Вверх
9be5ec1d 1ba3 4e6d 85c2 f99847eda126

Анна Эткинс и другие женщины у истоков фотографии

Дата публикации: 09.10.2009
Анна Эткинс и другие женщины у истоков фотографии

Те, кто был близко знаком с суровым ремеслом фотографии в период ее становления, могли бы посочувствовать женщинам, избравшим этот путь. В то время проявлять фотопластины приходилось сразу после экспонирования, а результат зачастую был непредсказуемым. Оборудование, требовавшееся для съемки за пределами студии, было довольно громоздким: приходилось возить с собой все необходимое — камеру, деревянный штатив, пластины и едкие химикаты. Более того, многие попросту отказывались воспринимать женщин-фотографов всерьез, отводя им скромное место помощницы мужа. Однако ни все эти трудности, ни критичное отношение общественности не могли заставить их отказаться от занятия фотографией.

Фотограф Роберт Титлер снимал руины, оставшиеся после восстания наемных солдат в Индии в 1858 году, в сопровождении своей жены Харриет. И хотя позднее их совместная работа была встречена шумным успехом, в архивах упоминается только имя Роберта.

Француз Андре Диздери, запатентовавший технику изготовления небольших фотокарточек (10 x 6 см), более известных как «визитки», работал вместе с женой Элизабет. Будучи полноправным партнером мужа, после его смерти Элизабет продолжала работать в Париже до 1878 года. Несмотря на это, в свидетельстве о ее смерти значится: «безработная, 61 год». Эти примеры многое объясняют в отношении к женщинам-фотографам в ту пору.

Анна Эткинс

Одна из первых женщин-фотографов, британский биолог Анна Эткинс (1799–1871), была единственной дочерью Джона Джорджа Чилдрена, выдающегося ученого, занимавшего высокий пост в недавно открытом Британском музее.

Анна жила в то время, когда к увлечению женщин наукой относились скептически. Одной из немногих открытых для них областей науки была ботаника.

В 1841 году отец знакомит ее с Фоксом Толботом, также увлекающимся биологией и фотографией, от которого она и узнает о процессе цианотипии (способ монохромной фотографической печати, дающий отпечатки голубого оттенка). Вскоре Анна стала использовать этот сравнительно дешевый и легкий (в отличие от трудоемких зарисовок) способ для создания детальных изображений растений. Единственным его недостатком было то, что получаемая в результате картинка была не столь наглядной. Однако именно благодаря этому методу многие ее работы сохранились до наших дней.

z
Фото Анны Эткинс
Фото Анны Эткинс
Фото Анны Эткинс
Фото Анны Эткинс
z

В октябре 1843 года книга Анны Эткинс «Британские водоросли: цианотипии» стала первой в истории книгой, иллюстрированной фотографиями, опередив даже Толбота и его «Кисть природы» (1844). С 1843 по 1853 годы вышло 12 частей сборника, в общей сложности насчитывающих около 400 цианотипий. В дальнейшем Эткинс продолжала использовать полюбившийся ей метод фотограммы (известный тогда как «теневая фотография») в других своих книгах, в том числе в «Цианотипии британских и иностранных цветущих растений и папоротников» (1854).

В 1985 году Ларри Шааф (Larry Schaaf) написал о ней: «Анна Эткинс соединила чувство прекрасного с точной наблюдательностью, и она занимает место одного из наиболее значимых новаторов эпохи зарождения фотографии».

Джулия Маргарет Кэмерон

Джулия Маргарет Кэмерон (1815–1879), вероятно, самая известная женщина, посвятившая себя искусству фотографии вскоре после его зарождения. В 1863 году Кэмерон, 49-летняя скучающая в отсутствие мужа английская леди, получила от старшей дочери в подарок ключ к новой жизни — камеру. Некоторое время спустя, по ее собственному выражению, «общество куриц и цыплят мне заменили поэты, художники и хорошенькие девушки…». Фотография стала для Кэмерон больше чем хобби — наваждением: «Я всегда желала запечатлеть всю ту красоту, которая представала передо мной, и наконец моя жажда была утолена».

Чарльз Доджсон, более известный как Льюис Кэрролл, так отзывался о работах Джулии: «Все ее фотографии умышленно расфокусированы — одни очень хороши, другие просто ужасны, однако она говорит о них так, будто бы они шедевральны».

z
Фото Джулии Маргарет Кэмерон
Фото Джулии Маргарет Кэмерон
Фото Джулии Маргарет Кэмерон
Фото Джулии Маргарет Кэмерон
Фото Джулии Маргарет Кэмерон
Фото Джулии Маргарет Кэмерон
z

Вопросы технического плана, пожалуй, волновали Кэмерон меньше, чем художественное решение ее работ, — образ не должен быть одномерным и статичным, он должен раскрываться — раскрывать себя. Во многом на творческий подход и сознание Джулии Кэмерон оказали влияние прерафаэлиты с их апологией индивидуального видения художника, ценности момента переживания. Не слепо подражать, а видеть — таково убеждение тех, кто, отвергнув холодный академизм, обратился к прошлому, стараясь найти в нем зеркало, которое сумело бы отразить не предметы, но душу. Джон Рескин, оказавший чрезвычайное влияние на прерафаэлитов, писал, что «находить во всем, что кажется самым мелким, проявление вечного божественного новосозидания, красоты и величия, показывать это немыслящим и незрячим — таково назначение художника».

Джулия Кэмерон была известна за пределами Великобритании и удостоена множества наград. Перед ее объективом в разное время оказывались Чарльз Дарвин, Альфред Теннисон, Генри Лонгфелло и многие другие.

Джулия Маргарет Кэмерон скончалась в январе 1897 года. Однажды Виктор Гюго написал ей: «Ни один человек не использовал лучи солнца так, как это сделали вы. Я преклоняюсь перед вами».

Фрэнсис Джонстон

Фрэнсис Джонстон (1864–1952) провела детство в Вашингтоне, изучала искусство в Париже, публиковала статьи и сама их иллюстрировала, до тех пор пока близкий друг семьи Джордж Истман (изобретатель, один из основателей компании Kodak) не подарил Фанни ее первую камеру.

В 1890-е уже как фотограф Джонстон отправилась в путешествие по Европе, позже работала в Eastman Kodak, а в 1895 году открыла собственную фотостудию. Имея доступ в высшие круги американского общества, Фрэнсис работала со многими выдающимися и знаменитыми людьми. С фотоаппаратом она появлялась и в Белом доме, за что получила изящное прозвище «придворного фотографа».

z
Фото Фрэнсис Джонстон
Фото Фрэнсис Джонстон
Фото Фрэнсис Джонстон
Фото Фрэнсис Джонстон
z

Волевая и сильная, Джонстон беспрестанно говорила о важной роли женщины в стремительном развитии искусства фотографии. В 1897 году она опубликовала статью под названием «Что женщина может сделать с фотоаппаратом» (What a Woman Can Do With a Camera). А в 1900 году на выставках в России и Франции она представила 148 работ, выполненных 28 женщинами-фотографами. Вторая декада XX века прошла для Джонстон под знаком архитектуры. В застывших формах она увидела живую пульсацию времени, которое, казалось, сменило в новом веке шаг на бег. В 1928 году Фрэнсис Джонстон представила серию из 247 фотографий с изображениями как обветшалых особняков, так и убогих лачуг — все, что несло на себе отпечаток времени.

Женщины, только в прошлом веке стали равными с мужчинами фотографами. Но и раньше они много привносили в развитие фотографирования, обращая внимание на свет в пейзаже, особенности экспозиции, городской съемки и многие другие вещи, ранее упускаемые мужчинами.

Дата публикации: 09.10.2009
Комментировать
User
Дарина Алексеева

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus