Вверх
9be5ec1d 1ba3 4e6d 85c2 f99847eda126

История компании Sony: история лидерства

Дата публикации: 21.01.2010

История компании Sony

Корпорация Sony, мировой лидер в производстве электроники, появилась на рынке фототехники сравнительно недавно, однако уже успела занять на нем весьма прочные позиции. В общем-то, это неудивительно, ведь стремительные технологические прорывы и рискованные маркетинговые ходы — обычная тактика компании, сформировавшаяся еще на заре ее деятельности.

История компании Sony: история лидерства

Годом основания Sony принято считать 1946-й, когда в разбомбленном американскими самолетами Токио встретились бывшие коллеги по оборонному предприятию Акио Морита и Масару Ибука. Друзья выпили саке, поздравили друг друга с тем, что уцелели в войне, и тут же решили организовать какое-нибудь производство.

Первоначальный капитал партнеров был невелик: 84 500 иен, или 375 долларов по курсу того времени, большую часть которых Морита занял у своего отца, преуспевающего винокура. Этих денег оказалось достаточно для того, чтобы 7 мая на втором этаже полуразрушенного торгового центра заработала Tokyo Tsushin Kogyo — «Токийская телекоммуникационная инженерная компания», штат которой составлял 20 человек (все эти люди являлись бывшими сотрудниками все того же оборонного завода).

Акио Морита и Масару Ибука, основатели компании Sony

Акио Морита и Масару Ибука, основатели компании Sony

Первый магнитофон

Несмотря на громкое название, предприятие выпускало далеко не самые высокотехнологичные продукты: жаровни для риса, вольтметры и электрогрелки, которыми приходилось торговать вразнос. На вырученные деньги Морита и Ибука скупали разнообразные иностранные электроприборы, хлынувшие в страну с приходом американских войск. Самое большое впечатление на инженеров произвел американский магнитофон с металлической магнитной лентой, на которую можно было записывать радиопрограммы. Быстро смекнув, что дорогая и тяжелая металлическая пластина — не самая удачная основа для магнитного покрытия, друзья задались целью разработать более совершенный носитель. В результате они додумались разрезать лист ватмана на узкие полоски и уже на них тонким слоем нанести магнитную краску. Нехитрая технология производства легкой и гибкой магнитной ленты была тут же запатентована, а в 1950 году «Токийская телекоммуникационная инженерная компания» выпустила первый японский магнитофон G-Type.

Первый японский магнитофон G-Type весил почти полцентнера

Первый японский магнитофон G-Type весил почти полцентнера

Сборка магнитофонов в цеху «Токийской телекоммуникационной инженерной компании», 1950-е годы

Сборка магнитофонов в цеху «Токийской телекоммуникационной инженерной компании», 1950-е годы

Творение оказалось сложным, громоздким и очень дорогим. Вряд ли оно получило бы распространение, если бы не неожиданный заказ из окружного суда: магнитофоны были тогда большой редкостью даже в США, и японское судебное ведомство, страдавшее от вечной нехватки стенографисток, было радо заполучить отечественные устройства для записи голоса. Продажа сразу 24 магнитофонов принесла предприятию 1 млн иен и уверенность в своих силах. В следующем году компания выпустила более совершенную модель магнитофона H, весившую всего 13 кг. Морита тут же отправил конструктора устройства Масао Курахаси в лекционное турне по стране — рассказывать о новых технологиях звукозаписи в учебных заведениях. А сам принялся убеждать чиновников из Министерства образования в необходимости устанавливать магнитофоны в школах. В конце концов под напором Мориты и впечатленных новинкой учителей чиновники сдались, и компания получила очередной массовый заказ на свою продукцию. И только третья модель магнитофона, Р, стала настоящим хитом продаж без всяких государственных заказов — не в последнюю очередь благодаря привлекательной цене и существенно облегченному управлению.

Первые радиоприемники на транзисторах пользовались небывалой популярностью

Первые радиоприемники на транзисторах пользовались небывалой популярностью

Транзисторы из Америки

В марте 1952 года Масару Ибука отправился в США, чтобы изучить применение магнитофонов в повседневной жизни, а заодно посмотреть, как налажено их производство в американских компаниях. Главным результатом этой поездки стала покупка у компании Western Electric лицензии на производство транзисторов. Эти полупроводниковые приборы, предназначенные для усиления электрического тока и управления им, были изобретены в Германии еще до войны, но инженеры пока смутно представляли, где именно их можно использовать. В то время как американцы рассматривали возможность применения транзисторов в военной технике, Ибука сконструировал на их основе… невинный бытовой радиоприемник. В отличие от своих громоздких собратьев, транзисторная модель была размером с толстую книгу и могла работать не только от сети, но и на батарейках. TR-2 — такое название дали новому устройству — стал первым по-настоящему портативным радиоприемником в мире.

