Тест объектива Sony SEL1635Z
Эта статья открывает цикл публикаций, посвящённых оптике Sony с байонетом E. Мы в Prophotos поставили перед собой амбициозную задачу — протестировать все выпущенные на сегодняшний день полнокадровые объективы для беззеркалок Sony Alpha. В ближайшее время будут готовы первые семь тестов. Следите за новостями на Prophotos.ru!
-
Обзор объектива Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS (SEL1635Z)
-
Обзор объектива Sony Carl Zeiss Sonnar T* 35mm f/2.8 ZA (SEL35F28Z)
-
Обзор объектива Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* 24-70mm f/4 ZA OSS (SEL2470Z)
Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS (SEL1635Z)
Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS (SEL1635Z) — это топовый на данный момент сверхширокоугольный объектив (угол обзора до 107°) в беззеркальной полнокадровой системе Sony Alpha. Позицию лидера он сохранил даже после анонса профессиональной линейки объективов G-Master: на момент написания статьи более светосильного конкурента у него не появилось. Насколько качественным получился объектив? Соответствует ли он своей, прямо скажем, не самой низкой цене и высокому статусу? Обо всём этом читайте в нашем тесте!
Конструкция
Одним из главных преимуществ беззеркальных камер является их компактность. Сами фотоаппараты существенно выигрывают у зеркальных конкурентов в габаритах. Однако физику не обмануть: оптика для полного кадра не может быть маленькой, особенно если речь идёт о сверхширокоугольнике. Sony SEL1635Z — удачный компромисс между различными характеристиками.
Разработчики не стали гнаться за сверхвысокой светосилой, существенно сэкономив на размерах и весе объектива. Значения f/4 во всём диапазоне фокусных расстояний вполне достаточно для решения большинства творческих задач. Зато объектив оснащён встроенным стабилизатором изображения. Мало света? Увеличивай выдержку и снимай с рук без смаза! Вполне логичное решение.
Съемка с рук с увеличенной выдержкой.
В результате фотографы получили не такой уж и компактный, но всё же не гигантский сверхширокоугольник с весом немногим более 500 граммов. Отметим, что при зумировании габариты объектива несколько увеличиваются (в положении 16 мм выдвигается передний линзоблок менее чем на 2 см). При этом линзоблок не вращается, что позволяет применять градиентные и поляризационные фильтры диаметром 72 мм.
Корпус Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS выполнен из металла, включая кольца зума и фокусировки. Ход колец очень плавный и в меру тугой.
Люфтов нет ни в одном из узлов. Качество сборки очень высокое! Конструкция имеет пыле- и влагозащиту, но без внешних проявлений типа резинового уплотнения байонета.
Влагозащиту мы проверяли снегом и дождем.
В работе
Из органов управления на объективе есть лишь кольцо зума и электронное кольцо фокусировки. Включать и отключать оптический стабилизатор предстоит через меню фотоаппарата. Неудобство? Возможно. Но и объектив не претендует на звание репортажного. Скорее это творческий инструмент для съёмки пейзажей и интерьеров, архитектуры.
Диапазон фокусных расстояний из разряда классических: фотограф имеет в своём распоряжении сверхширокий угол 107° с возможностью небольшого зумирования. Собственно, большинство снимков на такие объективы делаются как раз в широкоугольном положении. А 35 мм — это своеобразный приятный бонус.
Фокусное расстояние 16 мм.
Фокусное расстояние 35 мм.
В 16-мм положении изображение приобретает характерные перспективные искажения: с наклоном камеры параллельные линии начинают динамично сходиться по мере отдаления от точки съёмки. Этот эффект никак не зависит от модели объектива, а связан лишь с его углом обзора. Но главное — эти снимки смотрятся ярко и необычно. Такая особенность является настоящим творческим инструментом в руках умелого фотографа.
SEL1635Z имеет неплохую скорость фокусировки. Во всяком случае во время тестирования ни разу не возникло ситуации, когда кадр был упущен из-за нерасторопности автофокуса. Впрочем, и глубина резкости у этой модели получается просто огромная, особенно если прикрыть диафрагму. Это очень важно при съёмке пейзажей.
