Объектив в работе
Спортивная съёмка
Для первой съёмки с объективом SEL400F28GM я отправился на фестиваль экстремальных видов спорта Locals Only в Крылатское, в рамках которого проходил чемпионат России по вэйксёрфингу и скейтбордингу.
Высокая трибуна с удобным расположением вдоль Гребного канала, по которому проходят дистанцию спортсмены — идеальная точка для съёмок. Весь процесс соревнования как на ладони.
Активирую режим следящего автофокуса и серийной съёмки. Скорости движения спортсменов не слишком высоки, поэтому 5−7 кадров в секунду будет вполне достаточно. С такой съёмкой вполне справляеся не только ILCE-9, но и ILCE-7M3 или ILCE-7RM3 — у них скорость серийной съёмки достигает 10 кадров/с. Последняя модель, кроме того, за счёт высокого разрешения 42,4 Мп позволит получать высококачественные изображения даже при сильном кадрировании.
Автофокусировка
Ограничитель диапазона автофокусировки смело ставим в положение «7 м — бесконечность». Скорость фокусировки действительно высока и занимает считанные доли секунды. Следящий автофокус удерживает объект съёмки по всей длине дистанции заезда даже несмотря на то, что спортсмены периодически «прячутся» за флагами, установленными перед трибунами и перекрывающими обзор.
Скейтбординг — штука более динамичная, тут уже надо задействовать все 20 кадров в секунду камеры Sony A9, да и стоять приходится почти вплотную к рампе, учитывая, разумеется, степень приближения и композицию.
В противном случае в кадр так и норовят попасть зрители или прохожие. Оно и понятно, они даже не догадываются о вашем существовании, ведь вы стоите за 50−100 метров от места действия.
При подобных съёмках лучше занимать господствующую высоту, как говорят стрелки. И спортивный фотограф от них мало чем отличается: также нужно занять выгодную позицию, хорошенько прицелиться и получить заветный кадр. Но есть съёмки, при которых просто необходимо располагаться горизонтально относительно площадки. Иначе динамика снимаемых сцен будет уже иной.
Стабилизатор
Работа со столь мощным телевиком без стабилизатора практически невозможна. Дело даже не в смазе картинки из-за дрожания рук. Если отключить стабилизацию и посмотреть в видоискатель, то картинка в нём будет сильно дрожать и даже прыгать — строить кадр очень утомительно, да и автофокусу работать тяжело. Поэтому в Sony FE 400mm F2.8 GM OSS стабилизатор есть, на что указывают три последних буквы в его названии (OSS — Optical SteadyShot).
Режимы оптического стабилизатора изображения
Через час непрерывных съёмок вес техники даёт о себе знать, и появляются первые смазанные кадры. Что уж говорить о многочасовой съёмке без монопода?! Она будет утомительна даже для тренированного человека. А тремор рук из-за усталости увеличивается пропорционально величине фокусного расстояния.
Да, в системе Alpha широко применяются встроенные в камеру пятиосевые стабилизаторы. Но на больших фокусных расстояниях оптики их эффективность снижается из-за ограниченной амплитуды смещения сенсора. При установке SEL400F28GM на камеру со стабилизатором обязанности распределяются между двумя системами. Стабилизатор объектива отрабатывает наклонные смещения вверх-вниз и вправо-влево, а стабилизатору камеры остаются линейные смещения и повороты вокруг оптической оси.
Дополнительно у Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS есть три режима работы встроенного стабилизатора. Первый — классический. Второй предназначен для съёмки с панорамированием. Режим под номером 3 с усовершенствованным алгоритмом обеспечивает оптимальную стабилизацию при съёмке динамичных и непредсказуемых спортивных событий и более лёгкое кадрирование при съёмке движущихся объектов.
Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS в равной степени отлично снимает как динамику, так и относительную статику. Ведь спортивное мероприятие — это не только сами спортсмены, но и болельщики на трибунах, за которыми порой наблюдать не менее увлекательно.
Анималистика
Дабы проверить Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS в анималистическом жанре фотографии, а проще говоря — в жанре фотоохоты, я отправляюсь в Московский зоопарк. По объективным причинам, в рамках обзора, выехать на съёмку дикой природы времени и возможности не было. Но зоопарк стал отличной заменой.
Здесь — и активные приматы, на которых можно «половить динамику», и спокойные хищники с пернатыми, которых можно снимать, не боясь спугнуть — особенно, если использовать телеконвертер.
Нужно не забывать переключать ограничитель диапазона фокусировки в зависимости от сцены, чтобы исключить лишние движения приводов объектива с целью повышения скорости автофокусировки. Дикие животные непредсказуемы, и нужно быть всегда готовым поймать «тот самый» кадр. Особенно учитывая то, что съёмка часто ведётся через решётку.
Кольцо фокусировки у Sony FE 400 mm F2.8 GM OSS оптимального размера, и левая рука находит его вслепую. Оно имеет плавный ход, ручная наводка на резкость происходит без рывков и дёрганий.
Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS в комплекте с 2-кратным телеконвертером SEL20TC позволяет в прямом смысле заглянуть животным в глаза.
Результаты стандартного теста резкости я оценю чуть позже, а пока на примере некоторых жителей Московского зоопарка я хотел бы продемонстрировать резкость объектива на открытой диафрагме.
Минимальная дистанция фокусировки составляет 2,7 метра, а максимальный масштаб — 0,16х. Макро при таких данных, конечно, не поснимаешь, но взять отдельные детали крупным планом очень даже можно, особенно если использовать 2-кратный телеконвертер.
Специфика супертелевиков
Главная особенность всех супертелевиков с фиксированным фокусным расстоянием (как у нас) — необходимость «зумировать» картинку ногами. Иногда бывает сложно определить на глаз, что именно окажется в кадре. Особенно это касается таких точек съёмки, как трибуна, мост или смотровая площадка. Надо понимать, что в руках не тревел-зум с диапазоном 24−600 мм, с которым вы сами решаете, какое количество окружающего вас пространства будет в итоге на фотографии.
В нашем случае не всё зависит от фотографа. И хорошо, если вы можете подстроить кадр ногами, пройдя 10−20 метров.
Но будем честными, подобными объективами снимается несколько выразительных кадров с одного спортивного мероприятия, длящегося несколько часов. При этом — с одной точки. С ним не гуляют по городу (если только в рамках нашего обзора).
Ещё одной особенностью супертелевиков является своеобразная передача пространства. Оно буквально сжимается, и картинка может стать более плоской, будто предметы на ней расплющены. Перспектива совсем теряется, если главный объект не выделен за счёт размытия фона, и на нём нет перепадов яркости. Это можно использовать и как творческий приём, и как ключ к созданию необычных кадров с практически неузнаваемыми пейзажами.