Вверх

Как работали и что собой представляли первые фотоателье?

Дата публикации: 09.10.2009
Как работали и что собой представляли первые фотоателье?
Дагерротипный салон Бейди. 1853

Первое фотоателье появилось вскоре после изобретения дагеротипии. Популярности фотографирования вовсе не мешал тот факт, что ателье 40-х годов XIX века представляли собой тесные каморки под самыми кровлями. Зачастую потолок в них был застеклен и перекрывался регулируемыми шторами. Свет также проникал в помещение через боковые окна, расположенные на северной или северо-западной стороне дома. Искусственное освещение было редкостью вплоть до конца XIX века. Обстановка ранних ателье была крайне скупа.

Оборудование ателье

Главными и нередко единственными предметами интерьера являлись аппарат для съемки и стул или кресло с зажимом для головы, которое помогало клиенту некоторое время удерживать позу. По конструкции это был тяжелый штатив с подковообразным передвижным кронштейном, при помощи которого подпиралась голова клиента. Благодаря этому нехитрому приспособлению посетители часто сравнивали свои ощущения от посещения фотоателье с приемом в зубоврачебном кабинете. С начала 1850-х годов в арсенале каждого ателье появляется раскрашенный или разрисованный фон. Сюжеты не отличались разнообразием: квартира, обставленная в буржуазном стиле, сельский пейзаж, берег моря, крепостные стены средневековых замков. В композицию включались изображения зверей и растений.

Джордж Крукшанк. Интерьер первого дагерротипического ателье в Европе, открытого  Ричардом Бирдом.  Гравюра на дереве, 1842.   фотография из книги Gernsheim H., Creative Photography. Aesthetic trends 1839-1960. London, 1962.
Джордж Крукшанк. Интерьер первого дагерротипического ателье в Европе, открытого Ричардом Бирдом. Гравюра на дереве, 1842. фотография из книги Gernsheim H., Creative Photography. Aesthetic trends 1839-1960. London, 1962.

К началу 60-х годов ситуация изменилась: центр коммерческой фотографии перемещается в Париж, численность ателье возрастает до колоссальных размеров (более 300 в Париже и около 200 в Лондоне), а невзрачные комнаты превращаются в шикарные «дворцы», нередко занимающие целое здание со светящейся в ночное время вывеской на фасаде. Иногда названия были соответствующими, как, например, «Фотографический храм искусств Фредрикса». Интерьеры изобиловали типичной для того времени роскошью: резные мраморные колонны, стены, драпированные роскошно расшитыми тканями, дорогие картины, мягкие ковры и клетки с заморскими птицами. Пространство всего ателье условно состояло из трех частей: обширная приемная для встречи клиентов, частная зона с офисом и будуаром для дам и, наконец, промышленное, рабочее пространство, где находились комната проявки и печати, кабинеты и складские помещения. Эта часть ателье была закрыта для посторонних глаз. Клиентам, ожидавшим своей очереди, предлагалось посмотреть альбом с образцами фирменной продукции. Дамы могли посетить библиотеку и картинную галерею, а мужчины — курительную и бильярдную. Владельцы ателье не скупились, нанимая для клиентов стилистов и парикмахеров. Фотографический успех зависел от капризов моды, местонахождения ателье и рекламы.

Особенности организации работы

Запросы и конкуренция требовали разделения труда, поэтому в крупных ателье производственный цикл строго делился на отдельные операции, которые выполняли наемные служащие. Так, например, в ателье Надара — типичном фотографическом учреждении для больших городов — работали 26 человек. Обязанности распределялись следующим образом: управлять ателье Надару помогал бельгийский фотограф Вальтер Дамри, Поль Надар ассистировал отцу, два помощника проявляли и закрепляли конечные отпечатки, четверо печатали и тонировали, далее следовали шесть ретушеров негативов, три мастера для ретуширования позитивных отпечатков, три женщины для оформления снимков и две для приема костюмов и содержания книг, четыре женщины и мужчины — прислуга. Были также управляющие и коммерческие агенты. Часто название ателье становилось торговой маркой и имело представительства или представителей в других странах. Для примера, фотограф Маунрой, работавший в Перу, гордился тем, что был «агентом Дома Надара в Париже» и ставил на лицевой стороне визитных карточек штамп с алой буквой N. Помимо империи Надара в Париже было множество известных ателье, носящих имена своих владельцев: Наполеона Сарони, Адольфа Диздери, Луи-Дезире Бланкар-Эврара, Густава Ле Гре и др.

Ателье, как правило, финансировались за счет учрежденных акционерных обществ, собиравших средства и выпускавших акции. Финансовый успех зависел от многих факторов, и даже успешных фотомастеров беспокоили денежные проблемы. Так, в середине 1880-х годов многие из громких ателье (Надар, Диздери, Брейди) первых десятилетий фотографии оказались банкротами.

Это сейчас ноутбук для фотографа может заменить работу целого фотоателье, а в девятнадцатом веке даже в специализированных конторах оборудование не позволяло улучшать резкость фото, изменять насыщенность цветов и делать другие подобные вещи. Все эти возможности появились гораздо позже.

Граф О.Агадо. Автопортрет. 1855 фотография из книги Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. М., 2003
Граф О.Агадо. Автопортрет. 1855 фотография из книги Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. М., 2003
Неизвестный фотограф. Фотографический Храм искусств Фредрикса. 1857. фотография из книги Newhall B. The History of Photography: from 1839 to the Present. Boston, New York, London, 1982
Неизвестный фотограф. Фотографический Храм искусств Фредрикса. 1857. фотография из книги Newhall B. The History of Photography: from 1839 to the Present. Boston, New York, London, 1982
Дата публикации: 09.10.2009
Комментировать
User e737db0189e98747bb25cb484c63d7c76ebc3f81937068cb21429b5377da455b
Елена Зырянова

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
324d7615 79f8 401e 8bcb f29ab51e2470