Обзор и сравнение характеристик
Мы продолжаем серию тестов, в которых сравниваем топовую оптику Sony G Master с более «простыми» объективами того же производителя. Подобное тестирование наглядно показывает разницу в классе и даёт понять, за что фотограф должен (или наоборот, не должен) переплачивать деньги, выбирая те или иные модели.
Серия сравнительных тестов объективов Sony G Master против «обычных» объективов
В редакции Prophotos уже сравнили широкоугольники класса 16-35 мм, штатники 24-70 мм, широкоугольные фиксы и телевики 70-200 мм. Теперь в сфере наших интересов супертелевики, самым скромным из которых является SEL70300G. Его оппонентом из линейки G Master выступит SEL100400GM. И мы не смогли отказать себе в удовольствии поснимать на профессиональный SEL400F28GM, чтобы продемонстрировать возможности самых совершенных объективов системы.
Сравнение характеристик и возможностей Sony SEL70300G, SEL100400GM и SEL400F28GM
Несмотря на схожий диапазон фокусных расстояний, сегодня у нас на тесте очень разные телевики. Мы собрали в единую таблицу основные характеристики тестируемых моделей, жирным выделили те пункты, где какая-то из моделей имеет явное преимущество.
Обратите особое внимание на светосилу, размер и вес наших подопытных. В мире длиннофокусной оптики эти параметры очень тесно связаны и наглядно демонстрируют, насколько ценна каждая ступень светосилы объектива.
SEL70300G | SEL100400GM | SEL400F28GM | |
Формат кадра | Полный кадр | Полный кадр | Полный кадр |
Фокусное расстояние | 70–300 мм | 100–400 мм | 400 мм |
Угол обзора | 34°–8°10' | 24゚–6゚10' | 6°10' |
Светосила | f/4,5–5,6 | f/4,5–5,6 | f/2,8 |
Оптический стабилизатор | Есть | Есть | Есть |
Минимальная дистанция фокусировки | 90 см | 98 см | 2,7 м |
Максимальный масштаб съёмки | 0,31x | 0,35х | 0,16х |
Оптическая схема | 16 элементов в 13 группах | 22 элемента в 16 группах | 23 элемента в 17 группах |
Лепестки диафрагмы | 9 | 9 | 11 |
Диаметр светофильтра | 72 мм | 77 мм | 40,5 мм, вставной |
Размеры | 84 × 143,5 мм | 93,9 × 205 мм | 158,1 × 359 мм |
Вес | 854 г | 1395 г (без крепления для штатива) | 2895 г |
Крепление для штатива | Нет | Быстросъёмное | Интегрированное. Есть возможность снять |
Пыле- и влагозащита | Есть | Есть | Есть |
SEL400F28GM светосильнее своих собратьев на целых две ступени. Это неоспоримо высокое преимущество, когда речь идёт о телевике. Но какой ценой оно достигается! Даже будучи фикс-объективом, SEL400F28GM имеет самую сложную оптическую схему (кстати, одним из элементов схемы является вставной светофильтр), почти в два раза бóльшие диаметр и длину, двух- и трёхкратно бóльшую массу! На его фоне два других телевика смотрятся настоящими малышами. Но они — не «отстающие» по техническим характеристикам, а разумный компромисс между размером, весом, ценой и возможностями.
Зачем нужна светосила f/2,8? В первую очередь она пригодится, когда света для съёмки не хватает. Кто снимал на 300–400 мм, знает, что не хватает его практически всегда. Там, где в солнечный день SEL400F28GM позволяет вести съёмку на ISO 100, Sony SEL70300G и SEL100400GM потребуют поднимать чувствительность до 400 единиц. А когда солнце склоняется к горизонту, ISO приходится задирать существенно выше тысячи.

Высокая светосила объектива позволила работать на низких ISO, даже когда солнце ушло. Любой другой объектив из нашего теста потребовал бы тут ISO 800.
В менее благоприятных, чем солнечный свет, условиях применение светосильного телевика может оказаться вообще единственной возможностью снять что-то динамичное на короткой выдержке. Поэтому такая оптика является необходимым инструментом спортивных и репортажных фотографов. Если же вычеркнуть часть спортивных съёмок из списка желаемых сюжетов, чуть снизить потолок качества (позволить себе работать с ISO выше тысячи), то SEL70300G и SEL100400GM оказываются куда более приемлемыми вариантами и по цене, и по удобству.
Дмитрий, мы, вероятно, используем разную физику:) Микросмаз и шевеленка для меня разные вещи. Первый может быть вызван вибрацией камеры от работы механизмов (того же затвора), неидеальной работой стаба. Его не убрать штативом или моноподом. Смаз из-за недостаточной стабилизации камеры — это, как ни крути, шевеленка. Убирается только укорачиванием выдержки. И чем выше разрешение и больше фокусное, тем сильнее эта проблема будет применяться. Здесь от объектива и камеры ничего не зависит. Тем более проблема смаза на таких длинных выдержках (1/125 при 600 мм) не будет зависеть от объектива. При столь малом поле зрения смаз будет! Сильный или нет — всё относительно и зависит от Ваших требований к итоговому качеству. Чем выше разрешение матрицы, тем сильнее смаз будет заметен.
Да, у Sony A9 с системой АФ всё сильно лучше. Этого сам производитель не скрывает.
«Георгий, этот навык приобретается и самолет теряешь только если он "на солнце" улетел или за облако» — моя задача указать объективные факторы, влияющие на результат съёмки. Соблюсти совмещение области автофокуса и быстродвижущейся цели с длиннофокусной оптикой сложнее. Отсюда и выше процент брака. Навык лишь снижает процент брака, но не убирает причину.
Спасибо за информацию по тренировочным полетам.
"Непрозрачность атмосферы и дрожание воздуха" - ух, загнули :) На самом деле - не существенно. Или не снимаем вообще или ищем точку, когда эти явления не оказывают влияния на съемку. А микросмаз - это головная боль. Мы снимаем не только реактивные самолеты, где выдержку можно сделать максимально короткой, но и вертолеты или винтовые самолеты, там наоборот, выдержка увеличивается (1/60 - 1/125 - запросто), потому что нужно размыть винты и показать динамику. Я потому и спросил, навык можно наработать или искать/придумывать приемы работы с моноподом.
На счет вина или нет объектива - не знаю. Со слов западных обзорщиков, возможно, что и нет. В том тесте, что я видел участвовали 4 камеры: А9, A7R3, А7 III /вроде бы/ и А6400. 100% в фокусе было только у А9. Снимали собачку бегущую по пляжу и человека бегущего в лесу по тропинке. Возможно у А9 с системой АФ все сильно лучше, чем у остальных камер.
"то вовремя не поменял точку, то потерял цель — специфика 600 мм, когда происходящее в кадре трясётся, прыгает и движется слишком быстро" - Георгий, этот навык приобретается и самолет теряешь только если он "на солнце" улетел или за облако /да и то, со временем учишься понимать физику полета и +/- понимаешь где самолет может выйти/.
Спасибо за ответы на вопросы, буду ждать обзор 200-600мм.
P.S. по-поводу совмещения тестовой съемки и красивых кадров на МАКСе. За неделю до МАКСа начинаются тренировочные полеты их вполне себе можно снимать по солнцу рядом с точкой где стоит медиаплатформа, но с другой стороны забора. Приходите! :)
Гораздо большее влияние, чем микросмазы, оказывает непрозрачность атмосферы и дрожание воздуха. Я бы вообще на них не акцентировал внимание. То есть они есть, но убираются укорачиванием выдержки. Здесь ни от камеры, ни от объектива ничего не зависит, если мы говорим о динамике. На статике микросмазов не заметил. Не мешают.
Развесовка достаточно удобная, если жить в парадигме: устанавливаем камеру на объектив. То есть держим всегда объектив, а на камере только кнопку нажимаем. Центр тяжести не меняется при зумировании и фокусировке. Ход кольца зума маленький, но от 200 до 600 мм мне чаще всего всё равно приходилось перехватываться. Комфортно вращать от 300 до 600 примерно.
Скорость — смотря с чем сравнивать. Это всё же 600 мм! Любой объектив с конвертером будет медленнее. С 30% брака соглашусь — цифра похожа на правду, если мы говорим о съёмке динамики. Но вина ли это объектива? Чаще всего брак получается из-за самого построения процесса съёмки без предварительной фокусировки. Когда быстро навёл и нажал кнопку, первый кадр иногда не в резкости, дальше серия в резкости. Если самолет идет на посадку, то возможны промахи из-за того, что автофокус цепляется на передний план. На изолированном фоне проблем вообще никаких. Если автофокус захватил самолет, то все кадры будут резкими.
