Вверх

Тест объектива Canon EF 50 f/1.8 STM

Дата публикации: 01.07.2015

Обзор объектива

Сегодня у нас на тесте объектив, который обещает стать настоящим бестселлером. Почему? Ну начнем с того, что это светосильный «полтинник», который одинаково хорошо подходит и к полнокадровым, и к неполнокадровым зеркалкам Canon. Его стоимость действительно низкая, если сравнить с любым другим светосильным фиксом. Наконец, достаточно вспомнить о популярности его предшественника, неизменно сопровождавшего любого увлеченного «кэнониста» на протяжении последних двух десятков лет. Итак, встречаем Canon EF 50mm f/1.8 STM!

Тест объектива Canon EF 50 f/1.8 STM

Canon EOS 5Ds и Canon EF 50mm F1.8 STM

Этот тест мы начнем с исторического отступления. Раз уж мы упомянули об объективе-предшественнике, то самое время рассказать о нем более подробно. Легендарный Canon EF 50mm f/1.8 II благополучно просуществовал на рынке (внимание!) четверть века. Его производство началось в далеком 1990 году. За пластиковый корпус у западных фотографов он получил прозвище Plastic Fantastic. Но не будем забывать, что собственные имена получали лишь самые легендарные объективы. Это своеобразное признание. Для тысяч фотографов именно этот объектив стал первой светосильной оптикой. А с приходом цифровой эры и сенсоров формата APS-C он из «штатника» переквалифицировался в портретник, что добавило ему еще больше популярности. Но будем честными: дешевый конструктив, шумный и медленный автофокус, не всегда идеальная резкость на открытой диафрагме и обидный пластиковый байонет были объективными минусами этой модели.

Canon EOS 750D / Canon EF 50mm f/1.8 STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/1600 с

Конструкция

Canon EF 50mm f/1.8 STM — это обновленная, хоть и внешне немного похожая на своего предшественника версия легендарного Plastic Fantastic. Безусловно, ждать от бюджетной оптики металлического корпуса не стоит. Он все так же выполнен из полимерных материалов. Но байонет стал металлическим — мелочь, а приятно!

Об изменениях в системе автофокусировки говорит само название объектива. Буквы STM указывают на применение шагового привода автофокуса, адаптированного для видеосъемки. На этом моменте стоит остановиться подробнее. Ключевое отличие STM-привода заключается в возможности перемещать линзы с разной скоростью: при фотографировании быстро, а при видеосъемке медленно, плавно.

Canon EOS 750D / Canon EF 50mm f/1.8 STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/3200 с

Совсем бесшумным автофокус назвать нельзя: в процессе работы он все же издает едва слышное гудение. Слышно его и при ручной фокусировке: в зависимости от скорости вращения фокусировочного кольца частота звука заметно меняется. Ведь кольцо автофокуса здесь электронное. Вращая его, вы управляете все тем же STM-приводом автофокуса. Но реакция электроники такая быстрая и точная, что отсутствие прямого контакта с механизмом фокусировки абсолютно не ощущается. Проблем с ручной фокусировкой не возникает: резкость можно навести с прецизионной точностью.

В конструкции объектива произошли и другие изменения. Если у предшественника было всего пять лепестков диафрагмы, то у Canon EF 50mm f/1.8 STM их стало семь. Благодаря этому при съемке на прикрытой диафрагме в зоне боке не образуются блики в форме гаек, они остаются круглыми. Такая диафрагма называется скругленной. Как правило, скругленная диафрагма применяется в портретных объективах для получения максимально мягкого размытия фона, без отвлекающих элементов. Не будем забывать, что на камерах с сенсором формата APS-C объектив Canon EF 50mm f/1.8 STM как раз становится портретником.

