Вверх
9be5ec1d 1ba3 4e6d 85c2 f99847eda126

Знаменитости и фотография

Дата публикации: 15.02.2010
Знаменитости и фотография

Фото Анни Лейбовиц. Скарлетт Йоханссон - Золушка

История этого жанра началась в середине XIX века, почти в то же время, когда появились первые дагеротипы. Заказывая в ателье свой портрет, клиенты не скупились также на покупку изображений знаменитостей, которые стоили в десять раз дороже, чем портреты обычных людей. Каждое ателье стремилось заполучить право снимать ту или иную знаменитость, тем самым обеспечивая себе постоянный источник дохода. Но известные личности все чаще требовали плату за право их сфотографировать. Пример подал английский писатель Чарльз Диккенс, когда во время турне по США в 1867 году отказался позировать фотографу, если тот ему не заплатит.

Первым, кто начал зарабатывать на продаже фотопортретов знаменитостей во Франции, был фотограф Адольф Эжен Диздери. С 1860 года в ателье Диздери можно было приобрести фотографию известной личности формата визитной карточки и плакат с биографическими сведениями. В основном это были изображения популярных актеров и актрис, но предприимчивый фотограф этим не ограничился и издавал также портреты папы Римского, членов императорской фамилии, видных политических деятелей, художников и писателей.

В США мода на портреты прославленных современников возникла еще в 40-е годы XIX века. Особенно преуспел в этом жанре ученик знаменитого ученого Сэмюэла Морзе фотограф Мэтью Брэйди (Mathew Brady), который в 1850 году придумал «Галерею знаменитых американцев». С его жизнью и творчеством связан один эпизод, произошедший во время президентских выборов 1860 года в США. Портрет кандидата Авраама Линкольна, созданный Брэди, пользовался у общественности такой популярностью, что способствовал победе Линкольна на выборах. Авраам Линкольн оценил эту поддержку историческим заявлением: «Брэди сделал меня президентом». Это признание — одна из первых оценок растущего общественного значения фотографии.

z
Ричард Аведон. The Beatles, 1967

Ричард Аведон. The Beatles, 1967

Фото Вилли Риццо. Сальвадор Дали, лупы. Париж, 1950

Фото Вилли Риццо. Сальвадор Дали, лупы. Париж, 1950

Фото Херба Ритца. Джек Николсон III. Лондон, 1988

Фото Херба Ритца. Джек Николсон III. Лондон, 1988

z

Знаменитый соотечественник Брэйди — модный портретист Наполеон Сарони, у которого стремились сфотографироваться великая французская актриса Сара Бернар и английский писатель Оскар Уайльд, в 1870-е годы сам превратился в «один из бродвейских аттракционов: он прохаживался по Бродвею, и походка у него была вихляющая, он раскланивался налево и направо — словно бы водил знакомство со всем светом».

По-настоящему жанр стал развиваться только в начале XX века параллельно с кинематографом, откуда и черпал материал. Американский фотограф Эдвард Штайхен (Edward Steichen) фактически создал законы этого жанра, которые нашли отражение в современной гламурной фэшн-съемке. Штайхен превратил celebrities в недоступных богов, холодных и чуждых всему человеческому. Он создал культовые портреты звезд кинематографа — Марлен Дитрих, Греты Гарбо, Чарли Чаплина и Фреда Астера. Журнал Vanity Fair, с которым Штайхен сотрудничал последующие 15 лет, в 1923 году объявил его величайшим портретистом современности.

[LINK_TO ARTICLE 4767]

Итальянец Вили Риццо начинал как фэшн-фотограф. Впоследствии он снимал таких известных личностей, как Брижит Бардо, Марлен Дитрих, Мерлин Монро, Ле Корбюзье, Альфред Хичкок, Жозефин Бэйкер, Коко Шанель, король Иордании Хусейн, Пабло Пикассо. Один из лучших снимков в творчестве мастера — портрет Сальвадора Дали, чья харизматическая натура привлекала к себе внимание многих фотографов. Риццо запечатлел великого сюрреалиста с увеличенным лупой одним глазом, проведя параллель с его живописью.