Презентация прототипа бытового видеомагнитофона U-matic VTR

Презентация прототипа бытового видеомагнитофона U-matic VTR

Микротелевизор Sony TV5-303

Микротелевизор Sony TV5-303

Недорогие легкие приемники, которые можно было брать с собой куда угодно, стали пользоваться бешеной популярностью, и Ибука решил расширить сферу применения транзисторов. В 1960 году он сконструировал на их основе маленький переносной телевизор с 8-дюймовым экраном, а спустя пять лет появился и первый видеомагнитофон, способный записывать телепрограммы на магнитную ленту. Оба эти устройства вышли уже под новой маркой, название которой звучало кратко и благородно: Sony.

Рождение звука

«Телекоммуникационная инженерная компания» окончательно сменила свое сложное имя в 1958 году. Акио Морита, который к тому времени стал отвечать за продвижение продукции компании, не без оснований уверял: «Чтобы закрепиться на мировом рынке, нам нужно другое название — простое, короткое, легкое для произношения и запоминающееся. А вместо иероглифов нужно использовать интернациональную латиницу». Например, американцы не могли произнести не только Tokyo Tsushin Kogyo, но и даже сокращение Totsuko — а продавать в США продукт, произведенный компанией с непроизносимым названием, было бы, мягко говоря, непросто. Сначала Морита и Ибука хотели сократить имя своего детища до трех букв — TTK, но тогда неизбежно возникли бы проблемы на внутреннем рынке. Ведь TTK очень похоже на TKK — японскую железнодорожную компанию. И тогда, порывшись в словарях, друзья выудили оттуда латинское слово sonus — «звук», которое, по их мнению, идеально отражало направление деятельности фирмы. Слегка модернизировав его, Морита и Ибука придумали слово sony, которому и суждено было стать международным именем компании.

Современный логотип Sony был утвержден в 1973 году

Современный логотип Sony был утвержден в 1973 году

Первые логотипы Sony, появившиеся на радиоприемниках в 1955-м, представляли собой надпись, выполненную динамично наклоненным шрифтом. Через два года шрифт заменили на более спокойный и читаемый, и с тех пор в начертании слова Sony менялась лишь толщина букв. Последний вариант логотипа, который мы сейчас видим на продукции Sony, был утвержден в 1973 году.

Впервые неоновая реклама Sony появилась в токийском районе Гинза в 1960-х годах

Впервые неоновая реклама Sony появилась в токийском районе Гинза в 1960-х годах

Привычка удивлять

В 1968 году Sony учредила свою первую дочернюю компанию за рубежом — Sony UK Ltd. в Великобритании, в 1971-м представила первую в мире профессиональную кассетную систему звукозаписи, а в 1972-м получила свою первую (из пятнадцати последующих) музыкальную премию Emmy. О японской корпорации заговорили, в причинах ее успеха стали разбираться как конкуренты, так и студенты факультетов менеджмента и маркетинга крупнейших университетов.

Акио Морита представляет очередной мини-телевизор Sony, 1960-е годы

Акио Морита представляет очередной мини-телевизор Sony, 1960-е годы

Масару Ибука и Акио Морита во время празднования 50-летия основания Sony, 1996 год

Масару Ибука и Акио Морита во время празднования 50-летия основания Sony, 1996 год

Сам же Акио Морита основными предпосылками для столь динамичного развития называл постоянное стремление выбирать крупные цели и ставить амбициозные научно-технические задачи. В своей книге «Сделано в Японии» он приводит простую схему такой тактики: «Сцена 1: на рынке еще отсутствует ныне всем знакомый продукт (транзисторный радиоприемник, переносной телевизор, бытовой видеомагнитофон). Сцена 2: специалисты утверждают, что такой товар никому не нужен. Зачем делать маленький приемник, если у большого звук лучше? Зачем нужен телевизор с малым экраном в больших комнатах американских домов? Кому понадобится видеомагнитофон при изобилии интересных и разнообразных передач, идущих по многочисленным телепрограммам?»

