Вверх
  • История, применение и принцип действия камеры-обскуры
  • Жозеф Нисефор Ньепс — он сделал первые в мире фотографии
  • Зарождение фотографии — вклад Луи Жака Дагера
  • История оптики Pentax: байонетные объективы
  • Рождение человековещи. Китайский фотоавангард
  • История компании Ricoh: оригинальный подход к фотоотехнике
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

История оптики Pentax: байонетные объективы

Обсудить

Вторая часть статьи посвящена объективам с байонетным креплением К. Про объективы Pentax с резьбовым креплением можно прочитать в первой части статьи.

В 1974 году миру был представлен ключевой элемент системы Pentax — байонет K, пришедший на смену резьбовому креплению объектива. Трехлепестковая конструкция позволяла установить или снять объектив одним движением, повернув его на 70˚ относительно корпуса фотоаппарата. Вместе с новым байонетом пришли и новые объективы. Однако это не означало, что старые объективы с резьбовым креплением можно было выбросить в мусорное ведро. И по сей день их использование возможно благодаря применению специального переходника. Надо заметить, что байонет K обеспечил максимальную преемственность поколений: даже новейшие цифрозеркалки от Pentax могут работать со всеми объективами, выпущенными Pentax начиная с 1974 года.

Современный модельный ряд автофокусной оптики SMC Pentax
Современный модельный ряд автофокусной оптики SMC Pentax
z
Переходное кольцо М42-байонет К

Переходное кольцо М42-байонет К

За более чем 30-летнюю историю байонета K его конструкция существенно изменилась, прежними остались лишь типоразмеры крепления. Первые экземпляры объективов под новый байонет имели два основных преимущества: возможность быстрой замены и автоматический блок диафрагмы. В 1981 году Pentax начинает внедрять систему автофокуса. В конструкции объектива и байонета появляется электронная контактная группа, которая должна обеспечивать общение «линзы» с «тушкой». В первых образцах мотор автофокуса устанавливался непосредственно в объективе. Из-за крупных размеров мотор придавал фототехнике устрашающий вид, но в последующих моделях его удалось разместить в самом корпусе аппарата. Объективы при этом сохраняли привычный внешний вид и изящество (чему компания всегда уделяла особое внимание). Появление ультразвуковых моторов фокусировки вновь изменило положение вещей: такие моторчики благодаря их малым размерам удалось уместить в объективе, а рядом с байонетом появилась новая контактная группа, которая позволила сохранить преемственность форматов крепления. Прямая обязанность ультразвукового мотора в объективах Pentax — обеспечивать мгновенную, точную и бесшумную фокусировку.

z
Pentax ME-F. В первых образцах мотор автофокуса устанавливался непосредственно в объективе. Из-за крупных размеров мотор придавал фототехнике устрашающий вид. © <a href="http://flickr.com/photos/16822508@N05/">skagman</a>

Pentax ME-F. В первых образцах мотор автофокуса устанавливался непосредственно в объективе. Из-за крупных размеров мотор придавал фототехнике устрашающий вид. © skagman

С появлением электронной связи между объективом и камерой открылись новые горизонты для облегчения и совершенствования процесса съемки. От объектива камера получала информацию о максимальном и минимальном значениях диафрагмы. Позднее камера также стала получать информацию о выбранном фокусном расстоянии, удаленности объекта съемки и типе объектива. Все эти данные помогали электронике в камере наиболее точно определить экспопару. Некоторые последние объективы предоставляют также информацию о частотно-контрастной характеристике (MTF).

В настоящее время модельный ряд объективов Pentax включает все наиболее востребованные типы объективов. Среди них есть и бюджетные модели для начинающих, и более дорогие для опытных любителей и профессионалов.

