Первое фотоателье появилось вскоре после изобретения дагеротипии. Популярности фотографирования вовсе не мешал тот факт, что ателье 40-х годов XIX века представляли собой тесные каморки под самыми кровлями. Зачастую потолок в них был застеклен и перекрывался регулируемыми шторами. Свет также проникал в помещение через боковые окна, расположенные на северной или северо-западной стороне дома. Искусственное освещение было редкостью вплоть до конца XIX века. Обстановка ранних ателье была крайне скупа.
Оборудование ателье
Главными и нередко единственными предметами интерьера являлись аппарат для съемки и стул или кресло с зажимом для головы, которое помогало клиенту некоторое время удерживать позу. По конструкции это был тяжелый штатив с подковообразным передвижным кронштейном, при помощи которого подпиралась голова клиента. Благодаря этому нехитрому приспособлению посетители часто сравнивали свои ощущения от посещения фотоателье с приемом в зубоврачебном кабинете. С начала 1850-х годов в арсенале каждого ателье появляется раскрашенный или разрисованный фон. Сюжеты не отличались разнообразием: квартира, обставленная в буржуазном стиле, сельский пейзаж, берег моря, крепостные стены средневековых замков. В композицию включались изображения зверей и растений.
К началу 60-х годов ситуация изменилась: центр коммерческой фотографии перемещается в Париж, численность ателье возрастает до колоссальных размеров (более 300 в Париже и около 200 в Лондоне), а невзрачные комнаты превращаются в шикарные «дворцы», нередко занимающие целое здание со светящейся в ночное время вывеской на фасаде. Иногда названия были соответствующими, как, например, «Фотографический храм искусств Фредрикса». Интерьеры изобиловали типичной для того времени роскошью: резные мраморные колонны, стены, драпированные роскошно расшитыми тканями, дорогие картины, мягкие ковры и клетки с заморскими птицами. Пространство всего ателье условно состояло из трех частей: обширная приемная для встречи клиентов, частная зона с офисом и будуаром для дам и, наконец, промышленное, рабочее пространство, где находились комната проявки и печати, кабинеты и складские помещения. Эта часть ателье была закрыта для посторонних глаз. Клиентам, ожидавшим своей очереди, предлагалось посмотреть альбом с образцами фирменной продукции. Дамы могли посетить библиотеку и картинную галерею, а мужчины — курительную и бильярдную. Владельцы ателье не скупились, нанимая для клиентов стилистов и парикмахеров. Фотографический успех зависел от капризов моды, местонахождения ателье и рекламы.
Особенности организации работы
Запросы и конкуренция требовали разделения труда, поэтому в крупных ателье производственный цикл строго делился на отдельные операции, которые выполняли наемные служащие. Так, например, в ателье Надара — типичном фотографическом учреждении для больших городов — работали 26 человек. Обязанности распределялись следующим образом: управлять ателье Надару помогал бельгийский фотограф Вальтер Дамри, Поль Надар ассистировал отцу, два помощника проявляли и закрепляли конечные отпечатки, четверо печатали и тонировали, далее следовали шесть ретушеров негативов, три мастера для ретуширования позитивных отпечатков, три женщины для оформления снимков и две для приема костюмов и содержания книг, четыре женщины и мужчины — прислуга. Были также управляющие и коммерческие агенты. Часто название ателье становилось торговой маркой и имело представительства или представителей в других странах. Для примера, фотограф Маунрой, работавший в Перу, гордился тем, что был «агентом Дома Надара в Париже» и ставил на лицевой стороне визитных карточек штамп с алой буквой N. Помимо империи Надара в Париже было множество известных ателье, носящих имена своих владельцев: Наполеона Сарони, Адольфа Диздери, Луи-Дезире Бланкар-Эврара, Густава Ле Гре и др.
Ателье, как правило, финансировались за счет учрежденных акционерных обществ, собиравших средства и выпускавших акции. Финансовый успех зависел от многих факторов, и даже успешных фотомастеров беспокоили денежные проблемы. Так, в середине 1880-х годов многие из громких ателье (Надар, Диздери, Брейди) первых десятилетий фотографии оказались банкротами.
Это сейчас ноутбук для фотографа может заменить работу целого фотоателье, а в девятнадцатом веке даже в специализированных конторах оборудование не позволяло улучшать резкость фото, изменять насыщенность цветов и делать другие подобные вещи. Все эти возможности появились гораздо позже.