«Сцена 3: лидер фирмы четко объясняет философию новинки — транзисторный приемник последует за хозяином в любое место; Walkman, первый в мире карманный аудиоплеер, заменит грохот и шум большого города той музыкальной средой, которую вы выбрали сами; видеомагнитофон ликвидирует тиранию телекомпаний, заставляющих всех смотреть передачи только в то время, когда они транслируются. Сцена 4: инженеры Sony берутся за дело и решают сложную задачу, производственники обеспечивают безупречное качество, а отделы сбыта — оглушительный рыночный успех новинки».

Компания Sony не раз представляла передовые форматы видеозаписи. Во многом благодаря ей появилось такое понятие, как «видео с высоким разрешением»

От видео к фото

Применяя описанную Моритой тактику, к середине 1970-х Sony cтала крупнейшим мировым производителем разнообразной электроники, от мелкой бытовой техники до компьютеров и профессиональных стереосистем. Не в последнюю очередь благодаря Sony стали активно развиваться видеотехнологии, практически полностью вытеснившие кинокамеры с любительского рынка. А разработанные компанией системы видеозаписи с высоким разрешением оказали значительное влияние даже на кинематограф. Однако компания долгое время не обращала внимание на еще один прибыльный сегмент рынка — производство и продажу любительской фототехники. Это упущение было ликвидировано в 1981 году, когда Sony cовершила не просто прорыв на рынок, а настоящий переворот в фототехнике, представив цифровую зеркальную камеру Mavica (сокращение от Magnetic Video Camera), с появления которой и принято отсчитывать историю современной цифровой фотографии. За регистрацию изображения в этом аппарате отвечал CCD-cенсор размером 10 х 12 мм, в котором умещалось 0,28 мегапикселей. Сформированные матрицей изображения сохранялись в аналоговом NTSC-видеоформате на специальном гибком магнитном диске, напоминавшем современные floppy-диски. Диск был перезаписываемым, на нем умещалось до 50 кадров, оставалось и место для звуковых комментариев.

Sony Mavica, 1981 год

Sony Mavica, 1981 год

Технически Mavica являлась продолжением линейки телевизионных видеокамер Sony на основе ССD-матриц, просто результатом ее работы был не видеопоток, а статичные картинки, стоп-кадры, которые можно было просматривать на экране телевизора или монитора. В остальном Mavica была полноценной зеркалкой с привычным видоискателем и оригинальным байонетом под сменные объективы, представленные одновременно с камерой: 25 мм f/2, 50 мм f/1.4 и зум 16–65 мм f/1.4.

Sony ProMavica MVC-2000 поставлялась только на заказ в комплекте со специальным дисководом

Sony ProMavica MVC-2000 поставлялась только на заказ в комплекте со специальным дисководом

Наделав много шуму и записавшись в пионеры цифровой фотографии, Sony успокоилась и забыла о зеркальных фотоаппаратах на двадцать с лишним лет. В 1986 году фирма представила большую камеру ProMavica MVC-2000, оснащенную 0,38-мегапиксельным CCD-сенсором с диагональю 2/3 дюйма и великолепным несменным зум-объективом 48–288 мм с постоянной светосилой f/1.4. Модель лишилась зеркала и пентапризмы, а ее конструкция, да и внешний вид, стали еще больше напоминать видеокамеру — однако это все-таки был фотоаппарат, способный отрабатывать выдержки в диапазоне от 1/15 до 1/1000 с. К камере прилагался специальный портативный дисковод для магнитных дисков, облегчающий просмотр сделанных снимков на экране телевизора. Это очень интересная для своего времени модель стоимостью $3395 так и не поступила в широкую продажу, а поставлялась лишь на заказ в качестве пробного камня, с помощью которого предполагалось изучить спрос на подобные устройства.

Sony Mavica MVC-C1 и Сanon RC-250 XapShot, 1988 год

Sony Mavica MVC-C1 и Сanon RC-250 XapShot, 1988 год

Спрос был невелик, и специалисты Sony, полагая, что время профессиональных цифровых фотоаппаратов еще не пришло, сконцентрировались на разработке более простой и дешевой потребительской модели. Результатом их усилий стало появление в 1988 году сразу двух моделей — Mavica MVC-C1 Personal Camera и MVC-A10 Sound Mavica стоимостью $230 и $350 соответственно. Обе камеры оснащались матрицами в 2/3 дюйма с разрешением 0,28 Мп и светосильными объективами с фокусным расстоянием 15 мм. Снимать можно было только при значении светочувствительности 80 ISO в диапазоне выдержек от 1/60 до 1/500 с. На магнитный диск можно было записать 25 фотографий, а модель MVC-A10 Sound Mavica к каждому снимку позволяла записать еще и десятисекундный комментарий. Камеры получились вполне жизнеспособными, но отнюдь не революционными: в том же году схожие по функциям и даже дизайну серийные модели выпустили компании Canon и Konica, а Pentax представил прототип очень похожей камеры EI.