Объектив SMC Pentax DA* 60-250mm f/4 ED IF SDM

Объектив SMC Pentax DA* 60-250mm f/4 ED IF SDM

Основной серией являются объективы с маркировкой DA, разработанные специально для цифровых камер с размером матрицы 23,5х15,7 мм (APS-C). Все объективы отличаются высоким качеством проецируемого изображения. Даже штатный объектив Pentax SMC DA 18-55mm f/3.5-5.6 дает картинку сочнее и четче, чем некоторые более дорогие объективы конкурентов. Кроме того, этот объектив комплектуется блендой со специальной заглушкой, открывающей доступ для вращения поляризационных и градиентных фильтров. Помимо универсального штатного, в серии присутствуют и портретные объективы с постоянным фокусным расстоянием, и широкоугольные зумы. Особого внимания заслуживает «рыбий глаз» SMC Pentax Fish Eye DA 10-17мм f/3.5-4.5 ED (IF) с применением элементов из низкодисперсного стекла. Это единственная модель сверхширокоугольного зум-объектива от именитого производителя, не имеющая аналогов у конкурентов.

Объектив SMC Pentax Fish Eye DA 10-17мм f/3.5-4.5 ED (IF)

Объектив SMC Pentax Fish Eye DA 10-17мм f/3.5-4.5 ED (IF)

Объектив SMC Pentax DA 18-55mm f/3.5-5.6

Объектив SMC Pentax DA 18-55mm f/3.5-5.6

Как известно, наиболее распространенными объективами для повседневной съемки исторически являются так называемые полтинники — объективы с фокусным расстоянием 50 мм. Сфера их применения очень широка. Однако серия Limited, объединяющая «фиксы» с непревзойденным творческим потенциалом, лишена подобной модели. «Лимы» (так среди пентаксистов называют объективы этой серии) будто выходят за рамки стандартного взгляда на творческий объектив. И в этом есть своя прелесть. Главной особенностью серии является малый размер объективов. Этого удалось добиться благодаря специальной оптической схеме, которая помимо прочего дает интересный неповторимый рисунок. Во время теста камеры Pentax K20D у нас в редакции побывал объектив 40mm f/2.8 типа «блинчик» (такое название обусловлено сверхплоским дизайном). Модель продемонстрировала отличную резкость по всему полю кадра, приятные глазу контраст и насыщенность и мягкую передачу тонов. Стоит упомянуть, что в серию входят объективы с разными фокусными расстояниями — от широкоугольных (SMC Pentax DA 21mm f/3.2 AL Limited) до средних теле-объективов (SMC Pentax FA 77 f/1.8 Limited).

Объектив SMC Pentax DA 21mm f/3.2 AL Limited

Объектив SMC Pentax DA 21mm f/3.2 AL Limited

Объектив SMC Pentax DA* 55mm f/1.4 SDM

Объектив SMC Pentax DA* 55mm f/1.4 SDM

Наверное, самой яркой и неоднозначной моделью серии Limited является объектив SMC Pentax FA 43мм f/1.9 Limited. Этот объектив очень хвалят, но и ругают довольно громко — мнения резко противоположные. На открытой диафрагме он дает не самые выдающиеся результаты. Картинка получается слегка мягкой, что ограничивает использование линзы в качестве портретного варианта. Однако с прикрытой диафрагмой от 2.8 до 11 объектив демонстрирует на пленке более 100 lp/mm (согласно данным журнала Popular Photography, США), что превышает аналогичные показатели у Zeiss Contax 50/1.4 и Leica 50/1.4. При этом характер размытия фона меняется в зависимости от условий освещения и характера заднего плана, становясь то более жестким, то удивительно мягким и пластичным, с насыщенными, но точными тональными переходами. Такое неоднозначное поведение предоставляет широкие возможности фотохудожнику, работающему не просто с объектом, но и с цветом, светом.