Скругленная диафрагма

Canon EOS 750D / EF50mm f/1.8 STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/1600 с
Canon EOS 750D / EF50mm f/1.8 STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/1600 с
Canon EOS 750D / EF50mm f/1.8 STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/800 с
Canon EOS 750D / EF50mm f/1.8 STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/400 с
Canon EOS 750D / EF50mm f/1.8 STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/200 с

В ходе нашего теста мы использовали Canon EF 50mm f/1.8 STM с разными камерами: с полнокадровыми Canon EOS 5D Mark III и Canon EOS 5Ds, а также с «кропнутым» Canon EOS 750D. Одной из целей такого тестирования была проверка точности работы автофокуса. Если на предыдущую версию объектива у фотографов были нарекания именно в отношении точности, то с Canon EF 50mm f/1.8 STM таких проблем не возникло. Он фокусируется именно там, где ему указал фотограф, выбрав соответствующую точку фокусировки. Во время теста и по центральным, и по боковым точкам Canon EF 50mm f/1.8 STM фокусировался без промахов.

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 50mm f/1.8 STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/1600 с

Минимальная дистанция фокусировки Canon EF 50mm f/1.8 STM составляет 35 см от плоскости матрицы. Конечно, этого не хватит для полноценной съемки макро. Однако крупноплановая съемка цветов, даже таких мелких, как ландыши, проблем не составит.

Съемка с минимальной дистанции
Снимок сделан не серийной камерой

Съемка с минимальной дистанции
Снимок сделан не серийной камерой

Canon EOS 5DS / Canon EF 50mm f/1.8 STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/1600 с
Съемка с минимальной дистанции

Съемка с минимальной дистанции

Canon EOS 5D Mark III / Canon EF 50mm f/1.8 STM УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/3200 с
Дата публикации: 01.07.2015
Комментировать
Главы:1234
Далее «Оптические свойства»
825463e4 2a40 4f69 a6a6 2687cf88370f square 100
Георгий Полицарнов

Главный редактор Prophotos.ru. Эксперт в области фототехники и фотографии, занимается тестированием фотооборудования с 2007 года. Является автором ряда обучающих курсов в Fotoshkola.net.

Серия статей

Развернуть весь список
Сергей, 2018-12-10T23:39:39

Благодарю за отзывы.

Alexander Savochkin, 2018-12-06T23:06:36

В хобби, конечно же, правил нет, и делать можно всё что душа пожелает.

Однако и тут неплохо бы для себя определиться, оно надо чтобы получить результат, или таки ради процесса исследования исследованного. И то, и другое равно хорошо, но понимать выбор стоит уже ради того, чтобы заниматься именно тем, чем хочется.

Вроде того, что играть на скрипке фальшиво никто не запретит. Но если хочется играть на скрипке так, чтобы другие не хотели убежать подальше — нужно настраивать инструмент, правильно держать смычок и тренировать слух. В фотографии то же самое.

Георгий Полицарнов, 2018-12-06T07:06:36

Это называется «хобби».

Alexander Savochkin, 2018-12-06T02:42:14

Тут есть интересный системотехнический эффект, который выражается известной фразой «кроилово ведёт к попадалову». Экономия на макрообъективе приводит к покупке объектива общего назначения, колец, меха, линз, потерям времени и качества — и в конечном итоге обходится дороже, чем покупка нормального макрообъектива.

Felix Lazarev, 2018-12-05T12:23:06

Классные фотки. Спасибо.))
Сам пользуюсь этим объективом уже более полугода. Всем доволен.
Конечно, я бы хотел 24-70 2.8, но если денег нет, лучше объектива не найти.
С этим объективом более менее раскрывается мой талант, я уже вырос из дешёвых зумов.
Недавно попробовал советские объективы МС Гелиос 44-М4 2/58 и Мир-1 2.8/37,
В них есть свой прикол, но не более того. По 1500-200 рублей за штуку им красная цена. Конечно, на дорогой полнокадровой камере вероятно они раскроются лучше. (Но, всё равно, иногда хочется сделать типа старое фото, а с современной техникой ты не можешь)
А 50 mm 1.8 STM действительно отличный объектив, учитывая его компромиссную цену. Если у вас 18-55 и/или 18-135, не раздумывая покупайте. Да, с ним на кропе не всегда удобно. Это точно. Зато фотки классные. Вообще светосильные объективы рулят. А всё остальное от нищеты и от неуёмных запросов предприимчивых японцев.)