Вручную фотографу придётся фокусироваться с помощью электронного кольца. Оно имеет нелинейный ход, зависящий от скорости вращения. Решение в конечном счёте очень удобное, но требует от фотографа привыкания. Многие мастера старой школы принимают его не сразу.
Стабилизатор
Встроенный стабилизатор существенно расширяет возможности съёмки с рук. Даже с «семёрками» первого поколения объектив позволяет вести съёмку в помещении или после захода солнца с рук на диафрагмах f/4–f/5.6 и низких ISO в пределах 100–400 единиц. При работе с Sony Alpha 7RM2 обе стабилизатора — в объективе и в камере — работают одновременно.
Съемка с рук на увеличенной выдержке.
Большинство кадров этого теста были сделаны без применения штатива, в том числе в метро и в музее, где использование треног запрещено. Сожалений о нехватке светосилы ни разу не возникло.
Съемка с рук на увеличенной выдержке.
Резкость
Резкость — вот чего ждут фотографы от объективов подобного уровня. И пейзаж, и интерьерная съёмка подразумевают высочайшую детализацию снимков. Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS (SEL1635Z) способен её обеспечить! Мы специально тестировали его на 42-мегапиксельной камере Sony ILCE-7RM2, чтобы продемонстрировать максимум возможностей.
Фокусное расстояние 16 мм
Уже на открытой диафрагме объектив отличается высочайшей резкостью в центре кадра. Если изображение изобилует мелкими деталями, то на матрице Sony ILCE-7RM2 возможно возникновение муара. А это явный признак того, что разрешающая способность оптики выше разрешающей способности матрицы. Резкость вполне закономерно снижается ближе к краям кадра, но по-настоящему это заметно лишь на самой периферии снимка. Открытая диафрагма является полностью рабочей.
Диафрагмирование на ступень до f/5.6 приводит к незначительному росту детализации в средней части снимка (в центре максимум уже был достигнут на f/4) и существенно «подтягивает» края кадра. Некоторая мягкость изображения остаётся лишь в углах. Углы добирают резкость по мере дальнейшего закрытия диафрагмы до значений f/8–f/11, однако по детализации всё же не могут конкурировать с центром снимка. После f/16 резкость снижается из-за дифракции.
Фокусное расстояние 35 мм
В длиннофокусном положении ситуация повторяется: объектив даёт резкую практически по всему кадру картинку на открытой диафрагме, и лишь по периферии заметно некоторое снижение детализации. Закрытие диафрагмы на одну ступень до f/5.6 делает центральною часть снимка звеняще-резкой и прибавляет детализации краям кадра. Однако на 42-мегапиксельной матрице даже при f/11 не стоит ждать такой же резкости от краёв снимка, как от его центра.
Бликозащита
Съёмка на сверхширокоугольный объектив имеет свою специфику: с очень большой долей вероятности в кадре окажется солнце или любой другой яркий источник света. Поэтому вопросы бликозащиты стоят для этой оптики особенно остро! Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS (SEL1635Z) здесь имеет несколько особенностей, о которых нужно помнить.
В целом, объектив очень хорошо держит контровый свет: не теряет контраст, практически не образует засветок. Контраст в контровом свете настолько высокий, что можно смело ставить сюжетно-важный объект в пересвеченную область. Засветки и блики его «не съедят». При сильном диафрагмировании возможно появление «лучиков» вокруг источника света.
Поймать такой блик можно лишь на прикрытой диафрагме и при особенном расположении источника света в кадре.
Лишь в отдельных случаях, когда солнце находится чуть в стороне от края кадра, Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS (SEL1635Z) может поймать круглый блик довольно большого размера. Форма и размер этого блика сильно зависят от значения диафрагмы и положения источника света в кадре. Скажу больше: от блика легко избавиться, чуть-чуть сместив камеру в сторону. Чтобы продемонстрировать вам эти снимки, пришлось специально подбирать условия съёмки, когда блик проявляется во всей своей красе.
