Тест объектива Sony FE 28mm f/2 (SEL28F20)
Недорогой современный широкоугольный объектив на полный кадр — в системе Sony Alpha E эта роль отдана модели Sony FE 28mm f/2 (SEL28F20). Лёгкий, компактный, светосильный — это тоже всё о нём. А каков же он в деле? Что с качеством изображения? Будем разбираться в нашем тесте.
Конструкция и дизайн
Прежде чем перейти к съёмке, давайте повнимательнее рассмотрим объектив. Он сравнительно небольшой, возвышается над байонетом фотоаппарата на скромные 6 см, а по диаметру точно соответствует байонетному кольцу. Корпус изготовлен из металла, электронное фокусировочное кольцо также металлическое.
Расчётливым фотографам удастся сэкономить на бленде (она идёт в комплекте) и на светофильтрах — диаметр резьбы в 49 мм обуславливает их низкую стоимость. Но это ещё не всё: Sony FE 28mm f/2 (SEL28F20) позволяет применять выпущенный специально для него широкоугольный конвертер (фокусное расстояние 21 мм) и фишай-адаптер (фокусное расстояние 16 мм). Они устанавливаются на байонетное крепление бленды. Кстати, оптическое качество адаптеров настолько высокое, что в модельном ряду Sony они имеют обозначение, характерное для объективов: SEL057FEC и SEL075UWC. Этим адаптерам мы посвятим два отдельных теста. А пока вернёмся к объективу SEL28F20.
SEL28F20 имеет пыле- и влагозащиту, но снаружи это незаметно: резиновой «юбки» на байонете нет. Вероятно, все защитные элементы спрятаны внутри корпуса. Во всяком случае, объектив смотрится монолитным: в процессе фокусировки ни одна внешняя часть не движется.
Объектив в работе
Фокусное расстояние SEL28F20 многим фотографам может показаться «непривычным». Вероятнее всего, дело здесь в некотором консерватизме: традиционной популярностью у российских фотографов пользуются 35-мм и 50-мм объективы. Однако на деле 28-мм оказываются не менее универсальными!
Во-первых, умеренно широкий угол обзора удобен для пейзажной съёмки, в том числе городской. Во-вторых, 28 мм хорошо подходят для съёмки архитектуры: перспективные искажения не слишком сильны, а угол обзора уже достаточно широк. В-третьих, у этого фокусного расстояния немало поклонников среди любителей стрит-фотографии.
Благодаря высокой светосиле SEL28F20 очень хорошо подходит для съёмки в помещениях, при сложных световых условиях. Также он справляется с ночной городской съёмкой.
Светосила f/2 позволяет работать с размытием фона. При съёмке на открытой диафрагме передний план можно эффектно отделить от заднего. Но не стоит ждать чудес: перед нами широкоугольный объектив, а значит, его боке вряд ли будет выдающимся.
Одиночные блики в зоне нерезкости имеют неравномерное заполнение, контрастные границы. Фон размывается не слишком мягко, зато без неприятных двоений. Для широкоугольника это уже неплохой результат!
Минимальная дистанция фокусировки объектива всего 29 см, что позволяет ставить на первый план даже сравнительно мелкие объекты.
Бликозащита и хроматические аберрации
За счёт небольшой и слабоизогнутой передней линзы Sony FE 28mm f/2 практически не ловит паразитных засветок и бликов, когда солнце или другой источник света находится сразу за границей кадра. Во время тестирования я ни разу не надел на объектив бленду, так как в этом не возникало необходимости.
Если же вы впускаете солнце в кадр, то небольшие цветные засветки всё же появятся, но лишь непосредственно рядом с пересвеченным участком. Падение контраста возникает в небольшой локальной области. Одиночные паразитные блики могут появиться при диафрагмировании более f/8, но далеко не в каждом сюжете. В целом, объектив довольно спокойно относится к контровому свету и позволяет смело играть с контрастными источниками света в кадре.
Даже если отключить в настройках камеры программное подавление хроматических аберраций, они не будут досаждать фотографу. На открытой диафрагме уровень хроматических аберраций низок, а при диафрагмировании на ступень они и вовсе могут исчезнуть.
Кроме того, аберрации очень эффективно подавляются с помощью встроенных возможностей камеры (в нашем тесте автоматическое подавление хроматических аберраций было отключено).
