Epson — компания, название которой у фотографов стойко ассоциируется с цветной печатью, пришла в эту сферу неслучайно. До этого в Epson занимались временем — выпуском отличных часов. Именно навыки, полученные в высокоточном часовом производстве позволили компании стать одним из самых незаурядных производителей всевозможных принтеров, проекторов, LCD-панелей… в общем, всех тех устройств, которые позволяют нам с успехом печатать или просматривать фотографии.
История Seiko Epson Corporation — так сейчас звучит полное название корпорации — началась в самый разгар Второй мировой войны, когда в Японии всячески поощрялось открытие новых производств, особенно военных. Зарегистрированная в 1942 году в городке Сува, компания Daiwa Kogyo Ltd. выбрала вполне мирную сферу деятельности — стала собирать часы для известной тогда K. Hattori & Co. Благополучно пережив капитуляцию, к 1950-м фирма из субподрядчика превратилась в самостоятельное и весьма успешное предприятие Suwa Seikosha Co., Ltd, которое уже не стеснялось называть свои часы «самыми точными в Японии». А в 1959 году компания выпустила свой первый 100-процентный хит продаж — самозаводящиеся часы Gyro Marvel, стоившие 5900 иен — почти втрое дешевле, чем аналогичные модели конкурентов.
Самозаводящиеся часы Seiko Gyro Marvel, 1959 г.
Принтер для Олимпиады
В 1964 году Seiko Group выбрали официальным техническим партнером Олимпийских игр в Токио. Suwa Seikosha, входившая к тому времени в группу Seiko, разработала высокоточные электронные часы, кварцевый хронометр и другие инновационные устройства, сделавшие игры в Токио первой Олимпиадой, во время которой использовались сложные электронные системы подсчета времени.
Кварцевый хронометр Seiko
На Олимпиаде 1964 г. в Токио впервые применялась электронная система подсчета времени
Принтер EP-101 – прародитель всех печатающих устройств Epson
В качестве дополнения к этим системам инженеры сконструировали еще и мини-принтер, который быстро распечатывал результаты, высвечивавшиеся на электронных табло. Такие распечатки сильно облегчали работу судей. Сама машина весила 2,2 кг, при том что средний вес распространенных тогда принтеров приближался к 30 кг! Кроме того, печатал этот принтер очень быстро и довольно тихо. В общем, на этот продукт сразу же обратили внимание, так как необходимость в устройствах, способных выводить информацию с электронных табло на бумагу, росла с каждым днем.
После Олимпиады Suwa Seikosha открыла дочернюю компанию по производству принтеров, где кроме инновационных разработок использовались те же принципы высокоточной обработки деталей, что и в классическом часовом производстве, обеспечивающие выдающуюся надежность сложных электронных устройств.
Сыновья Эпа
С развитием рынка принтеров рос и новый бизнес компании, который вскоре стал для нее основным. Нехарактерное для Японии «англосаксонское» название Epson впервые появилось на устройствах, производимых Suwa Seikosha в 1975 году. Придумывая новое имя для линейки продуктов, маркетологи хотели подчеркнуть их связь со знаменитым прародителем всех печатающих устройств компании — «олимпийским» EP-101. В результате каждый принтер Epson своим названием стал указывать на то, что он «сын» (англ. — son) того самого EP.
Современный логотип Epson отличает классическая скромность форм. Зато появившийся несколько лет назад слоган Exceed Your Vision как нельзя лучше охарактеризовал основную область деятельности компании, продукция которой действительно помогает «увидеть больше».
Струйная технология
В 1970-х Epson завоевал высокую репутацию и престиж бренда благодаря производству высокопродуктивных для своего времени и очень надежных матричных принтеров. Параллельно компания осваивала и смежные области: производство компьютеров, проекторов и ЖК-панелей.
Так, в июле 1982 года Epson представил первый в мире портативный компьютер HC-20, который, конечно же, был оснащен еще и встроенным принтером. А спустя несколько месяцев Seiko Corporation сделала реальностью советский анекдот про японские часы с телевизором — такое устройство, оснащенное небольшим LCD-экраном, действительно поступило в продажу. Ну а через два года Epson уже научился делать относительно большие LCD-экраны для портативных телевизоров.
Добившись лидирующих позиций в производстве матричных принтеров, в компании поняли, что будущее все-таки за технологиями цветной, более бесшумной и скоростной печати. Поэтому инженеры сконцентрировались на исследованиях в области струйной и лазерной печати. Результатом стало появление в 1984 году струйного принтера SQ-2000 с активным пьезоэлементом — прародителя обширного семейства современных «струйников» Epson. Использование пьезоэлектрических головок печати до сих пор остается фирменной чертой Epson, в то время как основные конкуренты — Canon и Hewlett-Packard сделали выбор в пользу термальных печатающих головок.
Epson MX-80 – матричный принтер для компьютера, ставший хитом продаж в 1980 г.
Именно разработка знаменитой печатающей головки Micro Piezo позволила Epson в 1997 году выпустить революционную модель Stylus Photo — первый в мире струйный принтер, позволяющий получать отпечатки фотографического качества. Это было началом бурного развития рынка устройств для домашней фотопечати, которые спустя несколько лет прослыли «убийцами» традиционных мини-лаб.
Стратегия «трех И»
Кроме выпуска всевозможных печатающих устройств — от компактных домашних фотопринтеров до профессиональных широкоформатных плоттеров — Epson сегодня занимается разработкой и производством сканеров, проекторов для офиса и домашнего кинотеатра, LCD-дисплеев, устройств для хранения и просмотра цифровых фотографий.
С 1997 по 2004 годы компания даже попробовала себя в производстве цифровых камер, выпустив за семь лет с десяток компактных аппаратов и любопытную дальномерную модель R-D1, о которой до сих пор мечтают многие ностальгирующие по пленочным временам фотографы.
Эта камера под оптику Leica, оснащенная 6-мегапиксельной CCD-матрицей, выделялась превосходным ретродизайном: в ее облике и узлах управления ничто не напоминало продукт цифровой эпохи. Но, конечно, несмотря на уникальные характеристики, это была модель для узкого круга обеспеченных энтузиастов. Так и не создав ни одной действительно популярной цифровой камеры, в 2004 году компания отказалась от производства фотоаппаратов, сконцентрировав все ресурсы на «трех И»: изображении на бумаге (принтеры), изображении на экране (проекторы), изображении на стекле (дисплеи). Новая бизнес-стратегия оказалась вполне успешной: во всех этих сегментах Epson сегодня занимает лидирующие позиции.