Обзор объектива Canon EF-S 10-22 f/3.5-4.5 USM
Читайте также:
- Неделя с экспертом: тест объектива Canon EF 8-15mm f/4 L USM
- Неделя с экспертом: тест объектива Canon EF-S 60 f/2.8 Macro USM
- Неделя с экспертом: тест объектива Canon EF 16-35 f/2.8L II USM
- Неделя с экспертом: тест объектива Canon EF 50mm f/1.2L USM
- Неделя с экспертом: тест объектива Canon EF 85mm f/1.8 USM
- Неделя с экспертом: тест объектива Canon EF 35mm f/1.4L USM
Сверхширокоугольные объективы — это настоящий творческий инструмент. Обладая значительно большим по сравнению со взглядом человека углом обзора, они способны создавать в кадре интереснейшую, непривычную глазу картинку с усиленной перспективной. Это особенно ценят фотографы-пейзажисты. Да и сам по себе большой угол обзора — ценная вещь. Съемка в помещении, съемка архитектуры — в этих случаях без сверхширокоугольника редко удается обойтись. Герой нашего теста — сверхширокоугольный объектив, созданный для APS-C зеркалок Canon. Это Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM.
Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM участвует в акции “Возврат денег на карточку” от Canon. При покупке этой модели сумма возврата составляет 4 000 рублей.
Объектив не относится к L-серии, однако предъявить претензии к его конструкции сложно. Ни во время зумирования, ни во время фокусировки габариты объектива не изменяются, передний линзоблок не вращается. Это в частности позволяет без проблем использовать градиентные и поляризационные фильтры. Но имейте в виду, что вам понадобятся фильтры с максимально узкой оправой, иначе может возникнуть сильное виньетирование. Установка светофильтра изолирует тубус, внутри которого перемещается передняя фокусировочная группа линз. Это дополнительно защищает внутренности объектива от пыли и влаги. Ход колец фокусировки и зумирования у Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM плавный и легкий. Вообще по своей конструкции, а также по диапазону эквивалентных фокусных расстояний, объектив очень похож на своего полнокадрового собрата Canon EF 16-35 f/2.8L II USM.
Лишь светосила у Canon EF-S 10-22mm несколько ниже, особенно в положении 22 мм. Это ощущается при съемке с рук в условиях недостаточного освещения. Объектив не оснащен оптическим стабилизатором, и для обеспечения приемлемой резкости в положении 22 мм приходится использовать выдержку порядка 1/40 с. Это приводит к подъему ISO до уровня 1600-3200 единиц сразу после захода солнца. В широкоугольном положении светосила f/3,5 вполне позволяет снимать как в помещениях с искусственным освещением без штатива, так и на улице при свете фонарей.
Скорость фокусировки нареканий не вызвала, ведь объектив оснащен USM-приводом. Снимать можно буквально навскидку, что позволяет применять Canon EF-S 10-22mm для репортажной и жанровой съемки. Наводка на резкость осуществляется практически бесшумно.
Кому-то из читателей это может показаться странным, но для сверхширокоугольников минимальная дистанция фокусировки является такой же важной величиной, как и для макрообъективов. Чем она меньше — тем лучше. Малая дистанция фокусировки позволяет расположить на переднем плане кадра какой-то небольшой объект, сделать его главенствующим на снимке. При этом за счет сильных перспективных искажений остальные объекты в кадре значительно отодвинутся назад, уменьшатся в размерах. Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM может фокусироваться с дистанции 24 см от плоскости матрицы. Съемка со столь малого расстояния — это чуть ли не единственный способ размыть фон. Объектив отличается очень большой глубиной резкости.
Для меня сверхширокоугольник — это прежде всего инструмент для съемки городских пейзажей. Зачастую только такой объектив позволяет уместить в кадр крупные строения при съемке с определенных точек. Я использую штатив, закрытую диафрагму и длинную выдержку для получения качественных и эффектных снимков. Съемку я стараюсь проводить сразу после захода солнца, чтобы небо в кадре было синим или голубым на контрасте с желтым светом городских огней.
Кстати, объектив довольно необычно работает с огоньками фонарей. Подобно многим собратьям на закрытой диафрагме он рисует вокруг единичных источников свет “звездочки”. Из-за шестилепестковой диафрагмы звездочки получаются шестиугольными. Их лучи не острые, а как будто расходящиеся, чуть размытые. Эту особенность нельзя отнести ни к плюсам, ни к минусам объектива. Скорее, это особенность рисунка оптики. Интересно обстоят дела с виньетированием — затемнением углов кадра. На открытой диафрагме оно весьма заметно. Но диафрагмирование даже на треть ступени до f/4 существенно снижает затемнение. Еще лучше ситуация при f/5,6: на этом значении диафрагмы виньетирования уже не заметно.
В широкоугольном положении присутствует бочкообразная дисторсия, но уровень ее сравнительно низкий. В телеположении дисторсия практически не видна. Это очень хороший результат для широкоугольного зума.
Хроматические аберрации на снимках есть, особенно по краям кадра. Диафрагмирование на их уровень практически не влияет: они присутствуют и на f/3,5, и на f/8. Напомню, что в наших тестах мы отключаем коррекцию аберраций объектива в камере.
В положении 10 мм объектив демонстрирует неплохую детализацию в центре, но ближе к краю кадра она существенно снижается. Приемлемой для печати фотографий крупным форматом детализация по краю кадра становится при f/5,6. При f/8 — f/11 претензий к качеству изображения уже не остается. При f/16 детализация снижается из-за дифракции. Но и это значения я использовал во время съемок для удлинения выдержки и создания эффекта размытой воды.
Фокусное расстояние 10 мм
В положении 22 мм ситуация аналогичная: центр кадра резок уже на открытой диафрагме, а края становятся резкими при диафрагмировании на ступень. Лучший результат достигается при f/8-f/11.
Фокусное расстояние 22 мм
Выводы
Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM — удачная модель сверхширокоугольника для камер с сенсором формата APS-C. Объектив способен обеспечить высокую резкость в центре кадра уже на открытой диафрагме, а по краям — при диафрагмировании на ступень-две. Хроматические аберрации присутствуют, но их уровень не столь велик, чтобы ограничивать сферу применения данной модели. Дисторсия в широкоугольном положении слабо выражена, в положении 22 мм и вовсе практически отсутствует. Благодаря продуманному конструктиву и применению USM-мотора Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM удобен и быстр в работе.
Мы рекомендуем эту модель всем любителям пейзажей и городских видов для творческой съемки. Но и для чисто технических жанров (интерьерной, панорамной съемки) он может оказаться очень полезным. Не забывайте только чуть прикрывать диафрагму на одну-две ступени, и отличный результат вам гарантирован.
Плюсы:
- угол обзора до 107 градусов;
- отсутствие выдвигающихся и вращающихся частей;
- быстрый автофокус;
- малая минимальная дистанция фокусировки;
- высокая резкость по центру уже на открытой диафрагме;
- относительно низкий уровень геометрических искажений.
Минусы:
- для получения приемлемой резкости по краю нужно закрывать диафрагму на ступень-две;
- на открытой диафрагме присутствует виньетирование;
- присутствуют хроматические аберрации.