Геометрические искажения
Если вы снимаете исключительно в JPEG, то о таком понятии, как геометрические искажения, можете просто забыть. Фотоаппарат по умолчанию применяет программную коррекцию подобных аберраций. Более того, отключить эту функцию нам во время тестирования не удалось, соответствующий пункт меню Sony ILCE-7M2 был неактивен. Автоматика неплохо справляется со своей задачей, выравнивая прямые линии, расположенные близко к центру кадра.
Кадр сконвертирован из RAW с отключенной коррекцией искажений
Внутрикамерный JPEG с автоматически исправленной геометрией
Увидеть бочкообразную дисторсию SEL28F20 во всей красе можно лишь в RAW-конвертере, отключив применение соответствующего профиля (в продуктах Adobe он по умолчанию включён). В этом случае расположенные близко к краю кадра линии начинают заметно изгибаться, а угол обзора объектива чуть увеличивается. Видимо, чудес не бывает, и относительно бюджетный широкоугольник не может иметь идеальную геометрию. Однако скажем спасибо программным алгоритмам, легко справляющимся с этой проблемой.
Резкость, контраст, виньетирование
Вот мы и добрались, пожалуй, до самой интересной части нашего теста. А как обстоят дела с резкостью у SEL28F20? На открытой диафрагме высокая детализация есть лишь в центре кадра. Края снимка довольно мягкие, а в углах придирчивого фотографа вообще не ждёт ничего хорошего. Также заметно довольно сильное виньетирование — затемнение краёв кадра. Впрочем, оно легко исправляется программно. Зато объектив отличается сочной, контрастной картинкой даже на f/2.
Ситуация существенно меняется в лучшую сторону уже при f/2.8. Резкость в центре кадра становится очень высокой, но края всё ещё мягковаты. Заметно ослабевает виньетирование.
При f/4 виньетирование практически уходит. Претензий к краям кадра на 24-мегапиксельных камерах тоже не остаётся. Не слишком высокая резкость присутствует лишь в углах. Впрочем, здесь сказывается автоматическая коррекция геометрических искажений: программно вытянутые углы кадра не могут претендовать на высокую детализацию.
Дальнейшее закрытие диафрагмы положительно сказывается на резкости всего кадра, и при f/8 качество изображения идеальное. Резкость присутствует по всему полю кадра, на снимке различимы мельчайшие детали.
Выводы
Sony FE 28mm f/2 (SEL28F20) является весьма удачным объективом за свои деньги. Безусловно, это не топовый класс оптики, но фотограф вправе рассчитывать на сочную, контрастную картинку, высокую резкость на прикрытой диафрагме, неплохую бликозащиту. А ещё это удивительно компактный и лёгкий объектив, оснащённый дополнительной пыле- и влагозащитой.
Если угол обзора 28-мм объектива кажется вам не слишком широким, то SEL28F20 лёгким движением руки превращается в 21-мм сверхширокоугольник или даже 16-мм «рыбий глаз», достаточно лишь установить на него соответствующий конвертер. С ним совместимы модели SEL057FEC и SEL075UWC.
Минусы Sony FE 28mm f/2 (SEL28F20) характерны для большинства широкоугольников. Это заметное виньетирование на открытой диафрагме, падение резкости по краям и углам кадра на диафрагмах до f/4, появление лёгких засветок при съёмке в контровом свете. Однако ещё одного характерного недостатка широкоугольной оптики — сильных хроматических аберраций — этот объектив лишён. Их вы на снимках практически не встретите. Неоднозначно обстоят дела и с геометрическими искажениями. Бочкообразная дисторсия есть и весьма заметна, но только при съёмке в RAW и принудительном отключении программной коррекции в конвертере.
Sony FE 28mm f/2 (SEL28F20) — это удачное решение для любителей съёмки пейзажей, архитектуры, интерьеров, а также для стрит-фотографии. Объектив имеет ряд формальных минусов, но при диафрагмировании на пару ступеней фотограф может «выжать» из SEL28F20 очень высокое качество изображения.
Плюсы:
- компактность и лёгкость;
- малый диаметр светофильтра;
- металлический корпус;
- пыле- и влагозащита, отсутствие подвижных внешних элементов;
- совместимость с широкоугольными конвертерами;
- низкий уровень хроматических аберраций;
- высокая резкость при диафрагмировании;
- высокий контраст.
Минусы:
- заметное падение резкости по краям кадра на открытой диафрагме;
- виньетирование на открытой диафрагме;
- сильные геометрические искажения при съёмке в RAW;
- небольшие засветки при работе с сильным контровым освещением.