Оптика Carl Zeiss cтояла уже на первом Cyber-shot, появившемся в 1996 году

Оптика Carl Zeiss cтояла уже на первом Cyber-shot, появившемся в 1996 году

Киберснимки

В 1996 году Sony выпустила цифровую фотокамеру весьма любопытной конструкции: модуль со встроенной вспышкой и 35-миллиметровым объективом мог поворачиваться на 180 градусов относительно основного корпуса. Это был аппарат абсолютно новой электронной формации, что подчеркивало его название — Sony Cyber-shot F1. Cнимки с разрешением 640 х 480 пикселей записывались уже не на магнитный диск, а на миниатюрную карту памяти — и главное, их можно было сразу просмотреть на 1,8-дюймовом дисплее и, если какие-то из них не понравились, тут же удалить. Эта модель стала родоначальницей знаменитого семейства камер Cyber-shot, благодаря которым компания Sony через несколько лет оказалась в числе лидеров рынка любительской фототехники.

2-мегапиксельная камера Cyber-shot F505 необычной конструкции стала прародительницей всех последующих «псевдозеркалок» Sony, вплоть до модели Cyber-shot R1

В 1999 году появилась серьезная модель Cyber-shot F505, у которой довольно внушительный по размерам зум-объектив Vario-Sonnar от Carl Zeiss мог двигаться вниз или вверх относительно корпуса камеры. Эволюцией этого отнюдь не компактного фотоаппарата можно в какой-то степени считать все последующие «псевдозеркалки» фирмы, вплоть до 10-мегапиксельной Cyber-shot R1, выпущенной в 2005 году. Все ждали от компании, освоившей производство столь серьезных аппаратов, следующего шага — выпуска полноценной цифровой зеркальной камеры. Но предпосылкой к этому важному этапу в истории Sony послужило событие, в прямом смысле слова потрясшее весь фотомир: в феврале 2006-го компания KonicaMinolta объявила о своем уходе с фоторынка. Надо сказать, что компании Konica и Minolta, объединившиеся только в 2003 году, считались корифеями японского фотопроизводства. Первая стала выпускать форматные камеры на Японских островах еще в XIX веке, вторая начинала с разработки среднеформатных фотосистем, аналогов немецких Rolleiflex, в 1920-х. Позже Konica сконцентрировалась на выпуске дальномерных камер, фотопленки, бумаги и систем фотопечати, тогда как Minolta активно включилась в производство зеркальных фотоаппаратов и оптики, завоевав доверие не только любителей, но и профессиональных фотографов во всем мире. А в начале 2006 года уже объединенная компания KonicaMinolta вдруг неожиданно объявляет о свертывании фотопроизводства и передаче всех технологических наработок в этой области корпорации Sony! Последнее дополнение как-то потерялось на фоне шока, испытанного многочисленными приверженцами фотосистемы Minolta. А ведь это известие означало одно: очень скоро им придется потратить немалые суммы, чтобы перейти на другую систему.

Но не успело пройти всеобщее изумление, как в июне этого же года Sony представила свою 10-мегапиксельную любительскую зеркальную камеру А100, а спустя полтора года выпустила и полупрофессиональную модель А700. В характерном угловатом дизайне и обилии разнообразных механических узлов управления новых зеркалок чувствовалось наследие Minolta. В остальном же камеры получились отнюдь не консервативными: инженеры начинили их современнейшими электронными системами, позволявшими вести успешную борьбу за самого требовательного потребителя на полях рыночных сражений. Одновременно с камерами, которые унаследовали от Minolta и тип байонета, было представлено несколько зум-объективов Sony, а также целый парк высококлассной оптики Carl Zeiss, легендарного немецкого концерна, с которым японская корпорация тесно сотрудничает с 1995 года. Сегодня Sony с завидной регулярностью выпускает на рынок разнообразные цифровые камеры — от изящных компактных моделей до полупрофессиональных зеркальных аппаратов — и вот-вот примерит на себя лавры самого плодовитого и энергичного фотопроизводителя в мире.

Дата публикации: 21.01.2010
Комментировать
User
Данил Литвинцев

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus