Фото Хельмута Ньютона, Автопортрет с женой, 1981. © Helmut Newton. Источник www.smallbay.ru
Что означает изображение обнаженного человеческого тела? Прекрасное? Безобразное — и потому постыдное и запретное? Не одно столетие знатоки искусства и критики дискутируют о тонкостях эстетических и моральных границ в искусстве ню.
Условно ню можно разделить на арт-ню (art nude — художественная обнаженная съемка) и эротическое ню. Термин арт-ню, как правило, применяется к фотографиям, где обнаженная натура показана артистично, а само фото приравнивается к произведению искусства. Арт-ню в фотографии — одна из граней удивительного искусства обожествления женского тела. Оно многообразно и безгранично, как безгранична творческая фантазия.
Эротическое ню (erotic nude) не ставит перед собой цели затронуть высокие струны человеческой души, но тем не менее стремится привлечь внимание и вызвать сексуальное желание показом красивой обнаженной натуры. Официальное «открытие» эротического ню произошло за день до открытия всемирной парижской выставки 1900 года. В результате полицейской облавы агенты изъяли 80 тыс. подготовленных к продаже открыток непристойного содержания. Эти события вызвали неоднозначную оценку парижан: общественность была шокирована не количеством изъятых фотографий, а степенью их востребованности…
Фото Хельмута Ньютона, Лишение девственности, 1983. © Helmut Newton. Источник www.smallbay.ru
Сегодня порнографией принято называть эротическое фото, обладающее низким художественным достоинством. Цель порнографии — вызвать грубое сексуальное желание. Порнография всегда провокационна. Эротика, напротив, нацелена на активацию эстетического восприятия тела, стремится пробудить не животный инстинкт, а восхищение обнаженной натурой. Конечно, адекватное восприятие жанра художественного ню зависит от степени культуры и интеллектуального багажа зрителя.
Первые мастера арт-ню.
Первые фотографии в жанре ню появились в середине XIX столетия. Женская красота так же хрупка, как китайская ваза, и так же кратковременна, как цветущая роза. Поэтому стремление зафиксировать с помощью искусства фотографии чарующий миг вполне понятно. Чем совершеннее становилось искусство фотографии, тем больше появлялось желающих сфотографировать обнаженную натуру. Если в 1860 году в мире было сделано порядка 5 тыс. эротических снимков, то к 1899-му эта цифра достигла 30 тыс.
В 1870 году в Англии была отпечатана первая в мире эротическая почтовая открытка. В это же время в Европе возникла мода на фотографии обнаженных дикарей. Каждая экзальтированная особа считала престижным похвастаться подобными фотографиями в кругу подруг. А сами туземцы с удовольствием позировали белым фотографам: за каждый снимок им платили алкоголем. Таким образом, целомудренность европейской женщины была прямо пропорциональна алкогольным пристрастиям жителей колонизированных стран.
Открытка конца XIXв. © www.tallulahs.com
Открытка конца XIXв. © www.tallulahs.com
Открытка конца XIXв. © www.tallulahs.com
Женщины на фотографиях XIX века наполняли щебетанием светские салоны и оттеняли своей хрупкой, фарфоровой красотой мужественные профили бравых вояк-гусаров и кавалергардов. Век XX породил множество других женских типажей: здесь и перетянутая патронными лентами комиссарша в красной косынке, и томные волоокие красавицы Серебряного века, и пышногрудые белокурые послевоенные секс-символы, и худенькие большеглазые нимфетки, напоминавшие своею томностью и вечной детскостью набоковскую Лолиту. Обнаженных и слегка задрапированных шалями, окруженных бесчисленными голубками и амурами женщин запечатлевали на бесчисленных фото столь часто, что любопытство переросло в кич, а преклонение пред женской красотой — в пошлость. Возрождение Олимпийских игр вызвало к жизни новое течение в ню — спортивную фотоэротику. Спортивная «обнаженка» стала популярной в Советском Союзе. Спортсменки были необходимым антуражем первомайских парадов на Красной площади, темой лучших фотографий ню этой эпохи.
Естественная красота Гаити.
Холодным зимним вечером 1947 года молодой, подающий надежды фотограф покинул костюмерную, полную красавиц-моделей, и сел в самолет, направлявшийся из Нью-Йорка на Гаити, чтобы увидеть и запечатлеть естественную, а не «отредактированную макияжем и корсетами» красоту. Молодого человека звали Ирвинг Пенн. Сегодня это признанный мастер фотопортрета, фотонатюрморта и арт-ню. Ему охотно позируют, его выставки в «Метрополитен» всегда восхищают и удивляют. Удивляют тем, что Пенн фотографирует только торсы — ни голов, ни ступней, ни кистей рук. А тела натурщиц в большинстве случаев тяжелы, мясисты, с округлыми животами и не по моде полной грудью. Пенн снимал гаитянок крупным планом, поэтому формы женской фигуры воспринимались как скульптурные, монументальные.
Фото Ирвина Пенна, Nubile Young Beauty of Diamare, 1969. © Irving Penn. Источник www.en.wikipedia.org
Ирвинг Пенн начинал свою творческую деятельность как живописец. Но педагогическое мастерство Алексея Бродовича, легендарного фотографа, начало карьеры которого связано с Европой, с парижской школой и художниками-сюрреалистами, сделало из Пенна выдающегося фотографа. В 1930-е годы Бродович работал для американского журнала Harper’s Bazaar и преподавал в художественной школе, в которой учился Пенн. В течение нескольких лет Пенн ассистировал Бродовичу. Он имел возможность изучать библиотеку Бродовича и, главное, самым активным образом впитывал его знания и взгляды на искусство. Бродович обладал удивительным даром делать из хорошего чужого великолепное свое, но при этом любил оставаться в тени, отказывался от почетного звания учителя и именовал себя «открывалка», имея в виду, что всего-навсего откупоривает воображение ученика, словно бутылку с лимонадом.