Объектив SMC Pentax FA 43мм f/1.9 Limited

Объектив SMC Pentax FA 43мм f/1.9 Limited

История оптики Pentax: байонетные объективы

Квинтэссенцией почти вековых традиций объективостроения стала серия DA STAR. Модельный ряд DA* состоит из различных объективов как с фиксированным, так и с переменным фокусным расстоянием, объединенных непревзойденным качеством исполнения и совершенством оптической схемы. Многолетний опыт компании Pentax воплотился в серии объективов профессионального уровня, позволяющих опытным фотографам добиться исключительного результата независимо от условий съемки. Все модели серии являются пыле- и влагозащищенными. Светосильность объективов позволяет комфортно вести съемку в условиях плохой освещенности, а также добиваться художественного размытия фона. Для обеспечения точной и быстрой фокусировки модели серии DA* оснащаются ультразвуковыми приводами фокуса. Такие моторы помогают оперативно, плавно и бесшумно навестись на объект, а также предоставляют фотографу возможность вмешаться в процесс фокусировки вручную в любой момент. Благодаря применению особых сортов стекла с низким уровнем дисперсии объективы звездной серии дают резкую, чистую и яркую картинку, лишенную хроматических аберраций. Традиционное покрытие линз SMC дополнено покрытием SP (Super Protect), препятствующим загрязнению передней линзы и позволяющим легко и быстро устранить жирные пятна и пыль. В серию входят объективы как с традиционным набором фокусных расстояний, например «штатник» SMC Pentax DA* 16-50мм f/2.8 ED AL [IF] SDM, так и уникальная по своим характеристикам модель SMC Pentax DA* 60-250mm f/4 ED [IF] SDM, универсальный телеобъектив с постоянной светосилой. Не обошлось и без почти классического «полтинника» SMC Pentax DA* 55mm f/1.4 SDM. Среди прочих его выделяет специальное просветляющее покрытие поверхностей линз Pentax Aero Bright Coating (ABC), созданное на основе материалов silica aero gel.

Объектив SMC Pentax DA* 16-50мм f/2.8 ED AL IF SDM

Объектив SMC Pentax DA* 16-50мм f/2.8 ED AL IF SDM

Объектив SMC Pentax DA* 50-135мм f/2.8 ED IF SDM

Объектив SMC Pentax DA* 50-135мм f/2.8 ED IF SDM

Заключение

Одной скромной обзорной статьи недостаточно, для того чтобы описать хотя бы малую часть особенностей объективов Pentax. Приятно отметить то, что компания регулярно и довольно часто обновляет и пополняет свой модельный ряд, радуя нас передовыми технологиями и нестандартными решениями. Огромным плюсом для фотолюбителей является исключительная совместимость моделей различных лет, позволяющая использовать старую пленочную оптику даже на самых последних моделях цифровых фотокамер.

Отличительной особенностью объективов Pentax на протяжении многих лет является высокий художественный потенциал. Но не будем забывать, что еще больший творческий потенциал заложен не в фототехнике, а в нас самих. Фотографию создает фотограф, а техника лишь помогает ему в этом. Удачных вам снимков с объективами Pentax!


Опубликовано: 09.10.2009

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Владислав Бельченко
Опубликовано 09.10.2009
Vitaly Uglov, 2016-12-17T16:17:25

На собственной свадьбе был фотограф с полнокадровым Canon и L-объективом, ну а я свой К200 и кит-объектив поручил другу. Так вот, мой простенький аппарат выдавал картинку живее! Фотографии напоминали слайды Kodak VS100. Я как-то раньше это не замечал пока не сравнил. Санон-же выдавал суховатую резкую цифровую картинку. Так что в статье все точно сказано.

Vlad, 2013-12-07T00:46:12

Очень интересно! Спасибо за информацию!

