Знакомство с объективом
Sony Carl Zeiss Distagon T* 35mm f/1.4 ZA FE (SEL-35F14Z) — топовый 35-мм фикс. Это заметно даже по внешнему виду: объектив очень большой по меркам беззеркальной системы Sony Alpha, с отдельным кольцом для установки диафрагмы и лаконичным синим логотипом Carl Zeiss. Выглядит мощно, но насколько он хорош в деле? Будем выяснять в нашем тесте.
Сразу скажу, что с этим объективом мне удалось познакомиться довольно близко. Он стал надёжным спутником в нескольких поездках, с ним мы тестировали многие камеры Sony Alpha седьмой серии. И выбор не был случайным: с SEL-35F14Z легко можно раскрыть потенциал матрицы хоть 36-мегапиксельной ILCE-7R, хоть 42-мегапиксельной ILCE-7RM2. Кадры с этих фотоаппаратов и лягут в основу нашего теста.
Конструкция
Как и положено Цейссу (пусть и произведённому на заводе Sony), корпус объектива сделан из металла. Металлическими здесь являются оба управляющих кольца: фокусировки и установки диафрагмы. Кольцо фокусировки электронное: чем резче вращаешь, тем быстрее происходит перемещение линз. Вращая его плавно, можно настроить резкость с очень высокой точностью. Ход кольца очень плавный и в меру тугой. Работать с ним приятно.
Кольцо установки диафрагмы на объективе сегодня редкость. Такое решение мы видели лишь у Fujifilm и в отдельных топовых объективах Sony. Мне как фотографу такое эргономическое решение очень нравится, особенно в совокупности с фирменной особенностью Sony, когда на экране или в видоискателе вы сразу видите картинку с учётом прикрытия диафрагмы. Глубину резкости можно оценивать визуально и тут же регулировать диафрагму на объективе.
Ход кольца может быть как дискретным с щелчками через каждую ⅓ ступени, так и плавным, бесступенчатым — соответствующий переключатель есть на правом боку объектива. Это важно для видеографов. Если же вы хотите управлять диафрагмой с камеры, просто поставьте кольцо в положение А. Кольцо управления диафрагмой тоже электронное и не имеет жёсткого сопряжения с механизмами внутри объектива.
В комплекте с объективом поставляется качественная фигурная бленда, сделанная из пластика и металла. Она значительно увеличивает габариты объектива, но отказываться от неё не стоит: иногда бленда здорово защищает от бликов.
Вес этого 35-мм фикса — совсем не скромные 630 грамм. Кажется, в этом диапазоне фокусных расстояний разработчики Sony решили не искать золотой середины и уйти в крайности. Есть сверхкомпактный 120-граммовый Sony Carl Zeiss Sonnar T* 35mm f/2.8 ZA (SEL35F28Z) и его прямая противоположность — герой нашего теста. Роднит двух этих братьев лишь одно — высокое качество картинки.
Большой вес и размер легко объясняются сложностью оптической схемы SEL-35F14Z. Стекла в ней много: 12 элементов в 8 группах. В схеме применяются две асферические линзы (показаны сиреневым цветом) и одна так называемая AA-линза (advanced aspherical lens), которая показана розовым цветом. Подобные линзы мы уже встречали в серии G Master. Во многом сложность изготовления и невероятно малые допуска подобных линз определяют стоимость объектива, назвать которую бюджетной никак нельзя.
Объектив в работе. Субъективные впечатления
Когда говоришь о профессиональной технике, то любые субъективные комментарии, как правило, сводятся к двум вопросам: массогабаритным характеристикам и качеству изображения. SEL-35F14Z не стал исключением. Он всем своим видом олицетворяет простую истину: оптическое качество и высокая светосила несовместимы с компактностью, особенно когда мы говорим о полнокадровой оптике. Он просто большой и тяжёлый, и этим всё сказано. Если удерживать камеру одной рукой, то объектив весьма заметно её перевешивает. Так что фотограф обречён на съёмку с правильным двуручным хватом, когда основной вес фотоаппарата ложится на левую руку, поддерживающую объектив.
Фокусируется Carl Zeiss Distagon T* 35mm f/1.4 ZA FE не мгновенно, но достаточно быстро, чтобы не упустить скоротечный сюжет. Репортаж снимать с ним можно смело. Прогон от бесконечности до минимальной дистанции занимает чуть меньше секунды. Зато наводка на резкость проходит абсолютно бесшумно — немаловажно для видеосъёмки, а также для жанровой фотографии.
Объектив не оснащён встроенным стабилизатором изображения, так что рассчитывать придётся на крепкость рук (с «семёрками» первого поколения) или на встроенный в камеру стабилизатор (для «семёрок» второго поколения и новой A6500). Впрочем, светосилы с лихвой хватает для съёмки после захода солнца или при скудном освещении даже на обычных, не слишком длинных выдержках.
Sony Carl Zeiss Distagon T* 35mm f/1.4 ZA FE из тех объективов, которые провоцируют фотографа на съёмку с открытой диафрагмой. Высокая резкость на открытой диафрагме и пластичное боке — вот его сильные стороны.
Если нужно получить объёмную, наполненную воздухом картинку, то SEL-35F14Z с этим справится отлично. Но для сюжетов, требующих технически высококачественного изображения, диафрагму лучше закрывать на одну-две ступени. Незначительные аберрации и лёгкий софт-эффект, проявляющийся на открытой диафрагме, уходит полностью, а объём в кадре остаётся.
Ещё одной особенностью объектива можно назвать малую дистанцию фокусировки — 30 сантиметров от плоскости матрицы. Трудно придумать сюжет, для которого понадобилась бы меньшая МДФ. Даже самые малые объекты можно снимать крупным планом, эффектно размывая фон.