Вторым русским, повлиявшим на творческую судьбу Ирвинга Пенна, был Александр Либерман, в 1941 году эмигрировавший в Нью-Йорк из фашистской Европы. Либерман активно сотрудничал с Vogue и предложил Пенну лучшую студию, аппаратуру, ассистентов и возможность делать фотопортреты любых знаменитостей (тогда появились его портреты балерины Алисии Марковой, композиторов Джона Кейджа и Аарона Копленда). Именно тогда Пенна стали называть Мастером ироничного портрета. Параллельно Пенн начал делать первые снимки манекенщиц, демонстрировавших новые модели одежды.
Параллельно с работой для Vogue Пенн начал снимать свои ню. Это был чистый эксперимент — и с точки зрения пластики, и с точки зрения фототехники. Продолжался он около трех лет, и практически каждый из сделанных фотоснимков стал шедевром.
Агрессивная эротика и подводная «обнаженка».
Стиль фотографа Хельмута Ньютона вызывает горячие споры. Одни ему подражают, другие стремятся запретить демонстрацию его лучших произведений. Его называли помешанным, извращенцем, женофобом. Он снимал женщин в наручниках, инвалидных креслах и детских медицинских корсетах. Его работы вызывали возмущение и ненависть феминисток во всем мире.
Но в то же время Ньютон понимал дух времени и востребованность женской красоты во всех ее проявлениях. Ньютон считал, что именно художественное ню способно удовлетворить потребность зрителя в визуальном и эстетическом наслаждении.
Обнаженные души деревьев.
Спенсер Тюник сумел заснять сотни и тысячи обнаженных людей в десятках городов мира. При этом Тюник никогда не платил своим моделям, они сами подписывались на фотосессии через интернет. В Мельбурне Тюник одновременно сфотографировал 4500 обнаженных моделей, в Чили — 4000, а в Монреале — 2500. Своеобразный рекорд фотограф установил в Барселоне, где на съемку пришли 7000 участников.
«Как художник я всегда работал с обнаженной натурой, — не устает повторять в многочисленных интервью Тюник. — Первая обнаженная модель позировала мне на улицах Нью-Йорка. Это было на рассвете, в воскресенье, когда свет еще мягок, а пустынные улицы между небоскребами подобны тихим тенистым долинам. В этом урбанистическом „каньоне” я чувствовал себя в полной безопасности: мне казалось, что мы одни, вдали от чужих глаз. Потом все больше и больше людей стали просить меня сфотографировать их без одежды. Вот так мне и пришла в голову мысль предложить им сниматься всем вместе».
Первая инсталляция состоялась в 1994 году перед зданием ООН в Нью-Йорке, в ней приняли участие 28 добровольцев. Полицейские были настолько поражены происходящим, что перекрыли движение на прилегающих улицах. Сам фотограф считает, что его фотосессии перед зданием ООН и на площадях крупных городов мира не провокация, а чистое искусство.
Невзирая на постоянные запреты властей, Спенсер Тюник борется за свою свободу художника. С 1995 года Тюника арестовывали пять раз. В январе 2006 года на место очередной фотосессии явились полицейские и арестовали несколько десятков голых единомышленников Тюника. Фотохудожник обратился в суд, заявив, что действия властей города попирают его конституционные права. Власти пытались оправдаться тем, что по законам штата публичное оголение наказуемо. «Законы штата не запрещают фотографирование обнаженной натуры», — возражал Тюник.
Фото Спенсера Туника © Spencer Tunick www.spencertunick.com
Среди позирующих художнику были и студенты, и почтенные отцы семейств, служащие, учителя, пенсионеры. Практически все участники фотосессий считают, что только там участники впервые ощутили, что не одиноки, что есть еще в мире любовь, красота, синхронное биение сердец.
В отличие от своего коллеги фотограф Джек Гешейдт не любит ни урбанистических пейзажей, ни шумной рекламы своих художественных работ. Единственная черта, которая объединяет двух фантазеров, заключается в том, что и тот, и другой приглашают на съемки только тех, кто готов предстать перед фотообъективами обнаженными.
Тюник снимает своих моделей на фоне небоскребов, заасфальтированных дорог, окон, вывесок и прочих проявлений цивилизации, желая подчеркнуть красоту человеческого тела. Гешейдт снимает на природе и утверждает, что обнаженная натура ему нужна только для того, чтобы подчеркнуть красоту дерева. Проект Джека Гешейдта так и называется — Tree Spirit («Душа дерева»). Талантливым фотохудожником уже сделана серия работ, на которых тела людей как бы драпируют величественные стволы и ветви деревьев-старожилов. Люди и деревья составляют гигантское генеалогическое древо человечества, со своими Магометами и Наполеонами.
Фото Джека Гешейдта © Jack Gescheid www.TreeSpiritProject.com
Джек Гешейдт — фотограф известный и хорошо продаваемый. Четверть своих доходов Джек жертвует в фонд спасения древних деревьев. Но, как говорят многие добровольцы, приходящие на съемки Гешейдта, главная его заслуга состоит в том, что художник помогает людям ощутить их единство с природой.
В его случае художественное ню можно назвать искусством, помогающим людям ощутить их родство с природным миром. Красота, не отредактированная одеждой и другими чудесами цивилизации, является подлинной, природной, гармоничной. Арт-ню — это путь к неотредактированной красоте, по которому нам предлагают пройти вместе с фотографами, художниками и их моделями. Пойдем вместе?
Фото Джека Гешейдта © Jack Gescheid www.TreeSpiritProject.com