© chezrump
Уже первые путешественники и ученые стремились привезти из малоисследованных стран не только текстовый, но и изобразительный материал, документы, дополняющие их исследования и находки. Поэтому рисунок с давних времен стал неотъемлемой составной частью всех открытий путешественников.
В XIX веке появился новый помощник — фотография, которая позволила точно и быстро запечатлеть уникальные пейзажи и архитектуру любой страны, сделать портреты местного населения, поймать неповторимый момент жанровой сценки. Усовершенствование фотографических процессов и развитие средств сообщения привело к распространению туристической фотографии, и сегодня уже не найдется ученого или путешественника без фотоаппарата.
В середине 1850-х годов французы братья Биссоны предприняли несколько восхождений на Монблан, для которых им потребовалось 250 кг багажа и два десятка носильщиков. И несмотря на то, что братья Биссоны не смогли в полной мере осуществить свое намерение и снять панораму вида, открывающегося с вершины Монблана, им удалось сделать снимки любопытных подробностей на разных этапах восхождения.
Английский живописец, фотограф и путешественник Роджер Фентон прославился репортажными снимками с Крымской войны (1854–1855), которые также явились документальными свидетельствами военных действий. Еще до войны Фентон совершил путешествие в Россию, из которого привез замечательные фотографии с видами московского Кремля.
Французский художник Орас Верне создал в 1841–42 годах во время пребывания в Египте и Сирии более 1200 дагеротипов. Около 10% из этого большого количества было использовано для создания гравюр, а из них составлена очень интересная иллюстрированная публикация.
В 1858 году французский археолог Дезире Шарне получил заказ от министерства народного просвещения на фотосъемки в Мексике. Шарне стал первым европейцем, побывавшим в старой метрополии ацтеков — городе Митла, или, как его называли сами ацтеки, Жилище смерти. Спустя пять лет в Париже вышла книга «Города и развалины городов в Америке», основной иллюстративный материал которой составили мексиканские фотографии Шарне. Впоследствии с этих снимков много раз делали гравюры, неоднократно печатавшиеся в специализированных изданиях.
Фотосъемка в некоторых странах часто сопряжена с множеством затруднений и опасностей, а в иных просто невозможна. Япония, например, была закрыта для посещения иностранцами до 1859 года. В 1860–70-х годах первые европейские фотографы приоткрыли завесу, скрывающую самобытную и экзотическую культуру Страны восходящего солнца. Фотографии, созданные в этот период, можно найти в альбомах английских, итальянских и немецких путешественников. Первыми профессиональными фотографами, основавшими собственные студии в Японии, были Феличе Беато, Барон Раймонд фон Штильфрид-Райтениц и А. Фарсари. Их работы публиковались и в японской, и в европейской прессе, оказав огромное влияние на привлечение иностранных туристов в Японию.
В конце XIX века во всех крупных городах в продаже появились открытки (или, как их тогда называли, почтовые карточки). Открытки можно было приобрести не только в фотоателье, но и в библиотеках, гостиницах и на вокзалах. Особенно этот бизнес процветал в крупных туристических центрах — Италии и Греции. Английский художник Джон Миллес писал своему знакомому, отправлявшемуся на Апеннинский полуостров: «Так, значит, вы снова собрались в Италию? Наконец-то! Если вам при случае попадутся фотографии известных древностей или картин, покупайте… увозите все, на что только сумеете наткнуться, произведения искусства и пейзажи, людей или зверей».
В XIX веке появились иллюстрированные журналы о путешествиях, некоторые из которых издаются и сегодня. В США с 1888 года издается журнал National Geographic Magazine. В 1905 году все 11 полос журнала были отданы под фотографии тибетской столицы Лхасы — такой подход к подаче материала ознаменовал собой настоящий переворот в журналистике. National Geographic стал первым журналом, опубликовавшим цветные фотографии (сделанные Франклином Прайсом Ноттом), на которых был изображен тунисский фермер. Франклин Прайс Нотт (Franklin Price Knott) был одним из первых, кому удалось запечатлеть на цветной пленке яркие краски пейзажей Индии, Туниса, Алжира, Японии и Китая. В 1920-х годах цветные снимки для журнала создавал фотограф Фред Пэйн Клэтворти (Fred Payne Clatworthy).
Многие знаменитые фотографы-путешественники являются членами фотоагентства Magnum. Например, бельгийский фотограф Гарри Груйер, который сотрудничал с такими специализированными изданиями о путешествиях, как National Geographic и Geo. Одна из самых известных серий фотографий была снята Груйером в Марокко — стране, покорившей многих живописцев и фотографов своим неповторимым колоритом. За эти фотографии автор был удостоен премии «Кодак» в 1976 году, а в 1990-м издал книгу «Марокко».
Английский фотограф Стюарт Франклин — действующий президент агентства Magnum. Его работы совершенны в композиционном и цветовом отношении, возможно, поэтому они надолго остаются в памяти зрителей.
Главная тема съемки для французского фотографа Паскаля Мэтра (Pascal Maitre) в его путешествиях — люди. У Мэтра нет статичных фотографий, все его снимки пронизаны динамичным движением, будь то танец африканских племен или круги, расходящиеся по воде во время купания девушки.
Необыкновенно красивые снимки главного специалиста по аэрофотосъемке Яна Артюса-Бертрана с неизменным успехом экспонировались на выставках 40 стран мира. Фотограф снимает фантастические картины природного ландшафта, которые открываются с высоты птичьего полета: песчаные поляны в форме сердца в лесах Амазонки, атолл в Индийском океане, напоминающий рыбий глаз, причудливую мозаику марокканских ковров.
Редкие, эксклюзивные кадры, созданные во время путешествий, не только знакомят зрителей с окружающим миром, но и привлекают внимание к проблемам окружающей среды, политическим и социальным конфликтам. Фотографии, сделанные первыми фотографами-путешественниками, оказали неоценимую поддержку науке, они сохранили для последующих поколений то, что было утрачено в годы мировых войн и катаклизмов.