Обзор объектива от Айгуль Вишни
Я Айгуль Вишня, фотограф и блогер, уже несколько лет делюсь своим творчеством в Instagram под ником @vi66nya. Моя страсть — путешествия. Чаще всего это короткие поездки куда-то «в красоту» на 3–4 дня. Люблю снимать то, что меня вдохновляет, людей, города, а больше всего — атмосферу момента.
Мне нравится пробовать новую фототехнику. Я уже подготовила несколько обзоров для Prophotos.ru: например, фотографировала Стамбул, заснеженную Москву на Canon EOS 5D Mark IV и целый вагон крутой оптики к нему, увезла в четыре коротких путешествия (Петербург, Венеция, Стокгольм и Прованс) малышку Canon EOS M6, совсем недавно тестировала камеру начального уровня Canon EOS M100.
В этот раз я расскажу о своём опыте съёмки на тилт-шифт объектив Canon TS-E 50mm f/2.8L MACRO. Вместе с ним ко мне попала обновлённая версия камеры Canon EOS 6D — EOS 6D Mark II.
Читайте также:
Большинство фотографов считают, что тилт-шифт объективы нужны только для создания эффекта миниатюры в кадре. Я тоже так думала. Но на самом деле в профессиональной фотографии есть много сюжетов, в которых такая оптика очень полезна.
С тилт-шифт объективом можно снять небольшой объект под углом так, чтобы он весь попал в резкость. Для этого нужно наклонить плоскость фокусировки параллельно изображаемой плоскости.
Сдвиг оптической оси будет кстати в архитектурной и интерьерной съёмке. Мы можем снять высокое здание или колонну, не задирая камеру: фотоаппарат держим ровно, сдвигаем вверх только объектив. На итоговом кадре нет перспективных искажений, которые создаёт обычная оптика.
Снимок с выровненной перспективой
Скажу честно, в моей работе это применяется крайне редко. В этом объективе мне в первую очередь интересна творческая составляющая.
Больше всего я снимаю на тилт-шифт в Москве зимой, когда включают новогоднюю иллюминацию. Мне нравится делать городские зарисовки и экспериментировать с портретами. Тут можно совсем увлечься и создавать совершенно нестандартные фотографии. Кадр с оленем тому пример: некоторые мои подписчики спрашивали о «странном размытии». Сверхмалая глубина резкости не всегда привычна глазу.
Зато в кадре есть и перспектива, и огни в расфокусе. Такую картинку не получишь с обычной оптикой, не нарисуешь в Photoshop. Только посмотрите на этот снимок, сделанный среди ёлок на Манежной площади:
Почему в обзоре тилт-шифт объектива я пишу о новогодней иллюминации? Так уж вышло, что с моей лёгкой близорукостью мир подсвеченных городов для меня выглядит волшебнее, чем с полноценной резкостью. Можно размыть огни, создав атмосферное боке, если сфокусироваться на близком объекте, поставить в кадр человека, например. Тилт-шифт с его уникальной конструкцией позволяет экспериментировать с фокусом, не меняя ракурса.
Вот несколько кадров, снятых на ярмарке на Тверской площади. Огоньки здесь есть и на переднем плане, и на дальнем. И даже «потолок» из светящихся гирлянд. Идеальное место для работы с малой глубиной резкости.
А вот так скучно этот же сюжет видит обычный объектив или тилт-шифт без наклона оптической оси:
Идея использования тилт-шифт объектива в сюжетах с иллюминацией, конечно, не нова. Я подсмотрела этот приём у фотографа Кристины Макеевой несколько лет назад. До этого с тилт-шифт оптикой я не работала. Мне казалось, что с ней можно только играть, снимая с верхнего ракурса, размывая задний и передний план, превращая панорамы города в макеты из крошечных домиков и автомобилей.
Когда же в расфокус попадает новогодняя иллюминация, всё не так просто и однозначно.
Вот два кадра: с использованием наклона и без. Вторая картинка с деревом в расфокусе смотрится намного эффектнее.
А вот так эту историю можно обыграть в портрете. Человек и светящееся дерево находятся в одной плоскости, а иллюминация размыта благодаря возможностям объектива.
50 мм — популярное фокусное расстояние, но снимать с ним виды города сложно, особенно на узких улочках. Но у меня всё равно получилось кое-что интересное. Посмотрите на город с изменённой воздушной перспективой:
На Никольской улице мне хотелось чётко снять сцену, но при этом сделать огни эффектнее. И вот тут без тилт-шифта не обойтись.
А это фото с ранней утренней прогулки с подругой:
Здесь же рядом — вид на Третьяковский проезд, пустынный и прекрасный утром. И ещё более прекрасный, будучи снятым на тилт-шифт. Можно размыть только небо, а можно попробовать вертикальное размытие: в Canon TS-E 50mm f/2.8L MACRO и блок сдвига, и блок наклона оптической оси могут поворачиваться относительно друг друга независимо.
Canon TS-E 50mm f/2.8L MACRO сложно назвать портретным объективом: и светосила невелика, и фокусное расстояние не чисто портретное. Но он открывает интересные возможности при правильном использовании. Конечно, не стоит размывать модели полноса или один глаз. Лицо мы оставляем в фокусе, а вот дальше можно экспериментировать.
Вот небольшая фотосессия для моей подруги. Кадры сделаны практически с одной точки съёмки.