Если работаешь не с широкой зоной, а с точкой автофокуса, то брака те же 30%: то вовремя не поменял точку, то потерял цель — специфика 600 мм, когда происходящее в кадре трясётся, прыгает и движется слишком быстро.
Основной вопрос: микросмазы при съемке на длиннофокусную оптику камерами у которых матрицы выдают 40-60 мп. Миф или реальность? Если реальность, то есть ли шансы привыкнуть (Ваше мнение) и наработать навык съемки без микросмазов? Все ж таки 40-60 мп дают большую свободу для кадрирования и хочется ее использовать. Речь о съемки "с рук", без монопода.
Так же интересует развесовка: если я правильно понимаю, объектив сильно тяжелее камеры, как-то влияет на съемку "с рук"? Насколько удобно работать с разными фокусными, приходится ли перехватывать объектив при переходе с 200 мм на 600 или хватает одного хода кольца? Насколько он быстрый? /На ютубе у западных обзорщиков встречал информацию, что в связке с ILCE-7RM3 из серии 30% уходит в брак - автофокус не успевает/. Ну и... насколько он резкий? 40-60 мп ему подходят или не стоит?
Нет, такой возможности нет. Мы уже сделали тест SEL200600, но там использовалась предыдущая версия камеры — ILCE-7RM3. Съёмка динамики также проходила на МАКСе. Если есть вопросы — задавайте, отвечу. Специфику объектива прочувствовал в полной мере. Тест будет опубликован в ближайшее время.
Георгий, почему-то вопросов к Вашей съемке мотокросса не возникает, вероятно потому, что как снимать мотокросс Вы понимаете и знаете. И там и тестовая съемка и фото для выставки есть, как-то смогли Вы объединить и то и другое.
P.S. Есть ли у Вас возможность протестировать новую А7R4 в связке с новым же 200-600 мм на динамичных сюжетах: авиафотография, спорт (мотогонки или автогонки)? Понимаю, что это интересно довольно узкому кругу фотографов, но все же?
Дмитрий, мне тоже очень жаль, что я не смог попасть снимать на медиаплатформу. Не вижу смысла оправдываться. Тот материал, который демонстрирует работу объектива в сложных условиях, я смог отснять и без медиаплатформы. Мои снимки могут отличаться по качеству от Ваших, но они и сняты для другой цели — показать возможности техники. Давайте разделять тестирование оптики и фото для выставки. Эти два направления пересекаются ровно наполовину.
Георгий, я бы в это поверил, если бы не занимался авиационной фотографией и не знал ситуацию. На этом МАКСе платформа в бизнес-дни была пустая, там было от силы человек 30. Спросить у читателей в ФБ: а где и как отснять - это ведь тоже не проблема?
Дмитрий, вместимость медиаплатформы сильно ограничена, из-за чего ограничен и доступ на нее в том числе и представителям СМИ. Поэтому мы снимаем как простые смертные, с летного поля.
Меня мучает один вопрос: вот уже дважды на вашем сайте присутствует съемка с МАКСа и оба раза она в контре, зачем так издеваться над собой и техникой? Допустим, в редакции нет авиационных фотографов, но уж получить регистрацию на МАКС и отснять тестовый материал с медиаплатформы можно? Или спросить совета у своих читателей "где можно отснять быстрые самолеты в динамике?", это ведь не большая тайна... Печаль.
P.S. "Здесь я хотел взять крупность помельче" - переведите на русский язык, пожалуйста.
Вы о SEL400F28? Цитирую:
Целых шесть элементов отвечают за работу автофокуса. Из привычного — только выключатель. Второй селектор является трёхпозиционным лимитером дистанций: полный диапазон, 2,7 — 7 метров, 7 метров — бесконечность. Третий рычажок позволяет включить постоянную доводку резкости кольцом фокусировки. Ниже расположены селектор и кнопка SET, которые работают в паре с кольцом моторизованного фокуса. В самом простом случае можно фокусироваться плавно и с постоянной скоростью при видеосъёмке. Но есть и дополнительные возможности. Например, можно задать дистанцию фокусировки, к которой объектив вернётся после смещения подпружиненного дополнительного кольца. Оптический стабилизатор имеет три режима работы: традиционный, для панорамирования в одной плоскости, для динамичных сюжетов с хаотичным перемещением камеры. Ну и плюс кнопки блокировки фокуса (перепрограммируемые) в трех местах.
Чё все эти кнопки делают? Это больше, чем весь этот обзор волнует. Он выглядит как моя клавиатура))