Фото Нины Печковской. © [Nina Pechkovskaja] (http://www.flickr.com/photos/iseloom)
Однажды в 1982 году заместителю Министерства оборонной промышленности на фотовыставке в Кельне подарили японский фотоаппарат Cosina CX-1, и вскоре было решено, что в Советском Союзе нужна такая же своя камера — маленькая, удобная в использовании, на которой получаются хорошие снимки. Ленинградское оптико-механическое объединение ЛОМО запустило в массовое производство камеру ЛК-А, созданную по подобию «Косины». Но специалистам, работающим на этом заводе, пришлось значительно упростить конструкцию, так как скопировать японский электронный затвор по причине отсутствия соответствующей технологии не удалось. Впрочем, малыша ЛК-А оснастили светосильной широкоугольной оптикой и инновационной системой автоматической установки экспозиции, доступной в то время только в дорогих профессиональных камерах, что позволяло делать снимки практически в любых условиях освещенности.
Но история ломографии как движения, начинается десятью годами позже, когда два австрийских студента Матиас Фигль и Вольфганг Странцингер, приехав в Прагу на каникулы, смеха ради покупают себе в комиссионном магазине маленькие советские фотоаппараты по 8 долларов за штуку. Бездумно отщелкав по паре пленок, они приезжают в Вену, проявляют их и… удивляются ярким цветам, затемнению по краям и легкому искажению изображений.
Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер, основатели движения. Источник - www.lomography.com
Пляж. © Shomil Shah
В Венской школе искусств после открытой Фиглем и Странцингером первой в истории ломографии выставки (1992) движение быстро набирает популярность, и предприимчивые друзья начинают тайно импортировать советские ЛК-А из всех стран Восточного Блока и продавать их по 100 долларов за камеру. Позже они регистрируют культурный союз — Ломографическое общество (Die Lomographische Gesellschaft) и становятся его президентами.
В 1994 году в Москве и Нью-Йорке одновременно открываются первые международные выставки — огромные «ломостены», составленные из тысяч фотографий, имеют огромный успех у публики. Любители во всем мире задаются вопросом, где же можно достать чудо-фотоаппарат, а так как производство ЛК-А было давно прекращено, на ЛОМО отправляется письмо с просьбой возобновить выпуск. При поддержке В. В. Путина, который на тот момент занимал пост первого заместителя председателя правительства Санкт-Петербурга, Ломографическое общество заключает с ЛОМО контракт на поставку ЛК-А и становится эксклюзивным поставщиком ломокамер по всему миру.
Популярность ломографии объясняется еще и тем, что этот вид искусства доступен абсолютно каждому, вне зависимости от способностей. Здесь не нужны строго выстроенные композиции в кадре, замеры экспозиции, знание сложной теории — только наличие фотоаппарата с пленкой и желание запечатлеть моменты из жизни в любое время дня и ночи. Результат на пленке непредсказуем, как сама жизнь, поэтому каждый кадр самоценен.
Ломостена. © Lori Smith
Football. Фото Нины Печковской. © [Nina Pechkovskaja] (http://www.flickr.com/photos/iseloom)
Фотографии, снятые на ЛК-А, имеют большую глубину резкости, насыщенные цвета, характерные затемненные края снимков и легкие геометрические искажения. Благодаря малой массе (250 г), габаритам (107 x 68 x 43,5 мм), прочности корпуса и простоте в использовании, ЛК-А всегда можно носить с собой. Чтобы фотографировать, достаточно лишь выбрать автоматический режим фотосъемки, установить один из четырех параметров на шкале расстояний (от 0,8 м до бесконечности) и нажать кнопку спуска.
На сегодняшний день ломография приобретает все более коммерческий оттенок: кроме ЛК-А выпускается множество фотоаппаратов, на которых получаются причудливые снимки, — Holga, Fisheye, Supersampler, Diana+ и множество других незамысловатых камер, каждая со своей особенностью (Supersampler — с четырьмя объективами, Holga — среднеформатная камера, Fisheye дает искажение изображения из-за специфического строения объектива). В России простенький ЛК-А по-прежнему можно купить у скупщиков, в комиссионных магазинах, в магазинах старой фототехники примерно за 2000 руб.
| Sony center, berlin. © Veryfots |
Девизом ломографов по всему миру сейчас является своеобразная расшифровка названия LOMO — LOve & MOtion («Любовь и движение»), а на сайтах, посвященных ломографии, висят десять золотых правил искусства.
- Всегда берите с собой фотоаппарат, где бы вы ни были. Это так просто: в отличие от громоздких профессиональных камер ЛК вполне помещается даже в маленькую сумочку. А прекрасные кадры могут вас получиться даже там, где вы совсем не ожидаете.
- Фотографируйте в любое время дня и ночи. Жизнь с ее неповторимыми моментами не собирается ждать, пока вы подготовите свой фотоаппарат. Снимайте, выхватывая моменты, иначе они пройдут мимо вас.
- Ломография — не вторжение в вашу жизнь, а часть ее. Ломография не прерывает естественного течения жизни, она является ее неотъемлемой частью.
- Снимайте с бедра (на вытянутой руке, как угодно — не смотря в объектив).
- Подойдите как можно ближе к объекту съемки.
- Не думайте! Если будете думать, упустите хороший кадр.
- Действуйте быстро (см. предыдущий пункт).
- Необязательно знать заранее, что получится на пленке. Ломография прежде всего — случайный выбор, шанс.
- И после проявки пленки тоже. «Ого, здорово выглядит, интересно, что это? Где я снимал?»
- Не думайте о правилах. А теперь забудьте предыдущие девять пунктов и откройте для себя собственную ломографию: снимайте, как вам угодно. Это ваша жизнь, ваш вид искусства — абсолютно без правил.
Ломостена. © Jesseen