Вверх
9be5ec1d 1ba3 4e6d 85c2 f99847eda126

Жанровые калотипы Фокса Толбота – первые в истории фотографии с продуманным сюжетом

Дата публикации: 09.10.2009
Жанровые калотипы Фокса Толбота – первые в истории фотографии с продуманным сюжетом

Фокс Толбот со своими ассистентами за работой, 1845

Имя Вильяма Генри Фокса Толбота известно всем, кто когда-либо серьезно увлекался фотографией. Замечательный ученый, изобретатель, выпускник кембриджского университета стоял у самых истоков возникновения светописи.

В 1823 году во время своего первого путешествия по Италии Толбот пользовался камерой-обскурой для зарисовки пейзажей с натуры. Он искренне восхищался красотами чужой страны и, наблюдая за повседневной жизнью иностранцев, мечтал запечатлеть все увиденное, не имея современных возможностей для съемки в путешествии. Изобретатель не планировал заниматься каким-то определенным жанром, такого понятия, как жанровая фотография, тогда просто не существовало. Однако в его знаменитом альбоме калотипов «Карандаш природы» (1844–1846) есть снимок «Приставная лестница», на котором четко просматривается бытовой сюжет, характерный для жанрового снимка.

Любопытно отметить, что сам Фокс Толбот стал участником следующего снимка. На фотографии мы видим одну из самых первых домашних фотолабораторий, в которой кипит работа: ассистенты Толбота изготавливают фоторепродукции и печатают фотографии, а Толбот снимает сидящего в кресле клиента.

Характерная особенность всех фотоизображений того времени — отсутствие динамики в кадре — следовала из того, что экспозиция светочувствительной поверхности длилась несколько минут. Сфотографировать человека в движении было невозможно. Рассмотрим портрет лакея — фото Толбота, сделанное в 1840 году при выдержке 3 минуты (что такое выдержка, читайте здесь). Каждая мелочь: перчатки на руках, гостеприимно открытая дверца кареты, мимика лакея, дорога и растения на заднем плане — все это составляет определенный сюжет, который на современных фотографиях был бы дополнен динамикой и эмоциональной окраской. Однако даже на данном этапе присутствует основной принцип, по которому можно говорить, что это первая жанровая фотография — принцип документальности.

z
«Приставная лестница» из альбома «Карандаш природы», 1844–1846.

«Приставная лестница» из альбома «Карандаш природы», 1844–1846.

Портрет лакея, 1840 год, выдержка 3 минуты

Портрет лакея, 1840 год, выдержка 3 минуты

Дата публикации: 09.10.2009
Комментировать
User
Вера Илясова

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus