Фото Мерт Алас и Маркус Пигот, 2006 г., на фото Кейт Мосс,(с) www.pirellical.com
В общем-то, обнаженным видом известных моделей удивить сложно, поскольку фэшн-фотография давно перестала быть невинной и зачастую демонстрирует заодно и интимные части тела, порой не менее эротично, чем снимки для мужских журналов и календарей.
Впрочем, все равно ню это отдельный жанр, и демонстрация нижнего белья все-таки отличается от представления собственного тела. Это некоторое освобождение модели из вечной паутины марок, брендов, тряпок+ Она сбрасывает все это как кокон и остается легкой бабочкой, ее существование на снимке теперь самоценное и самоцельное.
Впрочем, нагота все равно часто используется в рекламных целях как знак сексуальности. Известная модель уже сама по себе бренд и знаменитость, ради ее фотографий готовы покупать глянцевые журналы вроде Playboy или шикарные календари Pirelli.
На фото Наоми Кэмпбелл © www.pirellical.com
На фото Наоми Кэмпбелл © www.pirellical.com
Первой знаменитостью, снявшейся в обнаженном виде для Playboy, была смелая красавица, секс-идол Мерелин Монро, которая прежде чем стать актрисой, работала моделью и манекенщицей. Софи Лорен, также актриса и модель, согласилась сняться в полуобнаженном виде только уже в преклонном возрасте (71 год), позируя во всей своей неувядающей красоте перед фотокамерами Инез ван Ламсвирде и Винуд Матадин для календаря Pirelli за 2007 год вместе с Пенелопой Круз и француженкой Лу Дуальон.
Надо сказать, что Pirelli это идеальный пример жанра ню с присутствием известных моделей, снятых знаменитыми фотографами. Этот календарь сделал себе славу чего-то более аристократичного и высокохудожественного, нежели мужские журналы, вероятно, потому, что он является их завершением для работы в нем приглашают лишь лучших из лучших, зарекомендовавших себя в других изданиях.
Проследить в Pirelli определенную закономерность или изменение пристрастий к типу женщин не всегда можно, ведь каждый фотограф сильно отличается от следующего и предыдущего техникой, видением, настроением, стилем+ Если выпуск с Софи Лорен был в основном посвящен шикарным женщинам с объемными формами, то за год до этого, в 2006-м, Pirelli вышел преимущественно с фотографиями тоненьких моделей-девочек Кейт Мосс и Натальи Водяновой, снятых модным дуэтом фотографов-стилистов Мертом Аласом и Маркусом Пиготом. До этого над календарями работали, например, такие мэтры, как Ричард Аведон или Брюс Вебер.
Надо сказать, что до 1990-х годов имена моделей Pirelli не очень-то известны, зато фотографии носили более экспериментальный, авангардный характер (например, в 1972-м снимала импрессионистка Сара Мун, это был первый выпуск с изображением обнаженной груди).
В начале существования календаря, в 1960-е годы, эротизм находили не в открытой демонстрации наготы, а в случайных, как будто повседневных вещах в полосках от пляжного загара, примявшихся трусиках и т. д. Как-то по барочному, когда непосредственной наготы не видно, но все к тому ведет и настраивает.
В 1970-е годы пришло некое возвращение к pin-up, к чему-то уже не невинному, а агрессивно сексуальному. В первые 30 лет существования календаря будут очень яркие, красочные фотографии Уве Оммера, Браина Дафи, Нормана Паркинсона+ Фотографии выглядят более театральными, тематическими, сказочными+Скажем, 1987 год был посвящен африканской теме, следующий античной и знакам зодиака, в 1990-м вышла неимоверно красивая олимпийская спортивная тема а-ля Ленни Рифеншталь.
К 1990-м годам оформляется некий стиль Pirelli, который, впрочем, тоже иногда нарушается (например, в новом 2008 году он вышел в строгих японских мотивах). Календарь становится как-то более откровенно эротичным, ему уже мало эксплуатировать лишь лучших фотографов, там появляются и самые известные модели. В 1994 году работы классика фэшн-эротики Херба Ритца были обогащены присутствием фотосессии Клаудии Шифер и Кейт Мосс, в 1995-м признанный мастер Ричард Аведон снимает Кристи Турлингтон и Наоми Кэмпбэлл.
У Херба Ритца была природная съемка море, солнце, влажные волосы, тело, зовущие взгляды+ В общем, картинки, которые, при всем уважении, являются частью стереотипного представления, скажем, кабины дальнобойщика, то есть хорошая, “здоровая” эротика. Аведон же сделал, пожалуй, более тонкую студийную съемку с элементами фэнтези.
Далее несколько лет календарь выходил в стиле высококачественной, устоявшейся классики, зачастую в черно-белой гамме. Это вновь были работы Вебера, Аведона и Ритца, где он полностью раскрыл свой талант в нецветном ретро.
На фото Наталья Водянова © www.theplace.ru
На фото Наталья Водянова © www.theplace.ru
В 1994 году Вебер в первый и пока последний раз вводит на страницы календаря парные сцены с известными моделями-мужчинами (например, Марчело Болдрини). Но все-таки мужское ню больше специализируется на спортсменах, нежели на известных моделях, которых не так и много, самые популярные Маркус Шенкенберг, Марк Уолберг и Джейми Дорнан, более всего известный по своему безупречному торсу на эротических фотографиях в дуэте с Кейт Мосс и Водонаевой для рекламы джинсов Calvin Klein. Одним из самых знаменитых мужчин-моделей своего времени являлся актер, звезда 1960-70-х Джо Даллесандро, его снимали Джек Митчелл и Майкл Чайлдерс.
Вообще, обнаженные топ-модели в первую очередь, конечно, становятся жертвами более классических либо супермодных гламурных фотографов вроде Давида Ляшапеля, Пьера и Жиля, Хуана Крисоля и т. п., делающих из тел игрушечные конфетки, красивые, но ненастоящие. Впрочем, и в этом есть своя прелесть дерзкого китча. Но бывают и исключения: в последнее время вновь становится модным увлечение Терри Ричардсона снимать фэшн и ню на непрофессиональные камеры. Примером тому является скандально известная фотосессия Лили Коул, снятая Юргеном Талером.
Видимо, под лозунгом “красота спасет мир” объединение Peta выпускает плакаты с известными обнаженными моделями с девизом: “Лучше ходить голым, чем носить чужую шкуру”. Для них уже снялись Холли Мэдисон и Джоанна Крупа.
На фото Наталья Водянова © www.peoples.ru
Что касается последних упомянутых моделей, а также, скажем, известной Валерии Марни, то эти грудастые красавицы гораздо больше привыкли щеголять своим обнаженным телом, нежели демонстрировать одежду. Их профессия эротическое фото и видео. Они должны поддерживать среднестатистический образ сексуальной, желанной женщины, гораздо более близкий к порнографии, чем к эротике, что придает им свой шарм и энергию. Они гораздо статичнее в своем образе, нежели постоянно меняющиеся фэшн-модели.
Никакой андрогинности, оригинальности, инфантильности, а вечный образ похотливой, даже немного грубой женственности, с крупными формами, длинными светлыми волосами, алыми губами и хищными ногтями-когтями.
Впрочем, все гламурные фотографы, вроде Хельмута Ньютона, Эллен фон Унверт или Ляшапеля и т. п., их обожают.
Как уже говорилось, обнаженным телом смутить сейчас кого-либо сложно, но фотографии знаменитостей в жанре ню, будь то модели или актеры, имеют большой риск цениться не по своему качеству и красоте, а просто удовлетворять праздный интерес, когда фотографии мастера попадают на каком-нибудь сайте в один ряд со снимками папарацци и ссылками на домашнее порно.
На фото Наталья Водянова © www.peoples.ru
На фото Синди Кроуфорд © www.peoples.ru
На фото Линда Евангелиста © sskz