Голливуд середины ХХ века в работах известных фотографов.
Легендарная «фабрика грез» Голливуд подарила миру не только шедевры кинематографа. В истории фотографии голливудские черно-белые портреты кинозвезд занимают особое место. Большинство из этих фоторабот появились в период 1930–1950 годов. Это были нелегкие времена в истории Соединенных Штатов: сначала Великая депрессия, затем Вторая мировая война… и одновременно с этим 1930–40-е годы считаются «золотым веком голливудского гламура».
Именно в этот период зародилась тенденция сегодняшнего «глянцевого фото»: элегантные мужчины-актеры в дорогих костюмах, женщины-актрисы с идеально уложенными прическами, безупречным макияжем и загадочным выражением на лицах. В голливудских черно-белых портретах нет ни капли реализма: только студийная съемка с использованием декораций, особой техники освещения с резкими контрастными тенями, эффектные позы «со смыслом», многочисленные образы: драматичные, сексуальные и одновременно недоступные.
Кинозвезды выглядели жителями параллельных миров. Конечно же, это было продуманной тактикой голливудских продюсеров: во времена Великой депрессии никто бы не стал ходить в кино, если бы оно в точности отображало реальность — когда жизнь тяжела, людям хочется «сказки», хочется забыться и отвлечься от окружающего невеселого мира. И Голливуд давал людям такую возможность. А фотографии и постеры с изображением звезд способствовали этому.
Большинство черно-белых «гламурных» портретов было выполнено штатными фотографами голливудских киностудий. Среди них немало тех, имена которых вписаны сегодня в историю фотоискусства. Рассказать обо всех в одной статье вряд ли возможно, поэтому речь пойдет о наиболее выдающихся мастерах. В первую очередь, конечно же, следует вспомнить Джорджа Харрелла, одного из пионеров голливудского фото. Большинство его снимков были сделаны в период с 1930 по 1943 годы и по праву считаются образцом визуального языка гламура: по работе со светом, прорисовке деталей, драматизации кадра, созданию того самого образа из параллельного мира. Харрелл работал фотографом на нескольких студиях, в том числе на Metro-Goldwyn-Mayer и Warner Bros., а в конце 1930-х годов организовал собственную фотостудию. Первыми известными черно-белыми портретами Джорджа Харрелла были снимки актрисы Нормы Ширер, которые позволили ей получить роль в фильме The Divorcee.
Достаточно скоро Харрелл стал популярным фотографом («Звезды просто выстраиваются к нему в очередь!» — так писала пресса тех лет). Среди звезд, с которыми ему приходилось работать, — Джоан Кроуфорд, Кларк Гейбл, Гари Купер, Грета Гарбо, Бетт Дэвис, Джин Харлоу, Марлен Дитрих… Несмотря на то что Харрелл за свою долгую карьеру снимал не только кинозвезд (в его активе есть съемка пейзажей, художников и живописных полотен, а также документальная съемка для американских вооруженных сил), в истории фотографии он навсегда остался родоначальником голливудского фотогламура.
Еще одно знаковое имя в истории фотопортрета Голливуда — Эрнест Бахрах, один из отцов-основателей данного стиля. В период с 1929 по 1950 годы Эрнест Бахрах не только фотографировал кинозвезд, но и преподавал, передавая свой опыт будущим мастерам (в их числе был и Роберт Коберн, который впоследствии стал личным фотографом актрисы Риты Хейворт и создал для нее великолепное портфолио).
Камера Эрнеста Бахраха запечатлела для истории таких звезд, как Кэтрин Хепберн, Фред Астор или Долорес Дель Рио. Кэтрин Хепберн стала настоящей музой фотографа: ее фигура танцовщицы и одухотворенное лицо вдохновляли Бахраха на создание необыкновенно красивых работ.
Фотограф студии Metro-Goldwyn-Mayer Кларенс Синклер Булл проработал на студию более 40 лет (с начала 1920-х до 1960-х годов) и прежде всего знаменит тем, что являлся любимым фотографом Греты Гарбо. В период с 1929 по 1941 годы он сделал более 4000 снимков актрисы. Также он оставил немало высокохудожественных фотографий других актеров, в числе которых Кларк Гейбл, Эва Гарднер, Элизабет Тейлор и Грейс Келли.
Фотограф Эрик Карпентер начинал как ассистент Кларенса Синклера Булла в 1930-е годы. «Школа мастера» не прошла даром: очень скоро Карпентер стал любимым фотографом «восходящих звезд» студии Metro-Goldwyn-Mayer — среди них были Эва Гарднер, Мики Руни, Джеймс Крейч, Джуди Гарланд и Лана Тернер. Именно со снимками Ланы Тернер Эрику Карпентеру удалось добиться самого большого успеха: для нее он создал целую галерею портретов, самобытных и динамичных, отличающихся от большинства гламурных портретов того же периода.
Австриец Ласло Виллингер был еще одним интересным мастером, работавшим в жанре черно-белого портрета. В 1930–1940-х годах Виллингер делал снимки для журналов и газет, в том числе работая и над фотографиями для обложек. На обложках, естественно, часто появлялись кинозвезды. Постепенно Ласло Виллингер начал работать и с портретами звезд, фотографировал Чарли Чаплина, Джоан Кроуфорд, Марлен Дитрих, Хейди Ламар, Ингрид Бергман. Хорошо известна серия снимков Виллингера, изображающая знаменитую пару Лоуренса Оливье и Вивьен Ли (1940-е годы). Ласло Виллингер был одним их первых голливудских фотографов, начавших эксперименты с цветом. Однако его имя все-таки чаще всего связывают именно с черно-белой гламурной фотографией.
Говоря о фотографиях звезд Голливуда середины ХХ века, нельзя не упомянуть о весьма интересных портретах актеров, выполненных фотографом студии Fox Максом Манном Отри. Фотограф проработал на киностудии с 1920-х по 1950-е годы, и его считают мастером воспроизведения настроения, идеи в черно-белых снимках звезд.
В конце 1950-х — начале 1960-х годов казалось, что голливудский гламур выходит из моды. Однако длилась эта иллюзия недолго. Сегодня этот стиль считается одним из классических в фотографии и успешно воспроизводится с помощью современной техники. «Голливудскую» фотосъемку предлагают модные и свадебные фотографы, фотостудии, снимающие портфолио и выполняющие портретную съемку (о глянцевых и fashion-журналах уже говорилось выше), причем не только на родине стиля, в США, но и практически в любой стране мира. Оказаться в таком образе часто желают не только знаменитости, но и простые люди — ведь каждому человеку хочется увидеть в себе нечто загадочное, далекое от реальности, красивое и недоступное…