Гаспар Феликс Турнашон родился в Париже 5 апреля 1820 года. После скоропостижной смерти отца юноше пришлось оставить учебу в медицинском институте в Лионе и заняться журналистикой. Будучи талантливым карикатуристом, Гаспар Феликс помещал в газеты небольшие статьи, которые сопровождал рисунками, подписанными псевдонимом Надар (фр. «юла»).
В начале 1840-х Надар переезжает в Париж, где продолжает печатать карикатуры, но уже в собственном журнале «Комическое обозрение». В таких рисунках, как, например, «Ливень из фотографов», Надар высмеивал новую моду на фотопортреты и умножение числа фотоателье, но вскоре сам открыл портретную фотомастерскую на улице Сен-Лазар, обогащаясь благодаря изобретению Ньепса.
Уже будучи фотографом, Надар продолжал иронизировать над новоиспеченными светописцами — его хрестоматийный снимок «Мим Дебюро изображает Пьеро, вздумавшего стать фотографом» (1854–55) явился достойной иллюстрацией к его словам «Всяк, кого на то хватало, как бы он ни звался и кем бы ни хотел считаться, открывал свою фотографию».
Выдающийся портретист и не только
Портреты парижской богемы, знаменитых ученых, видных политических деятелей и даже самих императоров, созданные Надаром в его новой студии на бульваре Капуцинов, стали лучшими произведениями жанра в XIX веке. Надару одинаково хорошо удавалась как композиция, так и передача психологических состояний модели. Более того, сфотографировав портрет Мари Лоран со спины, Надар показал тем самым, что в светописи значимым является не сюжет, а точка зрения фотографа.
Широкой натуре Надара было тесно в рамках одного только портретного жанра, к которому он охладел в 1860-х годах. В это время он страстно увлекся воздухоплаванием и стал одним из первых, кто сделал фотографии с воздушного шара. Первые эксперименты аэрофотосъемки сопровождались множеством затруднений, которые Надар описал в своих «Воспоминаниях одного великана» в 1864 году: «Самое большое и, может быть, единственное по-настоящему значимое препятствие на пути к успеху — эта самая аэростатическая материя, с которой мне по необходимости приходится работать. Ярмарочные воздушные шары, которыми я пользовался, порочны, но совсем иначе: их обустройство и стоило дорого, да и было мне запрещено, но эти баллоны, слишком узкие у основания, изрыгали на мои кюветы волны сероводорода — и это заставляло фотографа подпрыгивать в воздухе от мысли о том, что сотворит этот проклятый газ с йодистыми соединениями и прочим фотохозяйством». Вскоре Надар добился успеха и запатентовал идею фотографирования с воздушного шара земной поверхности для нужд картографии и наблюдения за территорией.
Первое фотоинтервью
Надар оставил свой след даже в репортажной фотографии: в 1861 году он спустился в «Царство мертвых» — парижские катакомбы, протянувшиеся на 330 км под землей в самом центре города. Впервые воспользовавшись электрическим освещением, фотограф запечатлел груды человеческих костей — жуткое напоминание о прошлом.
Надар был первооткрывателем во многих областях, но все-таки самые важные его достижения относятся к фотографии. В 1886 году он изобрел жанр фотоинтервью, которым продолжал заниматься до конца 1890-х. Первое фотоинтервью «Искусство жить 100 лет» запечатлело 100-летнего химика Шевреля в серии фотографий, сопровождающихся подписями с репликами героя фоторепортажа.
В 1955 году, спустя 45 лет после смерти выдающегося светописца, во Франции была учреждена премия в области фотографии имени Надара.