Портреты американского фотографа Арнольда Ньюмана (Arnold Newman) выполнены в стиле environmental portrait (портрет в окружающей обстановке). Режиссер Вуди Ален, задумавшийся над новым сценарием, композитор Игорь Стравинский, прислонившийся к роялю, президент Джон Ф. Кеннеди на пороге Белого дома… Образы Ньюмана не просто рассказывают о профессии персонажа, но раскрывают его психологию. Продуманная, совершенная композиция кадров ставит творчество мастера в ряд лучших произведений фотоискусства XX века.

Хельмут Ньютон прежде всего — адепт эротического жанра, но свой след он оставил и в портретной съемке. Фирменный стиль «агрессивной эротики» проявился в портретах Настасьи Кински, Марго Хемингуэй, Сигурни Уивер, Сержа Гинсбура и его жены Джейн Биркин.

Перед объективом камеры американца Ричарда Аведона (Richard Avedon) сменилось не одно поколение знаменитостей. В 1999 году издательство Random House выпустило книгу Avedon: The Sixties — альбом-фотолетопись 1960-х годов, в котором были собраны лучшие портреты музыкантов, актеров, моделей, художников, созданные фотографом. На своей знаменитой фотографии The Beatles Аведон изобразил идолов массовой поп-культуры в стиле поп-арт.

Другой не менее известный снимок с участием Джона Леннона был снят фотографом Анни Лейбовиц буквально за несколько часов до гибели музыканта 8 декабря 1980 года. На протяжении многих лет Анни Лейбовиц фотографировала звезд для журналов Rolling Stone и Vanity Fair. Большую известность получили ее сказочные фотосессии, снятые для журнала Vouge и студии Disney с участием знаменитых топ-моделей, модельеров, актеров и спортсменов.

z
Фото Хельмута Ньютона. Серж Генсбур и Джейн Биркин.

Фото Хельмута Ньютона. Серж Генсбур и Джейн Биркин.

Фото Tацио Секкьяроли. Бриджит Бардо.

Фото Tацио Секкьяроли. Бриджит Бардо.

Фото Эдварда Штайхена. Фред Астер, 1927

Фото Эдварда Штайхена. Фред Астер, 1927

z

Американский фотограф Херб Ритц (Herb Ritts) проявил себя замечательным портретистом и искусным мастером черно-белой фотографии. Интуитивное чувство стиля позволило ему создать яркие, запоминающиеся образы Джека Николсона, Ричарда Гира, Дастина Хоффмана, Дэвида Боуи, Мадонны и многих других. Для календаря Pirelli в 1999 году Ритц предложил нестандартное решение: каждому месяцу соответствовала определенная эпоха идеала женской красоты, так, например, в Летиции Касте воплотился образ pin-up girl 1950-х.

Лаконичная эстетика черно-белой фотографии близка Роберту Мэпплторпу (Robert Mapplethorpe). Его изображения построены на контрасте: белые волосы Энди Уорхола, одетого в брутальную кожаную куртку, фарфоровой белизны лицо Изабеллы Росселлини, облаченной в черное платье, которое сливается с черным же фоном.

Совсем по-другому выглядят celebrities на снимках американца Дэвида Лашапеля (David Lachapelle) и французского дуэта Пьера и Жиля (Pierre et Gilles), в котором Пьер выступает в роли фотографа, а Жиль расписывает снимки. И Лашапель, и Пьер и Жиль культивируют кич, предлагая своим знаменитым клиентам, совсем как во времена старинных ателье, просунуть голову в дырку яркой декорации. Из сотрудничества фотографов и известных личностей, выступающих в роли моделей, рождались фотографии, отмеченные индивидуальностью самих портретируемых, с одной стороны, и неповторимым творческим почерком фотографа — с другой. Знаменитости вдохновляли фотографов на эксперименты и поиски новых выразительных средств, примером могут послужить оригинальные фотографии Эдварда Штайхена, Арнольда Ньюмена, Ричарда Аведона, Вили Риццо и многих других.

z
Пьер и Жиль. Шанхайские цветы, 2005

Пьер и Жиль. Шанхайские цветы, 2005

Фото Роберта Мэпплторпа. Энди Уорхол, 1986 г.

Фото Роберта Мэпплторпа. Энди Уорхол, 1986 г.

Фото Арнольда Ньюмана. Игорь Стравинский.

Фото Арнольда Ньюмана. Игорь Стравинский.

Дата публикации: 15.02.2010
Комментировать
User
Евгения Литвинова

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus