«Протянул ирис листья к братику своему. Зеркало реки». Это хайку знаменитого японского поэта XVII века Мацуо Басё удивительно напоминает философию макрофотографии. «Будь внимательнее, — писал Басё, — цветы пастушьей сумки на тебя глядят». Макрофотосъемка — это не просто дар в малом видеть большое, а своего рода философия жизни. Философия, позволяющая разглядеть в приятном пустячке одну из вечных истин, а в скромной детали — произведение искусства.
Макрофотографией принято называть съемку объектов, сопоставимых по величине с размером кадра пленки (сенсора) или значительно меньше его. Макросъемка ничем не отличается от обычной: здесь нужно точно так же навести резкость, замерить экспозицию, выставить диафрагму и выдержку. Предтечами макрофотосъемки можно считать мастеров фотографии с особым, неповторимым видением мира, к примеру уроженца Тулузы Жана Дьезеда. В зените своей славы Дьезед был личным фотографом Шарля де Голля, работал с Сальвадором Дали и даже сконструировал камеру, которая позволяла фотографировать под водой и могла запечатлеть самых крошечных обитателей подводных глубин.
Поклонники восхищались увлеченной и динамичной натурой гениального тулузца и его страстью к эпатажу. Но гений Дьезеда состоял в удивительном умении видеть скрытую поэзию в предметах, которых не замечали менее внимательные люди. «Герои» его лучших снимков — вещи неодушевленные и весьма скромных размеров: тряпки, шляпы, перчатки, сковородки («Шляпа моего отца», «Зеркальная сковородка», «Перчатка»). От съемок небольших предметов Дьезед пришел к идее макрофотографии. Он снимал потрескавшийся асфальт на дороге, капли воды и граненое стекло. Эти фотографии были опубликованы в отдельной книге под названием «Мои приключения со смолой».
Другим художником, самим своим творчеством обосновавшим необходимость возникновения жанра макрофотографии, был Йозеф Судек. Слава пришла к нему, когда фотографу было далеко за шестьдесят. День за днем Судек увековечивал пражские улицы, капли дождя, трепетавшие на окне его мастерской, тени ветвей, расчертивших парковые дорожки, где каждое дерево вело свою тему в оркестре окружающего мира. Судек слышал эту симфонию.
Судека называли Великим гармонизатором. Он находил гармонию в обыденности, в случайном совпадении привычных предметов. На первый взгляд вокруг мастера был всего лишь хаос холостяцкого жилища: будильник, вазочка, мятая бумага, распечатанное письмо, яичная скорлупа, пачка сигарет… Только глаз художника увидел красоту в нагромождении простых вещей. И сегодня, смотря на фотографии Судека, мы чувствуем, как прекрасен этот беспорядок в мастерской, оживленный мягким боковым светом из молчаливого окна.
Старая Прага стала съемочным павильоном Судека. Фотограф сосредоточился на жизни вещей. Он мог сутками фотографировать камни и цветы, слушая мелодии, доносившиеся из распахнутого окна ателье. Любимые пластинки, старый граммофон… К музыке Судек был неравнодушен всю жизнь и даже измерял экспозицию снимков временем звучания того или иного произведения Вивальди. Светописью мастер передавал музыку вещей.
Помните тургеневского Базарова, сомневавшегося в существовании загадочного женского взгляда и рекомендовавшего Аркадию Кирсанову заняться изучением анатомии глаза? Евгений Васильевич Базаров, конечно, фотографией не увлекался, хотя и был современником Ньепса и Дагера. Но живи Базаров в наше время, он не преминул бы запечатлеть при помощи макрофотосъемки этот самый глаз, чтобы выяснить, откуда же мог появиться пресловутый загадочный взгляд любимой. Одно из направлений макрофотосъемки — научная и техническая макрофотография — и занимается подобными вещами. Криминалистика и ювелирное дело, оптика и микромеханика — эти отрасли науки не могут обойтись без макрофотографии.
Техническая и научная фотография может быть элементом исследовательского процесса или иллюстрацией к нему. Не обойтись без макросъемки и при изучении, скажем, энтомологии. Можно с уверенностью сказать, что большинство ученых, работающих в этой научной области, — талантливые фотографы. С 1950–60-х годов известен и такой жанр макрофотографии, как макронатюрморт. Чтобы понять особенности этого направления макрофотографии, достаточно вспомнить, что натюрморт как направление живописи появился в Голландии в XVII веке, когда вещи превратились в героев, со своим характером, философией, чувством юмора. Натюрморт — это соединение мира реального и мира символического: некий главный объект или объекты, «вырванные» из повседневного окружения, интересны тем, что расширяют наши представления о символике каждой вещи, наполняют привычные детали бытия иным, подчас потусторонним смыслом.
Микроландшафт как жанр макрофотографии в большинстве случаев строится на основе некоего главного объекта и достаточно информативного фона. При этом главный объект сам по себе не столь интересен. И объект, и ландшафт не самодостаточны, но вместе создают законченное и гармоничное изображение. В развитии принципа objet trouv? («обретенный предмет») проявился опыт художественного общения с предметами и поверхностями. Благодаря «новой вещественности» были подробно изучены способности фотографии изображать структуру поверхности объектов с максимальной точностью.
Фотосъемка искривленных отражающих поверхностей, а также искусственных и естественных фактур с использованием различных техник печати и фотомонтажа уже почти столетие увлекает фотографов. Макрофотография развивается параллельно с арт-фотографией и сюрреалистической фотографией. Арт-фотография бесконечно далека от реализма. Чем больше фантазии вкладывает автор в изображаемый объект, тем ближе он к жанру арт-фотографии. Внимание макрофотографов к милым пустячкам бытия соседствует с самыми безумными экспериментами.
Отечественная макрофотография восходит к европейским образцам этого жанра. Дмитрий Кондратьев, признанный мастер макрофотографии, на одном из своих мастер-классов сказал: «Фотографировать — это значит не сделать 10–20 кадров между купанием и изготовлением шашлыка. Фотографировать — это, стоя на коленях, встретить рассвет в пойме реки, внимательно наблюдая за изменением освещенности на покрытом росою соцветии осоки. После того, как солнце встало, переместиться в лес и на затененных участках до вечера искать интересные сюжеты». В макрофотографии нет дефицита сюжетов. Любая деталь максимально интересна художнику.
Не следует стремиться к максимальным увеличениям. Самая распространенная ошибка фотолюбителей — это стремление снять покрупнее. Экспериментируя в жанре макрофотографии, почувствуйте себя театральным режиссером, выстраивающим мизансцену. Масштаб съемки должен зависеть от сюжета, а не от возможностей вашей оптической системы.