Vladishe1, 2011-07-31T19:01:28

Очень интересная информация. Донецк

Йок, 2011-04-13T11:01:40

Все объективы Pentax (а старые носили имя Takumar) совместимы как с новыми так и со старыми фотоаппаратами. С учетом естественных ограничений (резьбовые объективы можно поставить на байонетные камеры с переходником, наоборот - нельзя, неавтофокусный объектив или камера само собой делает пару объектив-камера неавтофокусной и т.п. и некоторые не очевидные ограничения имеются)
То есть с точки зрения совместимости - маркировка маловущественна.
EF - это маркировка Canon - это название современного байонета полнокадровых Canon.
DA - объектив эпохи цифрового фото. В целом - неважно, ибо нецифровые объективы прекрасно работают с цифровыми камерами и наоборот. Такого ограничения как у Canon с несовместимостью - у Petax нету. У DA - управление диафрагмой возможно только автоматикой или с камеры, что неудобно на НЕКОТОРЫХ ПЛЕНОЧНЫХ моделях фотоаппаратов, для цифровых фотоаппаратов - ограничений нет.
AL, SMC - технологии изготовления линз. Типа намекают что круто.
Но самые существенные маркировки такие:
Limited - объективы для фотогурманов типа. Фактически просто качественные объективы-фиксы, некоторые модели - с ОЧЕНЬ интересным рисунком.
* - объективы для профи. Фактически объективы с правильным изображением. Для тех, кто предпочитает менее художественный, зато формально более качественный рисунок.
WR - пылевлагозащита.
J - упрощенная дешевая модификация объектива, должна стоить копейки.
SDM - с встроенным мотором автофокусировки. Некоторые модели - не позволяют без этого мотора фокусироваться, некоторые модели - способны работать как с мотором SDM так и с мотором автофокуса камеры.
PZ - было всего пара-тройка моделей. Зум с электрическим приводом.
FA - с автофокусом.
F - с автофокусом
K, M (без FA, F, D-FA) - без автофокуса
D-FA - и для пленочной и для цифровой фототехники. На самом деле это непонятно что означает, ибо и DA - которая для цифровой, все же подходит и для пленочной.
IF - "внутренняя фокусировка" - при фокусировке объектив не выдвигается. Удобно для съемки "макро".

Mike, 2010-06-01T15:18:22

Мне лично было бы интересно узнать, что значат буквы в названиях объективов, например DA, EF AL IF... Так как я не знаком с пентаксом вообще, но интересуюсь. Вот подумываю про переход с Кенона на Пентакс.

Андрей Веретенников, 2010-02-24T02:01:02

Хорошая и познавательная статейка. Особенно для тех, кто только начинает интересоваться фотографией и ее историей. Актуальна статья и в свете мифов о брендах и качестве, законодателях и монстрах фотоиндустрии. Написано без предвзятости и пафоса. Рекомендовал эту статью всем своим студентам, изучающим фотографию. Спасибо авторам!

epema, 2009-12-14T18:46:19

Не понимаю, за что вы прицепились к этой статье... Если делать действительно обзор оптики, то это будет книжка немаленького объема и боюсь даже не в одном томе.
А так статья носит чисто познавательный характер, кто-то прочитает, что-то кого-то заинтересует - пойдет для себя найдет более подробную информацию... А кто-то захочет поделится своим опытом и дополнить статью.
Это же все-таки журнал, а не энциклопедия.
Думаю, даже если усложнить статью более подробным разбором оптики с использованием исключительно терминалогии, многих бы читателей статья отпугнула.

Дмитрий Башков, 2009-03-04T23:59:12

Дискуссия вроде как не о метрах, а о статье, которая не несет полезной информации

Владислав Бельченко, 2009-03-04T23:33:34

ну-ну-ну-ну-ну. предлагаю закончить на этом месте дискуссию. потому как не по теме более. фактами поделились, мнениями тоже. сравнивать лимы предлагаю на форуме пентаклуба, а пафосные дискуссии о метрах - удел фотосайта.

Дмитрий Башков, 2009-03-04T23:25:18

Георгий, это я перепутал Тамрон с Токиной, конечно. Речь шла о том, что Пентакс - это пермаркированная Токина (а не наоборот). Ни о какой преемственности технологий в таком случае не может идти речи.

Что касается 43 и 31 Лимов, то давайте не будем голословными. У меня относительно этих объективов мнение диаметрально противоположное - давайте рассматривать в таком случае конкретные примеры (снимки). Одно дело, когда своими субъективными ощущениями делится призанный всеми метр (тогда действительно можно ограничиться словесными описаниями), другое дело - когда это делаем мы с Вами

Jouris, 2009-03-04T19:23:39

Позвольте и мне немного вмешаться в ваш спор и поправить некоторые неточности.

SMC Pentax DA* 16-50мм f/2.8 ED AL IF SDM не имеет аналогов у Tamron. Но он очень похож (позвольте мне такую формулировку) на Tokina AT-X 165 PRO DX AF 16-50 mm f/2.8. И это вполне логично: Tokina входит в один концерн с Hoya, которой в свою очередь принадлежит бренд Pentax. Так что насчет этого объектива мы сводим на спор к классическому "что было раньше - курица или яйцо". Не нам разбираться в хитросплетении капиталов (и разработок) японских компаний. Факт остается фактом - похожие модели есть у Pentax и Tokina. Объектив получился очень и очень хорошим! Это я пишу свое субъективное мнение, подкрепленное не одним месяцем использования.

