Вверх
9be5ec1d 1ba3 4e6d 85c2 f99847eda126

Основы истории американской фотографии в 19 веке

Дата публикации: 09.10.2009
Основы истории американской фотографии в 19 веке
Стивенсбург, штат Вирджиния

Первым американцем, представившим публике новое искусство фотографии, был изобретатель и профессор химии Джон Локк (1792–1856). Это произошло в небольшой книжной лавке Медицинского колледжа в Огайо.

Фотография развивалась в США силами многих людей. Один из них — Сэмюэль Морзе (1791–1872), изобретатель телеграфа и издатель журнала New York Observer, заинтересовавшись новым искусством, в марте 1839 года встретился в Париже с Луи Дагером. О своих впечатлениях он писал позже в «Обозревателе». Морзе стал автором первого пейзажа, сделанного в Америке с использованием техники фотографии (Унитаристская церковь, Бродвей, Нью-Йорк). В последующие годы дагеротипия захватила умы американцев: многие ученые обратились к ней, а люди неискушенные (особенно в первые годы появления фотографии) склонны были видеть в ней волшебство.

В годы зарождения и распространения фотографии в США основными центрами ее развития были Бостон, Нью-Йорк и Филадельфия.

Основные этапы

На протяжении XIX века наметились общие тенденции развития «нового искусства».

Первый этап — этап документальной фотографии, стоящей на стыке искусства и истории: снимки времен Гражданской войны, портреты государственных деятелей. Во многом Америка была terra incognita, и фотография стала способом ее исследования. Появились снимки Дикого Запада, североамериканских индейцев.

Вторым этапом по мере освоения техник получения изображений и работы с ними стало осмысление фотографии как новой формы искусства. В визуальный образ вкладывался некий эстетический посыл, простое отражение окружающих предметов заменялось аллегорическим, символическим представлением о действительности.

Массовая фотография — третий этап распространения фотографии в США (и в мире в целом). Простота в обращении открыла миллионам людей доступ к документированию собственной жизни. Лозунг рекламной кампании Kodak гласил: «Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное». Обывателю необходимо было лишь купить камеру. Любительская камера и ее эстетика во многом стали определяющим вектором движения визуального искусства в XX веке.

z
Фото Меттью Брэди
Фото Меттью Брэди
Портрет Генерала Джорджа Кастера
Портрет Генерала Джорджа Кастера
Американские контрабандисты
Американские контрабандисты
z

Документальная фотография.

Одним из наиболее важных деятелей ранних этапов развития фотоискусства был визуальный «хронист» Гражданской войны Мэттью Брэди (1823–1896).

Американец ирландского происхождения, Брэди в 1840 году переехал в Нью-Йорк, где уже к 22 годам открыл фотостудию. Он начал делать портреты своих знаменитых соотечественников, что позволило пять лет спустя открыть еще одну студию в Вашингтоне. Ранние работы Брэди были дагеротипами, за которые он был удостоен множества наград. Однако в 1850-е годы широкое распространение получила амбротипия, сделавшая возможной альбуминовую печать — наиболее распространенный способ получения снимков для фотографов Гражданской войны в США. В годы войны Мэттью Брэди брал с собой необходимое оборудование и отправлялся прямо к местам сражений северян и южан. Друзья ужасались, считали его безрассудным храбрецом или отважным безумцем, Брэди был краток: «Я должен был быть там. И я шел — ноги сами меня вели». В битве при Бул-Ран он едва не попал в плен, но именно тогда сделал снимки, принесшие ему успех.

Однако впоследствии Брэди предпочел остаться в Вашингтоне (говорили, что из-за ухудшения зрения), продолжая следить за событиями через объективы 17 других фотографов, которых он нанял и, снарядив необходимым, отправил к местам столкновений. В 1862-м Мэттью Брэди представил в Нью-Йорке выставку фотографий сражения на р. Антиэтам, озаглавленную «Мертвецы Антиэтама» (The Dead of Antietam). Публика, привыкшая узнавать о войне из газет и идеализированных полотен художников-баталистов, была потрясена.

В годы сражений Мэттью Брэди сделал более 10 тыс. снимков, потратив около 100 тыс. долларов. Он ожидал, что американское правительство захочет их приобрести, но ошибся: измученное войной общество зализывало раны и пыталось забыть битвы, ружья и трупы. Брэди продал студию в Нью-Йорке и объявил себя банкротом. Позже, в 1875 году, Конгресс США удостоил его премии в 25 тыс., но это не улучшило плачевного финансового положения мастера. Любимый фотограф А. Линкольна, разочарованный, подкошенный смертью жены, Мэттью Брэди умер в нищете.

Брэди считается одним из отцов фотожурналистики, возможно, самым значимым американским фотоисториком XIX века. О себе он говорил так: «Моей важнейшей целью было развивать искусство фотографии и сделать его великим и правдивым посредником истории». Учитывая то, что ему не были доступны такие технологии, как ночная фотосъемка, HDR изображения, и он даже не имел возможности выбирать пленку, качество работы этого человека заслуживает всяческих похвал.

z
Альфред Штиглиц. Портрет Кларенс Уайт. 1909 г.
Альфред Штиглиц. Портрет Кларенс Уайт. 1909 г.
Фото Эдварда Штайхена
Фото Эдварда Штайхена
Фото Альфреда Штиглица
Фото Альфреда Штиглица
z

Художественная фотография. Пикториализм.

К концу XIX века повсеместное распространение любительской фотографии, легкость в получении снимков породили некую антитезу себе: небольшая группа эстетизированных людей обратилась к использованию альтернативных техник печати изображений. Это направление в фотографии получило название пикториализма. Основным его признаком стало преимущественное акцентирование на технике, позволяющей достичь определенного эстетического эффекта, и эмоциональном воздействии образа.

Одним из приверженцев этих идей был Альфред Штиглиц, который в 1902 году вместе с несколькими единомышленниками организовал творческое объединение «Фотосецессия» (сецессия — отделение 11 южных штатов от Северных американских штатов, причина Гражданской войны). Они выставляли свои работы в «Маленьких галереях Фотосецессии» (Little Galleries of the Photo-Secession), также известных под именем «291» (их адрес на Пятой авеню в Нью-Йорке). К 1917 году объединение распалось, однако многие продолжили движение в том же направлении, исследуя все новые и более изощренные методы обработки фотографии. XIX век стал своеобразным фундаментом для развития светописи в мире и, в частности, в США. Именно в первые десятилетия после появления фотографии были намечены основные векторы движения «нового искусства», ставшие определяющими для XX века.

Дата публикации: 09.10.2009
Комментировать
User
Карина Тимофеева

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus