Обзор объектива
Canon EF-M 32mm f/1.4 STM — самый светосильный на данный момент объектив системы EOS M. Он был анонсирован одновременно с беззеркалкой EOS R, одним своим существованием доказывая, что компания не оставляет без внимания ставшую младшей беззеркальную систему.
Этой знаковой модели мы решили уделить максимум внимания, чтобы показать потенциал EF-M 32mm f/1.4 STM и всей системы EOS M. В этом нам помогут три известных Instagram-фотографа, рассказы которых о EF-M 32mm f/1.4 STM мы будем добавлять в обзор по мере готовности — оставайтесь на связи и не переключайтесь! А пока редакция Prophotos расскажет о новинке и её особенностях с более «формальной» точки зрения.
Удивительно, но до появления EF-M 32mm f/1.4 STM за светосильной оптикой владельцам камер семейства EOS M приходилось обращаться к «зеркальной» системе EOS. Нужно отдать должное инженерам компании, они предусмотрели подобную возможность. Мы даже провели большой тест объективов EF и EF-S на камерах EOS M. Единственной претензией к этим объективам стал их размер. Как ни крути, а EF-M 32mm f/1.4 STM намного компактнее почти любого объектива с переходником. С ним Canon EOS M6 поместится даже в карман зимней куртки.
А ведь речь идёт о светосильном фиксе! На f/1,4 можно и фон эффектно размыть, и съёмку с недостаточным освещением провести.
По углу обзора и сфере применения перед нами полный аналог «полтинника» (эквивалентное фокусное расстояние 51,2 мм). Это универсальное решение для любых сюжетов: от пейзажа до портрета.
Но давайте уже разберём новинку «по косточкам» и посмотрим, на что она способна. Сначала немного сухих цифр.
Основные особенности объектива Canon EF-M 32mm f/1.4 STM:
- фокусное расстояние 32 мм (51,2 мм экв.)
- светосила f/1,4;
- вес 235 граммов;
- диаметр светофильтра 43 мм;
- минимальная дистанция фокусировки 23 см;
- максимальный масштаб съёмки 0,25;
- шаговый привод автофокуса STM;
- 7 лепестков диафрагмы;
- оптическая схема из 14 элементов в 8 группах.
И здесь мы сразу хотим обратить внимание читателей на сложность оптической схемы нашего малыша. Конечно же, разработчики гнались за резкостью.
И её видно буквально с первых кадров, даже на полностью открытой диафрагме. Но чтобы не быть голословными, мы снимем городской сюжет на всех значениях диафрагмы. Этот же тест нам поможет разобраться и с другими параметрами качества картинки. Ставим камеру на штатив, фокусируемся вручную — за это отвечает широкое и удобное электронное кольцо.
Когда смотришь на кадр при f/1,4, так и хочется проверить показания в EXIF: действительно ли это открытая диафрагма? Резкость высокая, вполне достаточная для крупноформатной печати. Практически нет падения детализации от центра к краю кадра. Обратите внимание, как отчётливо видны все элементы циферблата на башне вокзала. То, что это полностью открытая диафрагма светосильного фикса, выдают лишь виньетирование (затемнение углов кадра) и незначительные хроматические аберрации вокруг ярких источников света.
Диафрагмирование до f/1,8 и f/2 несколько снижает хроматические аберрации и существенно уменьшает виньетирование, но на резкости почти не сказывается — она остаётся высокой по всему полю кадра. Если же нужна технически идеальная картинка, то она достигается на f/2,8: хроматические аберрации и виньетирование уходят. И на этой же диафрагме проявляется одна из особенностей данного объектива — звёздочки вокруг ярких источников света.
Дальнейшее диафрагмирование до f/4–f/8 ничего в характере изображения не меняет. Кадры резкие, без аберраций. И лишь звёздочки вокруг источников света становятся более различимы. А вот f/11 и f/16 уже приводят к потере детализации из-за дифракции — такие значения используем с осторожностью. Диафрагмы f/22 у этой модели нет.
Огромный опыт в тестировании оптики нас научил: чудес не бывает, или же они случаются крайне редко… Может, разработчики принесли боке, качество размытия в жертву резкости?
Но нет, даже на самых провокационных сюжетах объектив не подводит: блики от хромированных деталей получаются идеальными, с однородным заполнением, без двоения линий. Так что перед нами небольшое оптическое чудо.
Боке объектива нельзя назвать оригинальным и узнаваемым. Оно скорее нейтральное. И при этом в меру жёсткое. Детали заднего плана не размываются полностью, остаются читаемыми.
Возможно, в портретных съёмках это может отвлекать внимание от человека. Но для многих жанров (например, для тревел-фотографии) возможность снять кадр с размытым и одновременно узнаваемым фоном — полезное свойство.
EF-M 32mm f/1.4 STM позволяет вести съёмку с очень малой дистанции — 25 см от плоскости датчика изображения. Конечно, речь не идёт о макросъёмке, но снять небольшой предмет так, чтобы он занял большую площадь кадра, получится.
Максимальный масштаб съемки Canon EF-M 32mm f/1.4 STM
Важно отметить, что обладая большим диапазоном дистанций фокусировки и высокой светосилой, объективу на фокусировку приходится тратить ощутимое время. Моментально EF-M 32mm f/1.4 STM не наведётся на резкость: в среднем чуть меньше секунды при перефокусировке с минимальной дистанции на бесконечность, а в обратную сторону чуть медленнее. Но это время можно заметно сократить, используя ограничитель дистанции фокусировки (от 0,5 м до бесконечности), соответствующий переключатель есть на корпусе объектива. В этом случае никаких претензий к скорости автофокуса уже не возникнет.
Объектив совместим с блендой ES-60, но практически в любой ситуации легко можно обойтись без неё. В контровом свете EF-M 32mm f/1.4 STM не теряет контраст, не демонстрирует хроматических аберраций и практически не ловит бликов.
При очень жестком контровом свете потери контраста не происходит.
Попавшие в кадр яркие источники света не дают бликов.
И лишь звёздочки вокруг ярких участков кадра будут проявлять себя во всей красе, чем сильнее вы закроете диафрагму. У каждой звёздочки 14 лучей — в два раза больше, чем лепестков диафрагмы, от которых они и отражаются. Впрочем, зная об этой особенности EF-M 32mm f/1.4 STM, легко можно использовать её как творческий инструмент.
Вывод редакции
На последующих страницах статьи мы дадим слово нашим коллегам-фотографам, которые поделятся своими впечатлениями от EF-M 32mm f/1.4 STM и великолепными кадрами с него, пока же время подвести резюме от редакции.
Canon EF-M 32mm f/1.4 STM на сегодняшний день самый светосильный объектив системы EOS M и одновременно самый высококлассный её представитель. Он легко справится с любыми любительскими задачами, но подойдёт и для решения профессиональных: пейзажная, предметная, качественная тревел-съемка.
Его отличает высочайшая резкость уже с открытой диафрагмы, хорошо скомпенсированные хроматические аберрации и виньетирование (полностью пропадают после f/2,8) и уверенная работа в контровом свете. При этом объектив способен обеспечить приятное глазу размытие заднего плана, эффектно отделить главный объект от фона.
К особенностям данной модели следует отнести звёздочки, которые появляются вокруг одиночных источников света в кадре при закрытии диафрагмы. Их легко можно избежать, открыв диафрагму. Но в ряде сюжетов они смотрятся интересно и эффектно.
Плюсы:
- высокая светосила;
- высокая резкость с открытой диафрагмы;
- сильное и приятное глазу размытие фона;
- компактный размер и малый вес;
- уровень хроматических аберраций низок, они пропадают полностью после f/2,8;
- хорошая работа в контровом свете;
- хорошая бликозащита;
- малая минимальная дистанция фокусировки;
- лимитер дистанций фокусировки на корпусе.
Минусы:
- некоторое количество хроматических аберраций присутствует на f/1,4–f/2;
- виньетирование на открытой диафрагме.