Полтинники были штатными объективами для узкого формата. Естественно, они крайне распространены и ИСТОРИЧЕСКИ до сих пор часто используются для повседневной съемки, как и много лет назад.

А теперь я бы хотел заострить свое внимание именно на 43-м лиме, так как этот объектив оставил у меня самое яркое впечатление за весь 2008 год. Нужно сказать, что за прошедший год через мои руки прошла почти вся линейка оптики Pentax. Снимал объективами и других производителей (например, у меня неплохой набор автофокусной оптики Minolta, включающий такие легенды, как 85/1,4, 80-200/2,8 HS APO G). Но ни одно стекло так не задело, как 43-й лим. Объектив имеет неповторимы рисунок, сильно зависящий от условий освещения и установленного значения диафрагмы. Это тонкий художественный инструмент, с которым нужно учиться работать. Результат порой может выходить непредсказуемый - как в одну, так и в другую сторону. На его фоне 31-й лим выглядит простым (хотя и резким) широкоугольником с довольно скучным (для его цены) рисунком. Я не хочу сказать ничего плохого об этой модели. Он хорош для пейзажа и для жанровой фотографии. Но в нем нет той изюминки, которая есть в 43-м лиме. Да и оптически он мне показался хуже.
Забавно, но автор статьи написал своими словами именно то, что и я почувствовал при съемке 43-м лимом.

Дмитрий Башков, 2009-03-04T02:47:05

Что-то у меня браузер глючит, половину фразу оборвал, ну да ладно ...

Дмитрий Башков, 2009-03-04T02:31:58

Владислав, меня статья как таковая не задевает. Мне не понравился только подход к обзору оптики, точнее - принцип подхода. Хотя, предполагаю, это не Ваша ошибка, а тех, кто "изобрел" такую тему. Полноценный исторический обзор оптики Пентакс даже на двух страницах обязан быть очень емким, каждое слово должно нести нагрузку - а этого нет, и потому статья открыта для критики дотошным читателям (вроде меня). Ну это как если бы вы пришли в столовку, попросили комплексный обед, а вам вместо него принесли тазик винегрета.

Впрочем, Вашей вины, повторюсь, тут нет - другие Ваши материалы на этом сайте весьма качественные

Хотя, с другой стороны, нет сомнений, что

Владислав Бельченко, 2009-03-04T00:55:15

Я только одного не могу понять. Почему Вас так лично задевает эта статья. Под многими другими материалами профотос в комментариях люди высказывали свое мнение и конструктивно дополняли рассказ своими знаниями и наблюдениями в спокойной форме. Возьмите хотя бы "Каждый охотник желает знать..." Там тоже достаточно общая статья, которую прекрасно раскрыли в комментариях и добавили жизненными наблюдениями, поделились опытом. Если Вам статья не нравится, я же не уговариваю Вас полюбить её. Просто поставьте 1 звездочку, как самую низшую оценку.

Теперь давайте вернемся непосредственно к материалу статьи.

В описании 43-его лима есть четкая ссылка на источник. Журнал Popular Photography. И следует у них спросить, как в одном и том же тесте у них получились описанные результаты. Поскольку тест нами лично не проводился, и мы не можем подтвердить или опровергнуть эту информацию, мы ссылаемся на конкретный источник. Тест восьмилетней давности. Впрочем, и 43-й - не новая модель. Почему выбран он? Потому что дает непредсказуемые результаты. И нравится далеко не всем, но этим он и интересен.

Вас не напрягает то, что машины под маркой Chevrolet выпускает Запорожский завод? Они от этого не становятся запорожцами, потому что сделаны по технологии. Нас в данном случае интересует именно "шильдик", потому что он маркирует качество, и покупателю не важно, на каком заводе произведен объектив.

А вот за исторический, спасибо. Возможно, здесь закралась опечатка. Подразумевалась не ПОВСЕДНЕВНАЯ, а ПОРТРЕТНАЯ съемка. Где-то здесь что-то напутали и не заметили.