Хроматические аберрации
Хроматические аберрации — цветные каёмки у контрастных границ — это настоящий бич широкоугольной оптики. В современном фотомире не так много объективов, надёжно защищённых от подобных искажений. Sony SEL1635Z имеет очень низкий уровень хроматических аберраций, позволяющий применять его практически в любых условиях. Аберрации проявляются преимущественно по краям и углам кадра, несколько ослабевают при диафрагмировании на ступень–две. Однако их величина настолько мала, что заметить их можно лишь при детальном изучении увеличенных до 100% снимков. В ходе нашего теста программное подавление хроматических аберраций было отключено.
Виньетирование
Об этой особенности объектива нужно помнить: на открытой диафрагме яркость углов кадра будет существенно ниже яркости центра. Виньетирование выражено довольно сильно. Оно заметно ослабевает при f/5.6, но ещё лучший результат получается при f/8. В нашем тесте программная коррекция виньетирования в камере была отключена.
Геометрические искажения
Sony SEL1635Z имеет слабую бочкообразную дисторсию. Её коррекция может быть осуществлена программно прямо в камере или в графическом редакторе при конвертации RAW-файла. Продукты Adobe уже имеют встроенный профиль для этого объектива. Примечательно, что в фотоаппарате автоматическое искажение дисторсии отключается (для ряда объективов с ярко выраженными искажениями оно сделано неотключаемым). На практике геометрические искажения больших проблем не доставляют.
Исправление геометрических искажений отключено.
Выводы
Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS (SEL1635Z) способен обеспечить качество изображения, достойное самых современных полнокадровых фотоаппаратов. Даже на 42-мегапиксельной камере он демонстрирует отличные результаты. Снижение резкости заметно лишь в самых углах кадра и ослабевает при диафрагмировании. Зато бОльшая площадь снимка резка уже на открытой диафрагме. Хроматические аберрации и геометрические искажения в целом малы, не оказывают существенного влияния на качество изображения и легко подавляются программно, в том числе продуктами Adobe. Объектив прекрасно держит контровый свет, не теряя контраст. Шанс поймать блики есть, но для этого фотографу придётся приложить некоторые усилия, подбирая положение источника света в кадре и значение диафрагмы. Из всех оптических недостатков ярче всего выражено виньетирование, оно присутствует и на f/4, и на f.5.6, ослабевая лишь к f/8.
Объектив получился очень удачным по совокупности характеристик. Сверхбольшой угол обзора здесь уживается с относительно малым для сверхширокоугольной полнокадровой оптики весом — около 500 грамм. Не слишком высокую светосилу компенсирует встроенный оптический стабилизатор. К формальным неудобствам использования этой модели можно отнести лишь отсутствие селектора отключения стабилизатора, а также требующее некоторого привыкания электронное кольцо фокусировки.
Как и положено оптике Carl Zeiss, эта модель имеет металлический корпус, лишённый люфтов. Производителем заявлена пыле- и влагозащита.
Мы рекомендуем Sony Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA OSS (SEL1635Z) прежде всего любителям пейзажной, архитектурной, интерьерной и тревел-фотогграфии. Нелишним он будет и в наборе свадебного фотографа, так как позволит создавать эффектные снимки в интерьерах. Это действительно качественный объектив от Sony и Carl Zeiss, имеющий минимум недостатков.
Плюсы:
- удачный баланс между размером и оптическими характеристиками;
- металлический корпус с пыле- и влагозащитой;
- высокая резкость большей части кадра уже на открытой диафрагме;
- сравнительно низкий уровень хроматических аберраций;
- низкий уровень дисторсии;
- хорошо держит контровый свет;
- хорошая бликозащита;
- эффективный стабилизатор изображения.
Минусы:
- выдвижная конструкция;
- отсутствие выключателя стабилизатора на корпусе;
- электронное кольцо фокусировки требует привыкания;
- заметное виньетирование;
- падение детализации по периферии кадра на открытой диафрагме.