Тест объектива Sony SEL28F20 и конвертера SEL075UWC
Sony SEL075UWC — это широкоугольный конвертер, существенно расширяющий угол обзора объектива SEL28F20 до 21 мм. Конвертер имеет такое же обозначение, как и обычные объективы в системе Alpha — SEL, и это неспроста: по своим оптическим качествам он значительно превосходит большинство конвертеров, предлагаемых сторонними производителями, и вплотную приближается к обычным объективам. Впрочем, к вопросу качества изображения мы ещё вернёмся, пока же давайте разберёмся с конструкцией этого устройства.
Конструкиця
Конвертер Sony SEL075UWC устанавливается на объектив SEL28F20 с помощью байонетного соединения вместо бленды. При этом люфтов, кроме лёгкого осевого, нет. Конструкция получается не слишком компактная, но смотрится она довольно органично. Конвертер обладает сходным с объективом SEL28F20 дизайном, также он унаследовал от него пыле- и влагозащиту.
Sony SEL075UWC оснащён встроенной блендой. Но кажущийся плюс на поверку оказывается существенным недостатком: из-за бленды конвертер лишился резьбы для светофильтров. Установить их штатным образом не получится.
При установке конвертера на объектив камера об этом немедленно «узнаёт». В объективе есть датчик Холла, который распознает установку конвертера. EXIF будет прописано корректное фокусное расстояние — 21 мм, стабилизатор также будет работать корректно. Вручную в меню ничего менять не нужно. Также информация о фокусном расстоянии и установленном конвертере необходима для исправления искажений.
В работе
Светосила SEL28F20 после установки SEL075UWC падает ровно на ступень, до f/2.8. Впрочем, для сверхширокоугольника это всё равно неплохо. У меня не возникло сложностей при съёмке в метро, где освещение традиционно оставляет желать лучшего. Естественно, съёмка велась с рук. Мне приходилось работать не на открытой диафрагме: падение резкости на f/2.8 ощущается сильно. Из всех возможных помощников на моей стороне был лишь стабилизатор изображения в камере, и он не подвёл!
Зато какие возможности даёт конвертер при съёмке помещений, интерьера и архитектуры! В кадр умещается всё пространство вокруг фотографа. Конкуренцию здесь может составить разве что сверхширокоугольный объектив Sony SEL1635Z, однако его стоимость превосходит цену объектива SEL28F20 вместе с конвертером.
Широкоугольный конвертер SEL075UWC практически не влияет на работу автофокуса. Фотоаппарат одинаково быстро и точно фокусируется как с ним, так и без него.
Качество изображения
Не стоит ждать звенящей резкости от связки из недорогого широкоугольника и конвертера как минимум на f/2.8. Вполне ожидаемо на открытой диафрагме резкость будет не слишком высокой, особенно на 42-мегапиксельной камере.
Однако уже на f/4 резкость в центре существенно возрастает, а мягкость остаётся лишь ближе к краю кадра. Дальнейшее закрытие диафрагмы шаг за шагом повышает качество картинки. На f/5.6–f/8 резкость подбирается ближе к краям снимка. Центр при этом отличается сравнительно высокой детализацией. Оптимальный результат достигается на f/8–f/11. Но резкость краёв снимка всё равно ниже, чем в центре.
На 24-мегапиксельной матрице результат получается намного лучше. Высокая резкость по всему полю кадра достигается на f/5.6–f/8.
Падение резкости в углах кадра во многом объясняется программным исправлением геометрических искажений. В JPEG эту функцию отключить невозможно, в RAW она задействована по умолчанию, но отключается в программных продуктах Adobe. Бочкообразная дисторсия весьма сильна, но программная коррекция с ней справляется на отлично.
JPEG из камеры, заметна коррекция искажений.
Конвертация из RAW без коррекции искажений.
На удивление хорошо обстоят дела с хроматическими аберрациями. Цветные каёмки у контрастных границ появляются далеко не на всех кадрах и лишь ближе к периферии снимка. Закрытие диафрагмы на одну ступень существенно снижает их уровень.
Появление бликов при съёмке в контровом свете вполне возможно. Однако блики получается довольно мелкими, существенного влияния на качество изображения не оказывают. Контраст при этом не снижается, засветок не образуется.
Выводы
Сверхширокоугольный конвертер Sony SEL075UWC, созданный для объектива SEL28F20, вовсе не так прост, как кажется. Не спешите ставить его в ряд бесполезных аксессуаров. С 24-мегапиксельными (и тем более с 12-мегапиксельными камерами) он способен обеспечить достаточно высокое для любительской съёмки и даже для профессионального применения качество изображения, составив при этом достойную конкуренцию значительно более дорогому сверхширокоугольнику SEL1635Z. И лишь для топовой Sony ILCE-7RM2 возможностей этого конвертера может не хватить. На 42 мегапикселях периферия кадра будет выглядеть не слишком резкой даже после диафрагмирования.
К сильным сторонам этого конвертера нужно отнести сравнительно низкий уровень хроматических аберраций, высокий контраст даже в контровом свете, высокую резкость по центру кадра на прикрытых диафрагмах, а также беспроблемную работу автофокуса. Немаловажно, что после установки конвертера на объектив камера автоматически распознаёт его, а значит, будет корректно работать встроенный в «семёрки» второго поколения стабилизатор.
Из минусов стоит отметить снижающуюся к краям кадра детализацию, не слишком высокую резкость на f/2.8, а также невозможность установки светофильтров. Геометрические искажения конвертера и объектива довольно сильны, но полностью исправляются программно, в том числе и в камере при съёмке в JPEG.
Мы рекомендуем широкоугольный конвертер Sony SEL075UWC всем фотографам, которые уже имеют объектив SEL28F20. Такая покупка существенно расширит угол обзора и творческий потенциал данного объектива. Связка из Sony SEL28F20 и SEL075UWC — это неплохое решение для любителей широкоугольной оптики, которое обойдётся существенно дешевле покупки топового зума SEL1635Z. Также конвертер хорошо подойдёт для любителей съёмки видео: здесь качества изображения хватит с избытком даже при съёмке на открытой диафрагме.
Плюсы:
- пыле- и влагозащищённая конструкция;
- автоматическое распознавание конвертера камерой, корректная работа стабилизатора;
- сохраняется работа автофокуса;
- сравнительно низкий уровень хроматических аберраций;
- высокий контраст даже в контровом свете;
- высокая резкость по центру на f/4;
- хорошая резкость по краям на f/8 на 24-мегапиксельных камерах.
Минусы:
- заметное падение детализации по краям, особенно на 42-мегапиксельной камере;
- невозможно установить светофильтр;
- мягкая картинка на открытой диафрагме.