаж 1996 года. В дальнейшем развитие серии цифровых фотоаппаратов Сamedia шло по нарастающей и, в какой-то момент Olympus cтал едва ли не самым активным производителем цифровых компактов, меняющим модели как перчатки. В 1999-м компания выпустила выдающуюся модель Camedia C-2000 Zoom c чрезвычайно светосильным зум-объективом. Эта камера заставила присмотреться к возможностям цифровых компактов даже опытных фотографов. В 2001-м появился первый «ультразум» - Camedia C-700, оснащенный 10-кратным оптическим трансфокатором. А в 2003-м Olympus представил модель Mju-10 Digital – первую в мире «вспепогодную» компактную цифровую камеру, ставшую наследницей знаменитой серии высококачественных пленочных компактов Olympus Mju.
Надо сказать, что еще в 1986 году Olympus выпустил на рынок первый в мире влагозащищенный пленочный компакт AF-1, благодаря которому вообще появилось такое понятие, как «всепогодная компактная камера». До этого разнообразными пыле-влагозащитными уплотнителями могли похвастаться лишь профессиональные зеркальные аппараты топ-класса. Затем наклейки с надписью «waterproof» появились на очень популярных миниатюрных пленочных камерах серии Mju. И, наконец, в 2003 году компания привнесла традицию производства подобных камер в цифровую сферу, после чего регулярный выпуск компактных моделей-вездеходов стал чем-то вроде фирменной черты Olympus. Так, представленная в 2007 году 7-мегапиксельная камера Mju 770 SW не боится любых встрясок, выдерживает давление до 110 кг и безболезненно переносит погружения в воду на глубину до 10 метров. А чтобы у фотографа была возможность похвастаться перед зрителями, как глубоко он нырнул или высоко забрался, камера оснащена еще и встроенным манометром, «впечатывающим» необходимую информацию в изображение.
Новые зеркалки
Свою первую цифровую зеркалку – Сamedia C-1400L, компания выпустила в 1997-м – всего через год после дебюта цифровой серии. Это была 1,4-мегапиксельная камера со встроенным 3-кратным зум-обьективом и тем же «космическим» дизайном корпуса, что и у пленочных моделей серии IS. Камера работала гораздо быстрее своих компактных незеркальных собратьев, однако из-за низкого разрешения не смогла привлечь внимание серьезных фотографов. В 2000 году Olympus сделал попытку прорваться в полупрофессиональный сегмент с довольно серьезной зеркальной моделью Сamedia E-10. Разрешение 4 Мп., крепкий конструктив, отличный встроенный зум-объектив 34–140 (в 35 мм. эквиваленте) f/2-2.4, довольно шустрая работа, возможность съемки в формате RAW – казалось, все в этой камере было хорошо… Но маленький 2/3” CCD-сенсор был слишком «шумным», по сравнению с матрицами формата APS, уже широко использовавшимися в зеркальных камерах Сanon и Nikon.
Наконец, в 2003 году компания представила свою первую цифровую зеркальную камеру со сменной оптикой – Olympus E1, которая сразу позиционировалась как профессиональный инструмент. Кроме того, эта была ещё и первая камера нового открытого цифрового стандарта 4/3, который, по замыслу его разработчиков из компаний Olympus и Kodak, должен был освободиться от всех «пережитков» пленочной эпохи. «Сердцем» нового стандарта стали матрицы размером около 18 x 13,5мм. (диагональ 22,5 мм.), что примерно в два раза меньше обычного пленочного кадра 24 х 36 мм. Небольшой сенсор позволяет производить очень компактные зеркальные камеры, по габаритам сравнимые с цифровыми «мыльницами». А уменьшенное фокусное расстояние (в два раза, по сравнению с 35-мм пленочным стандартом при том же угле зрения) делает возможным выпуск легкой и светосильной оптики. Кроме того, по уверениям производителей, новые объективы обладают чрезвычайно высокой разрешающей способностью, благодаря чему используют возможности сенсоров на 100 %. Ведь не секрет, что сегодня разрешения даже самых высококачественных «плёночных» объективов зачастую недостаточно для полноценной работы с современными светочувствительными сенсорами, отдельные элементы (пиксели) которых могут достигать размеров 5 микрон. Также все объективы стандарта 4/3 имеют так называемую телецентрическую оптическую схему, которая сводит к минимуму затемнение изображения по углам кадра, часто проявляющееся при использовании традиционной, неоптимизированной под цифровые матрицы оптики.
Представленная в начале 2008 г. камера Olympus E-420 стала самой миниатюрной цифровой зеркалкой на момент выпуска
Сегодня все цифровые зеркальные аппараты Olympus и объективы к ним относятся к стандарту 4/3. Пока новая система не пользуется большой популярностью среди профессионалов. А вот любительские цифровые зеркалки фирмы отличаются, пожалуй, лучшим соотношением функциональности и цены. И, как всегда, выделяются чрезвычайно компактными размерами без ущерба для эргономики: в начале 2008 года Olympus представил модель Е-420, ставшую, как нетрудно догадаться, самой миниатюрной цифровой зеркальной фотокамерой в мире.