И ещё маленький момент. Вы призываете серьезно увеличить объем предоставляемой информации в рамках одной статьи. Но даже такую легкую обзорную статью пришлось разбить на 2 части! Вы представляете себе объем, если бы мы начали расписывать схемы объективов? Это означает, что нужно про каждый тип объективов говорить отдельно, рассказывать, какие линзы за что отвечают, объяснять кучу терминов. Всё это безумно интересно, но явно не вписывается в рамки одной статьи. Тянет на целый цикл... Посмотрите, какой объем понадобился, чтобы выяснить ряд вопросов по данному малому материалу в комментариях!!! Я думаю, всему своё время, и когда-нибудь, мы сможем подробно описать и схемы устройства объективов, и модельный ряд лейки и контакса, и о среднеформатных системах поговорим. А пока вот такой скромный вклад.

Дмитрий Башков, 2009-03-04T00:14:18

Что значит не нравится и "ваше дело"? по-моему, это как раз Ваше дело. За пояснения относительно терминологии - спасибо, но это должно было быть в самой статье, я во всяком случае такое сочетание букв вижу первый раз.

Если у Вас нет точных данных относительно разрешения оптики - не пишите об этом, ведь это обзор, а не тест. А если пишите, то хотя бы названия объективов пишите правильно - только под маркой Contax существует несколько объективов Planar 50/1.4 (для дальномерок G-серии и для зеркалок). Количество оптики Leica 50/1.4 еще больше - есть объективы R-системы и несколько объективов М-системы, о каком речь?

///Квинтэссенцией почти вековых традиций объективостроения стала серия DA STAR.///
Как тогда быть с тем, что некоторые объективы "звездной" серии для Пентакса делает Тамрон? (///например «штатник» SMC Pentax DA* 16-50мм f/2.8 ED AL IF SDM///)

///Как известно, наиболее распространенными объективами для повседневной съемки ИСТОРИЧЕСКИ являются так называемые полтинники — объективы с фокусным расстоянием 50 мм///

(слово ИСТОРИЧЕСКИ явно лишнее, но это уже вопрос к редактору)

///Наверное, самой яркой и неоднозначной моделью серии Limited является объектив SMC Pentax FA 43мм f/1.9 Limited. ///

Странно, что вы сказали про 43-мм, а про объектив 31mm 1.8 Limited не сказали - а многим фотографам именно он кажется самым рульным у PENTAX. Опять же, вопрос к редактору

Владислав Бельченко, 2009-03-03T20:20:20

да, и ещё пара интересных моментов. терминами l/mm и lp/mm часто спекулируют, выдавая одно за другое. кроме того, не стоит забывать о том, что копии объективов в серии могут сильно отличаться. как в лучшую, так и в худшую сторону. а так как в тесте в большинстве случаев участвует только одна копия объектива, то нельзя выдавать полученные результаты за 100% истину. что называется, доверяй, но проверяй))) я скептически отношусь к цифирному выражению качества, предпочитаю смотреть на снимки. сравнивать объективы по техническим данным - это как мерить ЕГО линейкой. всё проверяется на деле;)

Владислав Бельченко, 2009-03-03T19:21:22

если вам не нравится статья - это ваше дело, но не надо запутывать читателя.
lp/mm расшифровывается как line pairs per millimeter. соответственно l/mm = 2xlp/mm. вот и считайте...

Дмитрий Башков, 2009-03-03T13:27:10

///Однако с прикрытой диафрагмой от 2.8 до 11 объектив демонстрирует на пленке более 100 lp/mm (согласно данным журнала Popular Photography, США), что превышает аналогичные показатели у Zeiss Contax 50/1.4 и Leica 50/1.4.///

Что такое lp/m? Может быть, имелось в виду lines per mm? Если так, то нужно писать правильно.

Насколько я помню, у Zeiss PLANAR Contax 50/1.4 разрешение достигает 120 линий, а у нового Цейсс Планара от Косины как гласит реклама - аж 300 линий на пленке.

В общем, еще одна статья на три с минусом

C1bb7c89 5cdd 4f3d ac9d 6af08f50b04d