Георгий Полицарнов, 2018-12-05T07:11:23

От себя добавлю: пробовал макрокольца, макромеха, реверсивные кольца, макролинзы. Линзы — это путь в никуда: слишком сильная потеря детализации, появляются аберрации, теряется резкость по полю кадра, остается немного только в центре. Кольца и меха можно применять только с определенными объективами, которые были экстремально резкими в «нормальной» жизни. Плюс необходим внешний свет. Реверсивные кольца — тоже методом проб и ошибок. Нужно гуглить опытд других фотографов, чтобы сформировать правильную пару. И это точно будет не Canon EF 50mm f/1.8 STM, ведь у него электронное кольцо фокусировки и управление диафрагмой. Как только вы снимаете его с байонета, вы теряете возможность управления объективом.

Alexander Savochkin, 2018-12-04T17:23:41

Рассуждайте в терминах масштаба изображения. Масштаб 1:1 означает, что объект величиной 1 см займёт на сенсоре место размером 1 см. То есть половину длинной стороны кроп-сенсора, и две трети короткой. Какое кольцо какой масштаб обеспечивает, я сейчас не вспомню, но вы без труда нагуглите эти сведения самостоятельно.

Снежинка величиной 1 см большая редкость, обычно они порядка 2-4 мм. Вот и считайте, какое увеличение вам нужно. Увеличить масштаб поможет насадочная линза, или, как её нынче называют, макрофильтр. Её накручивают на объектив на место светофильтра, объектив теряет бесконечность и уменьшает дистанцию фокусировки. Говорят, при этом даже светопропускание меняется незначительно. Комбинация такой линзы и удлинительных колец теоретически вам даст увеличение больше чем 1:1, но что там будет со светосилой и тем более качеством изображения, не скажет вообще никто. Тут вам придётся провести натурный эксперимент.

Ещё, кстати, можно попробовать найти реверсивное кольцо: с одного конца у него байонет, с другого резьба под светофильтр. Объектив при помощи такого кольца ставят задом наперёд, в паре с удлинительными кольцами это даёт результаты лучшие, чем просто удлинительные кольца.

Тут как. Если деньги жмут (в чём нет ничего постыдного, они почти всех жмут), и вопрос денег строго первичен, можно экспериментировать с кольцами и линзами. Если всё-таки нужно высокое качество, тогда начинать надо с макрообъектива. Потом, возможно, потребуются ещё кольца, потому как макрообъектив не панацея. И таки да, не забудьте заложиться на свет. Его надо МНОГО, потому что микроскопическая снимаемая сцена должна отразить в камеру столько же света, сколько отражает огромная площадь, допустим, пейзажа. Поэтому освещённость микросцены должна быть кратно выше освещённости макросцены. К тому же, для сколько-нибудь заметной глубины резкости диафрагму придётся закрывать. Соответственно, дело пахнет вспышками. Способы сэкономить есть и здесь (например, сгодятся самые простые китайские вспышки без автоматики), но не удивляйтесь, если одними удлинительными кольцами не обойдётся.

Сергей, 2018-12-04T11:11:33

Благодарю за оперативные ответы. Вопросов меньше не стало))) Понятное дело, что макро объектив приоритетнее, но и цена от 30 т.р. и т.д. Цена же за кольцо 5-10 т.р. Вы пишете что понижается детализация и светосила. На сколько сильно все это "дело" "упадёт"? В случае покупки кольца, на какое обратить внимание на 12 или 25? Вокруг снежинки-льдинки, жаль такое упускать. :-)

Георгий Полицарнов, 2018-12-04T06:01:44

Дистанция фокусировки уменьшится, детализация понизится, аберрации усилятся. Чем больше кольцо, тем сильнее сокращается дистанция фокусировки и тем сильнее падает качество.

Alexander Savochkin, 2018-12-04T00:54:21

Сергей! Если вы поставите макрокольцо между объективом и камерой, дистанция фокусировки сократится, фактическая светосила объектива также упадёт. С точки зрения оптического качества вариант не слишком хороший, поскольку в расчёте макрообъективов существуют свои особенности, которые не учитывают при расчёте обычной оптики. Тем не менее, лучше так, чем никак. Отличие приведённых вами колец в их физической длине, соответственно, в увеличении масштаба съёмки, уменьшении светосилы и минимальной дистанции фокусировки. Чем больше число на кольце, тем сильнее оно влияет.

Сергей, 2018-12-03T23:35:42

Приветствую. В статье указанно, минимальная дистанция фокусировки 35 см., для макро маловато будет. Далее вопрос, что если на данный объектив "накрутить" макрокольцо? Например EF 25 II или EF 12 II? Как в этом случае будут дела обстоять с макро? Возможен ли такой вариант? Светосила объектива хоть и не предельная, но 1.8 всё-таки не 5.6... например. Что касается приведенных в пример колец, в чем их отличие? И какое более предпочтительно для данной связки, если таковая возможна?

Дмитрий Диваков, 2018-05-28T10:31:48

спасибо за отзыв)

st3av3, 2018-05-26T13:34:41

День добрый! У меня 800D(вернее T7i) и 50 1.8 STM, крайне доволен сетапом. В будущем приобрету либо Tokina 50-135 2.8, либо Sigma 50-150 2.8 OS(если найду за адекватную цену). Ну и широкоугольный фикс. А китовый(новый 4-5.6) объектив займет своё штатное место - подпорки для мебели. После покупки полтосика - вообще не пользуюсь китом, слишком разительные отличия. Жаль только стабилизации нет, но на видео я пока не замахиваюсь.

Alexander Savochkin, 2018-05-15T05:58:31

Дмитрий! В вашем вопросе содержится даже не половина ответа, а ответ целиком. На стороне Сигмы универсальность, а вместе с ней заодно вдвое меньшая светосила и отсутствие гарантий совместимости с камерой. То есть если вдруг что-то пойдёт не так, Кэнон вам не поможет. На стороне объектива Кэнон светосила и гарантии совместимости, но это ценой меньшей универсальности. Может, она вам и не нужна, а может, без неё неудобно. Это вам виднее.

Дмитрий Диваков, 2018-05-14T17:58:04

Здравствуйте, такой вопрос. Собираюсь покупать canon 800d, преимущественно фотографировать портреты (ночная и дневная съемка). Бюджет несильно большой. Подскажите пожалуйста, что лучше взять: EF 50mm f/1.8 STM или Sigma 17-50mm F2.8. Сигма привлекает своей универсальностью.

Alexander Savochkin, 2018-05-02T06:32:11

Да, подойдёт. Да, проявит полностью — какой бы смысл вы ни вкладывали в эти слова.

Анастасия Родина, 2018-05-01T20:47:42

подойдёт ли такой объектив на Canon 600D? И полностью ли он себя проявит?

Alexander Savochkin, 2017-12-27T03:34:28

Я, положим, и пейзаж снимал полтинником на кропе, но должен признать: неудобно, и надо сюжеты находить такие, которые полтинником снимать уместно.

Roman Sofronov, 2017-12-26T13:02:01

исключительно портреты

Алексей, 2017-10-27T08:10:35

Отличный объектив за свои деньги. Нашел примеры фоток с него http://onfotolife.com/lens_...

748f7e7f 9cfa 44b9 9ebe 92a94c2b3fec