Знакомство с объективом
Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM — первый макрообъектив, разработанный для компактной беззеркальной фотокамеры Canon EOS M. В первую очередь он интересен возможностью увеличения до 1,2х и собственной, встроенной в корпус кольцевой подсветкой. Такое мы видим впервые! Давайте более подробно рассмотрим этот макрообъектив и разберёмся, на что он способен?
Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM обладает гибридной системой стабилизации изображения Hybrid IS, которая компенсирует линейные и угловые смещения камеры. Здесь не лишним будет вспомнить, как хорошо себя показала подобная система в Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM — старшем брате сегодняшнего испытуемого. Компенсация линейных смещений камеры крайне важна при макросъёмке.
За автофокусировку отвечает шаговый двигатель STM. Главным достоинством STM-мотора является быстрая и бесшумная фокусировка: объектив может плавно перефокусироваться с объекта на объект, что особенно важно при видеосъёмке.
Оптическая конструкция объектива состоит из 11 элементов в 10 группах. Используются два асферических элемента и один элемент из стекла со сверхнизкой дисперсией. Достаточно важный параметр для макрообъективов — минимальная дистанция фокусировки. Для этой модели она составляет 97 мм, а в режиме супермакросъёмки — 93 мм от плоскости матрицы. В комплекте к объективу есть передняя и задняя крышки, бленда и довольно внушительная инструкция на 10 языках (включая русский). Нужно отметить, что объектив не совместим с удлинительными кольцами и телеконвертерами.
Объектив удивительно компактный. Длина этого малыша всего 45,5 мм (меньше спичечного коробка), а включение супермакросъёмки или стандартного режима прибавляет ему примерно 15 мм. Вес практически не ощущается. Масса равна 130 граммам. Малый вес обусловлен материалом: корпус, байонет, бленда и крышки изготовлены из пластика. Однако к качеству изготовления претензий нет. Всё сделано качественно, детали идеально подогнаны друг к другу.
Из органов управления на корпусе есть рычажок переключения режимов съёмки и кнопка включения осветителей для макросъёмки.
И да, это первый в мире макрообъектив со встроенной светодиодной подсветкой.
Студийная фотосъёмка
Аккумулятор заряжен, штатив установлен, приступаем!
Не буду отступать от традиции: первой моделью нашего теста станет десятирублёвая монета. Такой снимок даёт возможность понять, какой масштаб съёмки способен обеспечить этот объектив. Осталось напомнить, что это первый и пока единственный макрообъектив в системе EOS M.
Стандартный режим, масштаб 1:1
Супермакрорежим, масштаб 1:1,2
В обоих случаях автофокус сработал идеально. Он быстро и бесшумно «зацепился» за монету.
Встроенная подсветка включается кнопкой на объективе. Эта же кнопка является переключателем режимов работы. Замечу, что подсветка не кольцевая. Диоды расположены по бокам объектива. При первом нажатии оба светодиода включаются на максимальную яркость. При повторном нажатии яркость уменьшается. Если необходимо включить только один светодиод, при включении подсветки нужно ненадолго зажать кнопку. Диоды также могут работать по отдельности в ярком и тусклом режимах.
Светодиодная подсветка довольно яркая, но её не всегда достаточно для использования в качестве единственного источника освещения. Если включить только встроенную подсветку, ISO придётся поднимать даже на открытой диафрагме.
Яркость подсветки рассчитана таким образом, чтобы обеспечить съёмку на открытой диафрагме при минимальном ISO на самой малой дистанции фокусировки. При удалении камеры от объекта съёмки мощности подсветки может не хватать. Для простого крупнопланового снимка может понадобиться ISO порядка 2000. Так что если вы снимаете не в масштабе 1:1, а мельче, стоит задуматься о дополнительном освещении.
Оба светодиода светят ярко
Оба светодиода светят тускло
Фотографии этих карандашей сделаны в полной темноте. Использовалась только подсветка объектива. Даже в этом случае автофокус сработал без задержек, фокус поймал практически мгновенно, не прогоняя фокусировку от крайнего до крайнего положения, чем обычно грешат макрообъективы.
Стандартный режим, масштаб 1:1
Супермакрорежим, масштаб 1,2
Стандартный режим, масштаб 1:1
Стандартный режим, масштаб 1:1
Стандартный режим, масштаб 1:1
Стандартный режим, масштаб 1:1
Объектив Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM позволяет показать привычные вещи под новым углом, увеличивая мелкие объекты до гигантских размеров, и даёт рассмотреть детали, которые невозможно увидеть невооружённым глазом.
Так, например, выглядит простая акварельная краска в режиме супермакро 1,2х:
Супермакрорежим, масштаб 1,2
Супермакрорежим, масштаб 1,2
Супермакрорежим, масштаб 1,2
Супермакрорежим, масштаб 1,2
Супермакрорежим, масштаб 1,2
Супермакрорежим, масштаб 1,2
Отряд зубочисток:
Супермакрорежим, масштаб 1,2
И наконец, я решил снять катушку ниток на открытой и закрытой диафрагмах, чтобы посмотреть на резкость и зоны резкости на крайних значениях диафрагмы:
Все фотографии сняты со штатива, без какой-либо обработки, с автоматическим значением ISO и баланса белого. На некоторых кадрах видно отражение подсветки. Иногда это может стать сильной помехой. Окончательные выводы я приберегу для раздела с выводами, а сейчас пришло время взять фотоаппарат с собой на улицу и проверить, на что способен объектив за пределами студии.
Съёмка в городе
Выйдя на улицу с объективом Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM, невольно начинаешь искать мелкие объекты: букашек, цветы, паутинки… Но этот объектив способен на большее.
Фокусное расстояние объектива позволяет снять как пейзаж, так и мельчайшую букашку. Это большая редкость для всех макрообъективов: обычно они используются только по своему прямому назначению или в портретных съёмках, так как обладают сравнительно большим фокусным расстоянием. Сейчас же речь идёт о «нормальном» фокусном расстоянии 45 мм.
Здесь установлена ирисовая 7-лепестковая диафрагма. С размытием фона объектив справляется очень хорошо, боке равномерное, особенно если передний план находится близко. Всё это благодаря большой светосиле. Блики в зоне нерезкости мягкие даже на прикрытой диафрагме.
Этот объектив с постоянным фокусным расстоянием 28 мм можно использовать как стандартный (штатный) для съёмки самых разных сюжетов. Но его «макросущность» никуда не исчезает. В любой момент можно сосредоточиться на самых мелких деталях сюжета.
Конечно, более интересные снимки начинаются тогда, когда речь заходит о макросъёмке.