Холдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех впервые представляет линейку российских анаморфотных кинообъективов на Международной промышленной выставке «Иннопром-2024». Такие объективы с помощью сложной системы цилиндрических линз позволяют снимать уникальный сверхширокий кадр. В отличие от изображения, получаемого при помощи широкоугольных объективов, анаморфная картинка не искажена по краям кадра и не затемнена по углам.
Анаморфотные объективы начали применять для съемок в прошлом веке. Это решение позволяло режиссерам уместить в стандартный кадр 35-миллиметровой кинопленки более широкое изображение, чего не мог сделать обычный объектив. Оптика «спрессовывала» по горизонтали больший угол обзора в стандартную площадь. В итоге за счет системы линз на кадре с близким к квадратному соотношением сторон получалось сжатое по ширине изображение. В кинозалах оно при помощи обратной линзы снова растягивалось по горизонтали под широкий формат экрана.
Сегодня, несмотря на распространение широкоугольной оптики, анаморфотные объективы активно используются крупными киностудиями, благодаря высокому качеству изображения и неповторимым кинематографическим эффектам.
Линейку первых российских анаморфотных кинообъективов с фокусными расстояниями 40, 60, 80 и 100 мм разработал Лыткаринский завод оптического стекла (ЛЗОС) холдинга «Швабе». Приборы оснащены качественной оптикой и отличаются высокой светосилой, позволяющей работать при низкой освещенности. Коэффициент анаморфирования в объективах составляет 2.0, то есть соотношение изображения по вертикали и горизонтали – 1 к 2. Приборы можно использовать с цифровыми камерами с байонетом PL, а для других типов крепления применяются переходники. Объективы имеют эргономичный дизайн.
«Кинообъективы ЛЗОС не имеют российских аналогов, а от зарубежных отличаются уникальной картинкой. Разработки позволяют создавать расширенные горизонтальные кадры, при этом сохраняя высокое качество изображения. При помощи объективов, подходящих как для видео, так и для фото, создаются кинематографические эффекты. При этом по стоимости наша продукция будет ниже, чем зарубежные изделия», – сказал заместитель генерального директора «Швабе» Лев Борисов.
Объектив с фокусным расстоянием 100 мм тестировался российскими операторами, отметившими хорошую кинематографичность нового изделия. Прибор создает малую глубину резкости, размытие фона, боке и другие эффекты. Их можно увидеть во всех фильмах крупных киностудий.
«Широкоугольная оптика сегодня не способна заменить анаморфотную, потому что первая не дает настолько зрительный результат – визуальные эффекты получаются «беднее». Несмотря на высокую стоимость анаморфотных объективов, мы продолжаем их использовать, ведь полученные кадры отличаются высоким качеством, объемом и эффектами, которых не достичь при помощи широкоугольного объектива и графических редакторов», – считает креативный продюсер Евгений Субочев, организовавший съемки мини-сериала «Земля больших возможностей», фильма «Уральское дерби» и других проектов.